Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

04.09.2006 | Татьяна Становая

«Коммерсант» продан

30 августа стало известно, что ИД «Коммерсант» продан известному бизнесмену, партнеру «Газпрома» Алишеру Усманову. Сумма сделки, по данным СМИ, составила около 300 млн. долларов.

ИД «Коммерсант» был одним из наиболее влиятельных медиа-ресурсов Бориса Березовского. До 2005 года Березовский внешне не пытался использовать газету в своих политических целях. Она сохраняла свою объективность, а главный редактор Андрей Васильев дорожил приемлемыми отношениями с Кремлем: в противном случае, журналисты издания были бы серьезно ограничены в доступе к информации, так что авторитет газеты мог заметно пошатнуться. Березовский пытался использовать другие инструменты для своего политического влияния в России. Изначально у него был достаточно широкий медийный бизнес, который он постепенно терял. Основную ставку он все же делал на собственную информационную кампанию: для этого ему было важно, чтобы его издания носили объективистский характер, обладали респектабельным имиджем, были спокойно-критичны в отношении власти, а также предоставляли возможности для размещения его заявлений, обращений на правах рекламы. Информационные поводы Березовский старался не столько использовать, сколько создавать.

В политике Березовский гораздо больше внимания уделял не возможностям своих медиа-активов, а влиянию на оппозицию. Достаточно вспомнить его партию «Либеральная Россия», которая быстро была разгромлена властями. Березовский часто повторял, что правые и левые оппозиционеры должны объединить свои усилия и вместе выступать против политики Кремля. Но ни один его политический проект в России так и не получит развития.

Переломным оказался 2005-й год. Тогда «оранжевые революции» на постсоветском пространстве, резкое ухудшение отношений России с Западом, фобия Кремля в отношении «оранжевого» потенциала российской оппозиции создавали иллюзию, что внутриполитическая ситуация не так уж и стабильна. Стоит напомнить, что в 2005 году в России наблюдался всплеск создания «псевдо-оранжевых» организаций и движений, которые, как выяснялось, практически ничего из себя не представляли. Тем не менее, именно тогда Березовский попытался активизировать свое влияние в России. Он сменил руководство «Коммерсанта» на более близкие к себе фигуры. Газета «Коммерсант» выделила специальную полосу под «мнения»: формировалась площадка для критики власти. Газета стала более идеологизированной, градус её оппозиционности повысился.

Одновременно появилась газета «Коммерсант-Украина». По задумке Березовского, именно из Украины можно было осуществить «экспорт революции». Он стал предпринимать активные попытки пробиться к украинской элите. Как он сам утверждает, «оранжевым» силам выделялись немалые деньги в ходе президентских выборов. В обмен на это Березовский думал, как минимум, стать «персоной грата» в Украине. Однако практически сразу он был отвернут украинской элитой. Во-первых, новое руководство страны понимало, что связи с Березовским могут осложнить и без того непростые отношения с Россией. Во-вторых, Березовский слишком прямолинейно пытался «купить» свои политические возможности влияния на Россию через Украину, что раздражало многих «оранжевых» деятелей. Березовский быстро превратился в маргинала, который не только не может быть полезен, но который и ненадежен. После отказа Украины предоставить Березовскому визу, бывший российский олигарх начал активно играть на противоречиях между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко. Как следствие, он оказался аллергеном практически для всех украинских игроков.

Однако планы Березовского и при условии совместимости с украинской элитой были практически не реальны. Продвижение «революционных» идей в России наталкивается на неприятие того «хаоса», который сложился в самой Украине. Большинство населения России, по данным соцопросов, негативно оценивают последствия «революции». Тем не менее, Березовский пытался использовать украинскую площадку для влияния на Россию. Одновременно с его стороны последовали и сенсационные заявления: например, Березовский признался, что готовит государственный переворот в России, за что получил предупреждение от британских властей.

Однако, судя по всему, достаточно быстро Березовский разочаровался в своих возможностях. Вскоре стало известно, что Борис Березовский продал ИД «Коммерсант» своему давнему партнеру, ныне проживающему в Грузии - Бадри Патаркацишвили. Тогда в качестве основной была выдвинута версия о стремлении Березовского «обезопасить» свой бизнес от политических рисков, отдав ИД близкому партнеру. По другой версии, Патаркацишвили хотел «развести» бизнес с Березовским. Источники в окружении грузинского бизнесмена заявили «Ведомостям», что Бадри Патаркацишвили решил отделиться от своего многолетнего партнера, поскольку «устал сидеть в Грузии» из-за политических амбиций Березовского. «Две недели назад Березовский в очередной раз сделал заявление о готовящемся вооруженном перевороте в России, что стало последней каплей терпения Бадри», - добавил он. Похожее объяснение дал и сам Березовский. «Недавно я сделал заявление о необходимости силового перехвата власти в стране, в России была бурная реакция. После этого Бадри предложил выкупить мою долю в совместном бизнесе, - сообщил он «Ведомостям». - Неделю назад мы встретились в Израиле, и я дал согласие на то, чтобы продать ему долю в бизнесе».

Судя по всему, Березовский решил найти посредника, который помог бы продать ИД по более или менее приемлемой цене. Патаркацишвили фактически и стал таким посредником - он по своей натуре бизнесмен, далекий от политических авантюр. Даже несмотря на то, что он попал в список «персон нон-грата» за связи с Березовским, Кремль относился к нему более терпимо. С самим Березовским Кремль не стал бы вести переговоры. Кроме того, Патаркацишвили сейчас находится в своей стране в оппозиции Михаилу Саакашвили (он даже является вероятным кандидатом на пост мэра Тбилиси), что объективно делает его фигуру интересной для российских властей.

Продажа «Коммерсанта» Борисом Березовским показывает, что бывший российский олигарх фактически капитулировал перед Кремлем. Ситуация внутри страны складывается для него неблагоприятно: «монетизационные» протесты не дали серьезных дивидендов оппозиции. Ни политических фигур, ни структур, способных успешно участвовать в выборах, найти не удалось. Кроме того, к настоящему времени сам Березовский во многом стал инструментом игры других, более сильных субъектов. Запад активно использовал Березовского как фактор давления на Москву. Сам факт предоставления ему политического убежища указывал на политические преследования в России и ставил под вопрос демократичность ее режима. В России только слухи о связях с Березовским могли поставить крест на политической карьере. В то же время многочисленные маловлиятельные политические игроки откровенно пытались использовать Березовского как финансовый ресурс, который, в свою очередь, никак себя не оправдывал.

Перед Патаркацишвили стояла задача продать ИД как можно дороже. В СМИ в качестве возможных покупателей фигурировали «Альфа-групп» (известно о напряженных отношениях этой группы с ИД), ОАО «РЖД» (Владимира Якунина называют одним из возможных преемников Владимира Путина в 2008 году), Роман Абрамович, а также «Газпром». Причем складывалось впечатление, что именно с «Газпромом» велись наиболее активные переговоры, что следовало из заявлений представителей компании о слишком высокой цене ИД.

Покупателем ИД «Коммерсант» стал бизнесмен Алишер Усманов - глава «Газпроминвестхолдинга» и совладелец холдинга «Металлоинвест». Усманов один из богатейших российских предпринимателей, который занимает 25-е место в списке толстосумов журнала «Forbes» с капиталом 3,1 млрд долларов. «Газпроминвестхолдинг» - дочерняя компания «Газпрома», которая занимается возвращением его дебиторской задолженности. Как совладелец «Металлоинвеста» (вместе с Василием Анисимовым и депутатом Госдумы Андреем Скочем), Усманов владеет Михайловским ГОКом, «Уральской сталью», «Ормето-УЮМЗ». Как сообщает «Коммерсант», к концу года в холдинг будут переданы активы Оскольского электрометаллургического комбината и Лебединского ГОКа. Стоимость металлургических активов господина Усманова и его партнеров составляет $10-12 млрд.

Алишер Усманов - хорошо известный бизнесмен, который сумел «подняться» в 90-е годы: уже тогда он стал одной из знаковых фигур в российской металлургии. Своим продвижением в бизнесе он во многом был обязан и хорошим связям с бывшим председателем правления ОАО «Газпром» Рэмом Вяхиревым. Однако после прихода к власти в России Владимира Путина, а также смены руководства «Газпрома», Усманов сумел не только «уцелеть», но и наработать новые связи, гармонично вписавшись в новую «путинскую элиту». Усманов активно содействовал консолидации активов «Газпрома», которую начало новое руководство. В частности, именно он помог «Газпрому» вернуть почти 5% его акций, находившихся на балансе «Стройтрансгаза», крупными акционерами которого были ближайшие родственники Рема Вяхирева и Виктора Черномырдина.

Одновременно он и сам стал вести активную экспансию в металлургическом секторе. В конце прошлого года он приобрел Михайловский ГОК. Тогда сделка оказалась скандальной. Заплатив Борису Иванишвили (бывшему главе банка «Российский кредит») 1,6 млрд долларов за 97% акций Михайловского ГОКа, Усманов и его партнер Василий Анисимов обнаружили, что акции ГОКа арестованы по решению арбитражного суда Ростовской области по иску багамской Colchecter Group Trading. Эта фирма утверждала, что имела первоочередное право на приобретение данного пакета акций. Виновником мошенничества прокуратура признала известного российского бизнесмена Олега Киселева, который был объявлен в розыск. Эта история лишь подтверждает возможности Усманова по отстаиванию своих бизнес-интересов в России.

Алишер Усманов близок к «газпромовской» группе влияния, имеющей свои стратегические политические интересы. В частности, первый вице-премьер России, а также председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев считается одним из наиболее вероятных кандидатур на пост президента России в 2008 году. Учитывая, что Медведев не является консенсусной фигурой для кремлевского окружения, наличие собственных влиятельных медиа-ресурсов в предвыборный период становится фактором политического успеха.

За последнее время все наиболее сильные группы влияния стремятся обзавестись собственными медиа-ресурсами, что повлекло «передел собственности» на медиа-рынке. В начале июня прошлого года «Газпром-Медиа» приобрел у ЗАО «Издательский дом «Проф-Медиа» 50,19% акций газеты «Известия» - одной из самых массовых общенациональных газет в России, которая обладает известным и авторитетным брендом и распространяется как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. «Газпром-медиа» также открыл собственную радиостанцию «Сити-FM». По данным газеты «Ведомости», идет обсуждение покупки газеты «Комсомольская правда».

«Известия» и «КП» - газеты, которые имеют существенное электоральное значение. «Коммерсант», с точки зрения прямого влияния на настроения избирателей, такого интереса не представляет. Однако, с точки зрения влияния на настроения элиты, лидеров общественного мнения, референтных групп – эта газета более чем привлекательна. Таким образом, «Газпром-медиа» и в целом «газпромовская» группа влияния диверсифицирует свое влияние, начиная с массовых изданий и заканчивая элитными.Судя по всему, Алишер Усманов выполнил поручение Кремля, купив ИД «Коммерсант». Ранее он не имел опыта работы на медиа-рынке и особо интереса к нему не проявлял. Не исключено, что это является очередным «вкладом» в оптимальные отношения с властью. Кремлю важно не допускать форс-мажоров в важнейшем избирательном цикле, который ждет Россию в 2007-2008 годах. «Зачистка» медиа-рынка здесь является одним из элементов минимизации политических рисков. Усманов - лояльный бизнесмен, которому будет важно не допустить оппозиционности газеты. При этом она вряд ли станет провластной и слишком тенденциозной: в противном случае, она потеряет свой вес и авторитет, что снизит ее влиятельность.

Самое важной в этой истории - это постепенное расширение медиа-влияния «газпромовской» группы, которая сможет использовать свои возможности для продвижения Дмитрия Медведева как политика и возможного преемника Владимира Путина. Причем публично «Газпром» остается в стороне, давая понять, что не имеет никакого отношения к покупке «Коммерсанта».

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net