Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.09.2006 | Сергей Михеев

Пора возвращать прописку

События в Кондопоге стали очередным «звоночком» для властей, явно свидетельствующим, что бесконтрольная миграция по территории России ведёт к разрушению этнического баланса и межнациональным проблемам, грозящим вылиться в массовые волнения. Активность диаспор порождает межнациональное напряжение. Можно долго дискутировать о причинах данной проблемы и призывать население массово перевоспитываться, но есть одна мера прикладного характера, которая могла бы значительно снизить остроту проблемы – возобновление прописки.

Совершенно очевидно, что конфликты, подобные карельскому, по сути, спровоцированы недальновидной политикой властей. Полное отсутствие разумного регулирования миграционных потоков породило возникновение крупных этнических диаспор в традиционно моноэтнических (в первую очередь, русских) регионах. Это не могло не привести к возникновению межнационального напряжения, так как диаспоры вольно или невольно начали теснить местное население в борьбе за жизненное пространство. При этом чаще всего это происходит при поддержке коррумпированных местных властей.

С другой стороны, нынешняя конъюнктурная кампания по борьбе с «русским фашизмом» широко используется лидерами этнических диаспор для расширения своего влияния и оправдания любых своих действий. Фактически многие из них решили, что пришло время безнаказанности, так как любой конфликт с местными жителями можно списать на скинхедов, русских националистов и предстать в роли пострадавших. Конфликт в Кондопоге в этом смысле показателен – убиты русские, но пострадавшей стороной представляют чеченцев.

Беспрецедентно выглядит и активность чеченских властей. Несмотря на то, что Кондопога находится за тысячи километров от Чечни, официальные власти республики, задолго до выводов следствия, решительно выступили в защиту «своих». При этом чеченские должностные лица выдвинули версию о том, что всё дело в «переделе сфер влияния». Если это так, то получается, что легитимные власти одного из регионов России публично выступают на стороне одной из криминальных группировок (в данном случае чеченской) в конфликте по переделу сфер влияния. Причём в другом регионе страны. И не просто выступают, а почти открыто угрожают. Такого ещё не было.

Проще говоря, чеченским лидерам, судя по всему, хотелось бы, обладая всей полнотой власти на территории Чечни, кроме этого ещё иметь и мощную сеть влияния во всех субъектах РФ. Эта сеть диаспор в том числе, видимо, должна и финансово подпитывать Чечню. По сути, к этому чеченская элита стремилась с самого момента распада СССР. Собственно, такие сети разных этнических диаспор давно уже действуют на территории России. Именно их чрезмерная активность и вызывает конфликты, подобные карельскому, а также и те «антикавказские настроения», тезис о которых вполне в духе времени используют чеченские власти.

При этом ясно, что за кулисами подобной активности постоянно маячит неявный шантаж – если вы будете трогать «наших», ситуация в Чечне снова может обостриться. Возникает вопрос – а не слишком ли высока цена стабильности в этой северокавказской республике? Не хватит ли того, что уже заплачено и отдано? Победные рапорты о том, как улучшается жизнь в Чечне и какие огромные деньги туда вкладываются, заполняют телеэкраны. Тогда в чём же состоит такая необходимость присутствия чеченцев в весьма отдалённых от республики российских городах и сёлах?

Хочется напомнить, что в самой Чечне русских стали целенаправленно изгонять и физически уничтожать ещё задолго до начала «первой чеченской». Во время войны этот процесс достиг своего кошмарного апогея. Достаточно напомнить, что до 1991 года в Грозном русских проживало больше, чем чеченцев, а некоторые станицы на севере республики были полностью русскими. В нынешних чеченских городах и сёлах нет русских диаспор, которые имели бы там свои «сферы влияния». Это даже невозможно представить в нынешних условиях.

Чеченская элита должна осознать, что если она хочет избавиться от негативного имиджа чеченского народа, сложившегося за эти годы, если она хочет равноправия и понимания, то должна «играть по-честному». Людей надо делить не на «своих» и «чужих», а на тех, кто живёт по закону, и на тех, кто этот закон нарушает. Тогда можно ожидать какого-то прогресса в этом вопросе.

И тем более вредно решать подобные проблемы в тоне угроз. В данном конкретном случае совершенно очевидно, что чем резче отреагируют чеченцы на данную ситуацию, тем хуже будет для них самих, так как ситуация с погромами может выйти из-под контроля властей. Надеяться на свои бойцовские качества бессмысленно – расклад сил не тот. Характерно, что даже в Кондопоге, как только ситуация вышла из-под контроля властей, чеченцам понадобилась защита милиции.

Нравится это или нет, но надо понимать, что если местное население в большинстве своём настроено резко против – шансов выиграть противостояние нет, можно лишь одержать тактический успех, для отхода на другие позиции. Ведь, собственно, именно поэтому самим чеченцам так долго удавалось относительно успешно воевать у себя дома с федеральными силами – население поддерживало, стены помогали, родные горы укрывали. На чужой территории такого успеха не будет.

В общем, федеральным властям есть о чём серьёзно задуматься. Нынешняя тактика Кремля – замалчивать проблемы, делать вид, что всё нормально, сваливать все беды на скинхедов и несознательность населения – ни к чему хорошему не приведёт. И уж тем более смешно надеяться на скорое и массовое перевоспитание народа в духе всеобщей любви и толерантности. Ещё никому в истории человечества это не удавалось.

Тем временем, ситуация способна обостриться настолько серьёзно и внезапно, что могут понадобиться действительно экстренные меры по её стабилизации. Конечно, Кремль очень пугает возможная дестабилизация на Кавказе. Но ещё страшнее может оказаться дестабилизация в русских регионах, под самым носом у властей. Как это может быть, хорошо продемонстрировал «футбольный» погром в Москве, под окнами Госдумы. Милиция была бессильна. А ведь речь шла всего лишь о поражении российской сборной по футболу.

Такой достаточно надёжной мерой может стать введение прописки. Против неё резко выступают правозащитники. Эти люди обычно отвергают всё, что было в СССР, но почему-то свято верят в дружбу народов. Не удивительно, что среди правозащитников в основном столичные жители, которые этих самых народов, в общем-то, никогда и не видели. Они прочитали всё в книжках и посмотрели по телевизору. В лучшем случае съездили на пару дней на конференцию с вином и шашлыком в какую-нибудь южную республику.

Но людям осведомлённым хорошо известно, что никакой особенной дружбы народов в СССР не было. В этом смысле советский эксперимент также потерпел провал. Зато в Советском Союзе был мудрый институт прописки, который и обеспечивал относительную стабильность в сфере межнациональных отношений и видимость этой дружбы. Народы СССР практически не пересекались, а значит, и не конкурировали в реальной жизни. Состав населения большинства территорий был почти моноэтничным. Народы видели друг друга только по телевизору и радовались дружбе. Это позволяло десятилетиями сохранять в этой сфере порядок.

Там же, где народы пересекались, неизбежно возникали сложности. Хорошо известно, к примеру, о том, какую проблему для Советской Армии 70-80-х годов стали представлять этнические землячества. Известны факты, когда, к примеру, подразделения мусульман отказывались воевать в Афганистане. Острые конфликты на национальной почве возникали постоянно. Нередко они заканчивались массовыми драками и убийствами. Причём чаще всего страдали русские, более других подвергшиеся модернизации, а потому не склонные сбиваться в землячества. Они обычно пасовали перед другими землячествами, сплочёнными круговой порукой национальной принадлежности. Хорошо известно и о серии погромов (в том числе против русского населения), прокатившихся в 80-х годах волной по тем местам закавказских и среднеазиатских республик, где слишком явно нарушался этнический баланс. Бывало такое и раньше. Если бы в СССР была дружба народов, то не возникло бы при его развале столько локальных конфликтов на межнациональной почве.

Уроки истории, как обычно, не идут впрок. Проблемы просто загоняют в подпол, оставляя их решение следующим поколениям. И это при том, что ресурсы советской и российской власти несопоставимы. Почему нынешним чиновникам кажется, что они смогут то, что не смогла советская власть (да и никто другой в мире), не ясно. Ведь совершенно очевидно, что нынешнее «россиянство» - это тот же самый «советский интернационализм», «единый советский народ», который так и остался пропагандистским мифом, потому что игнорировал жизненные реалии.

Этот миф реально работал короткое время только при Сталине, ценой неимоверной мобилизации. Впрочем, в критический момент (война) и Сталину пришлось обращаться в первую очередь к русскому народу, реабилитируя как минимум внешние признаки его традиционной идентичности. А как только внутренняя мобилизация в СССР дала слабину, все мифы, включая и дружбу народов, начали расползаться по швам.

В общем, нравится или нет, но возрождение прописки может оказаться не только полезной, но и единственно возможной мерой для локализации межнациональных проблем. При этом возвращать её можно постепенно, начав, к примеру, с прописки в рамках федерального округа или субъекта РФ. В нынешней ситуации ничего невозможного в этом нет. Да и поддержка большинства населения, скорее всего, будет гарантирована.

Тот, кто считает, что это недопустимо, должен понимать, что Кондопога - это не последнее звено в цепи подобных конфликтов. Это только начало. Если нынешняя близорукая политика власти в вопросе миграции будет сохраняться, то впереди нас ждёт лишь обострение данной проблемы. Представляется, что нынешняя власть переоценивает свою степень контроля за ситуацией в данном вопросе. Кондопога это отлично продемонстрировала. Кремль слишком уверовал в рейтинг Путина как во всемогущую палочку-выручалочку. Но ситуации подобные карельской показывают, что всему есть предел. Люди доверяют президенту, но не безоглядно и не по всем вопросам.

Впрочем, уже сейчас, к сожалению, видно, что власть предпочитает петь всё ту же песню – ничего не случилось, это всё происки русских фашистов. Населению говорят – не верьте глазам своим, хотя совершенно ясно, что сейчас политически выиграет как раз тот, кто скажет, что проблема действительно существует и её надо решать, но цивилизованно. Те же, кто будут продолжать противоречить явным фактам, о которых вся страна говорит на кухне, неизбежно проиграют. И эти «ножницы» между реальностью и официальной пропагандой могут сработать уже на ближайших выборах.

Сергей Михеев – заместитель генерального директора Центра политических технологий

«Политком.Ру» напоминает, что точки зрения авторов сайта могут не совпадать с редакционной

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net