Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.09.2006 | Георгий Ковалев

Неприличная контрассигнация

Тлеющий конфликт между президентом Украины Виктором Ющенко и главой Кабмина Виктором Януковичем на днях вошел в новую стадию. На фоне взаимных претензий и недоговоренностей между Народным Союзом «Наша Украина» и антикризисной коалицией во главе с Партией регионов, украинские СМИ живо начали обсуждать очередную проблему, неожиданно возникшую перед украинским политикумом. Как следствие, за последние дни, пожалуй, все жители Украины узнали, что такое «контрассигнация».

В соответствии с нормами конституционного права под контрассигнацией понимают процедуру скрепления актов главы государства подписями премьера и министра, ответственного за выполнение указа. При этом данная процедура должна предшествовать официальному обнародованию президентских актов. В новых украинских реалиях, когда, с одной стороны, в результате конституционной реформы форма государственного правления была изменена с президентской на парламентско-президентскую, а с другой, во главе правительства оказался представитель оппозиционной президентскому курсу политической партии, институт контрассигнации рано или поздно должен был породить ряд проблем. Ибо набирающий с каждым новым днем политическую силу глава Кабмина Виктор Янукович все чаще стремится показать президенту страны его истинное место в изменившейся структуре власти, при этом, не прибегая к словесным выпадам в адрес Ющенко, стараясь действовать в институциональных рамках.

Так это произошло и на сей раз. Если раньше, скажем, еще во времена президентства Леонида Кучмы процедура контрассигнации носила чисто формальный характер (тогда президент был вправе в любое время отправить в отставку, как любого министра, так и главу правительства, а потому, указы, выходившие из президентской администрации, были как бы уже заведомо визированы Кабмином), то со вступлением в законную силу положений конституционной реформы, предполагающей существенное повышение статуса премьер-министра, изменился и подход к визированию последним президентских актов. То, что проблема контрассигнации не проявлялась раньше можно объяснить лишь тем, что во главе правительства до августа 2006 года находился лояльный президенту Ющенко Юрий Ехануров.Подоплека возникшего конфликта заключается в том, что на днях секретариат Кабмина вернул в Секретариат президента семь указов, отказавшись ставить на них подписи премьера и профильного министра из-за того, что указы уже были обнародованы в августе-сентябре этого года без контрассигнации. Причем это было сделано в публичной форме, так, что СМИ живо начали обсуждать очередную конфликтную точку, возникшую между президентом и премьером.

С формальной точки зрения, секретариат Кабмина поступил правильно, ибо конституционная процедура была нарушена именно Секретариатом президента. Однако здесь стоит учесть тот факт, что указы президента уже вступили в силу, по крайней мере, на практике. Так, по словам главы Секретариата президента Виктора Балоги, один из указов предполагал отзыв с должности посла в Японии Владимира Макухи, который был назначен на должность министра экономики Верховной Радой и уже работает в Кабмине.

В подобной ситуации, как с этической точки зрения, так и с точки зрения стабилизации политической ситуации в Украине, за что вроде как ратуют члены антикризисной коалиции во главе с Януковичем, было бы правильным не придавать возникшему недоразумению публичный характер. Но при этом указать чиновникам в Секретариате президента на то, чтобы впредь они были более внимательными и руководствовались нормами текущего законодательства. Однако в секретариате Кабмина посчитали иначе, создав тем самым еще один камень преткновения между Ющенко и Януковичем. Примечательно, что о нарушении процедуры контрассигнации в секретариате Кабмина заговорили не сразу после обнародования президентских указов, а спустя почти месяц. И это притом, что содержание указов Ющенко носит отнюдь не принципиальный, но, скорее, технический характер. Как следствие, не стоит удивляться тому, что большинство наблюдателей, равно как и членов команды Ющенко, усмотрели в действиях правительственных чиновников политическую игру в пользу их непосредственного шефа – Виктора Януковича.

Казалось бы, тем самым Янукович демонстрирует, причем в довольно агрессивной форме, свое реальное положение в изменившейся политической системе, параллельно указывая на место Виктора Ющенко в украинской политике. Тем не менее, в перспективе подобного рода экстравагантные ходы со стороны премьера, играют на руку противникам конституционной реформы, ибо вскрывают ее конфликтный характер, нивелируют миф о стабилизации политической ситуации в Украине.

Более того, не стоит забывать и то, что у Виктора Ющенко по-прежнему остается довольно много рычагов влияния на внутреннюю политику страны, а значит, ему есть чем ответить Януковичу. Скажем, вчера глава Секретариата президента Виктор Балога выступил с комментариями относительно недавних увольнений глав некоторых облгосадминистраций, произведенных Кабмином. В частности, Балога отметил, что "это не является компетенцией премьер-министра, поскольку руководители облгосадминистраций назначаются и увольняются по представлению правительства исключительно президентом Украины".

Балога заявил, что вновь направил в секретариат Кабмина президентские указы для их визирования премьером и профильными министрами, поскольку «другого пути нет». Кроме этого, он не исключил, что в ближайшее время правительство или секретариат обратятся в Конституционный Суд относительно толкования контрассигнации президентских указов для того, чтобы «положить этому конец». Судя по всему, на это рассчитывают и другие политики, в том числе и представители антикризисной коалиции. Так, спикер ВР Александр Мороз назвал конфликт, который возник между правительством и президентом вокруг вопроса контрассигнации, неприличным, выразив надежду на то, что после принятия закона "О Кабинете министров" "эти вещи просто отпадут".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net