Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.02.2005 | Леонид Радзиховский

БРАТСКИЕ СТРАНЫ

Конечно, Украина - самое похожее на нас, самое близкое к нам государство. Даже ближе, чем Белоруссия, так как то, что происходит (что 'батька' производит) в Белоруссии, мало похоже на государственную политику, по масштабу тянет скорее на действия крепкого самодура-хозяйственника где-то в большой губернии в российской глубинке.

Поэтому сравнивать политико-экономические процессы в наших странах очень поучительно.

В области экономики. Главный психоз российского и украинского общества один и тот же - неправильная приватизация, олигархи и т.д. В России у власти 'ужасные силовики', которые 'пилят ЮКОС', к ужасу либералов. На Украине к власти пришли либерал-популисты, ориентированные на Европу, рынок, правовое государство и т.д.

И вот: украинские либералы начинают с национализации 'Криворожстали' (эдакого 'украинского ЮКОСа'). Но если робкие российские силовики уже год топчутся на туше ЮКОСа, то украинские деятели орудуют с революционным размахом - Ющенко объявил о национализации 30-40 предприятий, а Тимошенко - трех тысяч! Можете себе представить, ЧТО творилось бы в российских и западных СМИ, если бы Путин объявил в России о чем-то подобном?! А тут - спокойствие. И на Украине, и на Западе. Сенат США, который обсуждает историю с ЮКОСом, спокоен в отношении Украины.

Почему? Тимошенко сексапильнее Путина? Или либералов в России и на Западе вообще не волнует Украина, им бы только подать что-нибудь 'антипутинское'? Или просто еще не разобрались?

Да, все эти причины вполне возможны.

Но, может быть, есть еще одна. Может быть, национализация на Украине и 'разделка ЮКОСа' действительно различаются по сути, а не по именам участников?

В чем же разница? Если на Украине (начиная с той же 'Криворожстали') пройдут действительно ОТКРЫТЫЕ, ПРОЗРАЧНЫЕ аукционы по продаже национализированных предприятий, с полноправным участием иностранных (прежде всего, разумеется, российских) бизнесменов; если по результатам этих аукционов будут ОКОНЧАТЕЛЬНО И БЕСПОВОРОРТНО застолблены права на собственность со стороны новых законных владельцев; если крупные предприятия не застрянут в кармане у государства - вот если все это произошло бы, то можно было бы говорить, что на Украине имеет место не очередной передел под себя, не очередное перепиливание собственности и выстраивание системны новых откатов, а, действительно, создание основ нормальной экономики.

Возможно ли это? Будущее покажет. Пока что у Ющенко-Тимошенко, объявивших о масштабной войне с коррупцией, есть некоторый кредит доверия. Не только от 'майдана', но, что весьма странно, даже от некоторых инвесторов и политиков. У российской власти никакого кредита доверия по вопросам коррупции нет - ни со стороны толпы, ни уж тем более со стороны инвесторов.

Еще занятнее ситуация с политической реформой. И здесь мы идем параллельными путями-дорогами, но и здесь мы существенно различны.

Идея политической реформы, о которой сегодня в Москве говорит всяк кому не лень, проста - президент лишается реальных полномочий, они переходят к премьеру, премьером становится, понятно, Путин, на сей раз уже без ограничения срока - ясно, что только ради этого каша и варится. 'Цена вопроса' - передел Конституции, в частности, отказ от всенародных выборов президента.

К слову сказать, переход от президентской к парламентской республике - это и есть то самое преступление, в подготовке которого обвиняли Ходорковского (скупает голоса в Думе, для того чтобы осуществить подобную реформу). Теперь, когда Ходорковский надежно сидит, можно на практике реализовать эту идею.

А на Украине, как известно, нечто подобное сделано: полномочия президента сильно обужены, премьера значительно увеличены. Так что - опять мы и они решаем одинаковые проблемы одинаковыми методами?

Нет, вот тут уж - дудки.

Не знаю как с национализацией, но политическая реформа у нас и у них - с точностью до наоборот.

Наша реформа если будет сделана, то под конкретного человека, с одной целью - соблюдая 'приличия перед Европой', сохранить личную власть. Реформа на Украине была сделана, исходя из реальных острых политических столкновений в ходе ПЕРЕДАЧИ власти. И уж Тимошенко точно не светит быть 'неограниченно долго' премьером. На Украине сохраняются прямые выборы президента. У них делаются шаги к разделению властей - у нас делается все, чтобы этого разделения не было, чтобы вся власть оставалась в одном кулаке.

Но самое главное даже не эти цели. Куда важнее - методы.

Не знаю, что представляют собой по-человечески Ющенко, Тимошенко и Ко. Но вижу, что они ВЫНУЖДЕНЫ - пока что! - вести ОТКРЫТУЮ политику. Они взяли очень высокий кредит народного доверия ПОД ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. И им приходится - пока что - платить по векселям. Вполне вероятно, что они скоро повторят путь другого великого популиста - Ельцина. Но пока что этого нет.

У нас политика закрытая. Кредит доверия почти исчерпан, но он и изначально (2000 год) брался не под демократическую политику, скомпрометированную Ельциным, а под политику ДЕРЖАВНУЮ. А державная, разумеется, превратилась в банально-бюрократическую.

Вот поэтому 'Украина - не Россия'.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net