Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

01.03.2005 | Александр Дугин

РОССИЯ НЕ ДОГОНЯЕТ

Россия занимает девятое место по темпам роста экономики среди стран СНГ, хотя во многом именно Россия по прежнему определяет для этих стран благоприятную внешнюю конъюнктуру, которая позволяет достигать таких темпов роста. Вместе с тем становится понятно, что идея Единого экономического пространства, предназначенная для коллективного повышения уровня экономического развития постсоветских стран, с фактическим выходом Украины благополучно умерла.

Россия и остальные страны СНГ, даже самые неудачные из которых движутся в направлении модернизации национальной экономики, находятся в разной исторической ситуации. Россия, наиболее экономически развитая в советский период, на сегодня - единственная из стран СНГ, которая в принципе не занимается модернизацией национальной экономики. Основной курс экономического процесса в России направлен на сырьевой сектор, с одной стороны, и на внедрение на уровне надстройки разрозненных элементов информационного общества, экономического постмодерна - в виде сетевых, финансовых, информационных технологий. В то время как промышленность - средний сектор - в России стремительно деградирует. Основная прибыль от продажи не переработанного сырья кормит узкую социальную прослойку, в этой области экономические показатели высокие, но при этом прибыль никак не инвестируется в реальный сектор.

Также высоки показатели прибыли в экономических сегментах информационного и финансового сектора, но эти показатели сопряжены с интеграцией в глобальные сети, и, по сути, имеют транснациональную природу, опять слабо влияющую на промышленность, - это виртуальная экономика. Российские банки не выполняют главной банковской задачи: предоставление кредитов для предпринимательской деятельности в реальном секторе. С такими банковскими процентами и одновременно такими рисками это просто невозможно. Поэтому сравнивать экономики стран СНГ и экономику России не совсем корректно. Необходимо учитывать качественное различие.

Россия живет, с одной стороны, в архаической прединдустриальной стадии экспорта сырьевых ресурсов, а с другой стороны, за счет информационных и финансовых технологий, коряво и против своих интересов вписана в глобализм. Россия атипична, в то время как большинство других стран СНГ последовательно, хотя и не быстро, поднимаются к индустриальному состоянию, находятся на разных этапах именно промышленной модернизации.

Поставленная Президентом задача об удвоении ВВП фактически снята с повестки дня, отменена, успешно просаботирована. Эта идея могла бы реализоваться либо в условиях неправдоподобного, фантастического роста цен на нефть, либо требовала модернизации экономики и развития высоких технологий. Но российское либеральное правительство и состояние общества ни при каких условиях не могут не только справиться с модернизацией российской экономики, но и поставить этой задачи. С самого начала идея удвоения ВВП выглядела как насмешка, как пустой звук. Если бы о ней говорилось всерьез, то за словами должны были бы последовать дела - в частности, отказ от ультралиберализма и изменение государственной идеологии в сторону мобилизации, национальной идеи, быстрой ротации элит.

На фоне ощущения причастности к глобализации происходит иллюзорная, виртуальная, номинальная глобализация, с одной стороны, и реальная стремительная деградация экономического сектора, с другой стороны. В такой ситуации нет ни базы, ни модели, ни ощутимого основания, ни экономического фундамента для экономического роста. Вся экономика России в такой ситуации представляется предельно хрупкой - в отличие от хотя и слабеньких, но развивающихся достаточно логично и последовательно экономик стран СНГ. Единое экономическое пространство было проектом объединения всех этих укладов в единую картину, где должны были сочетаться ресурсопоставляющий сегмент (экономика доиндустриального общества), информационный сегмент (постиндустриальный уклад) и индустриальный сегмент, который в большей степени, чем в России, развит именно в странах СНГ. Сочетание этих трех укладов в едином евразийском экономическом пространстве должно было позитивно и органично повлиять на всех участников.

На первом уровне это должно было бы консолидировать ресурсодобывающую стратегию стран СНГ с введением единых тарифов, общей ценовой политикой, договоренностью о формах и маршрутах поставки энергоресурсов. Это должно было заставить Россию развивать все модули реальной экономики, которые связаны с производствами в странах СНГ. А это в свою очередь привязало бы к производственному сектору постиндустриальную информационную структуру, которая только в России катастрофически оторвалась от реального экономического и социально-политического базиса. Таким образом, идея Единого экономического пространства была призвана стабилизировать и гармонизировать довольно сложные процессы в экономике всего постсоветского мира.

Наши геополитические противники, прекрасно понимая все это, ставили своей целью не допустить реализации этого проекта. На Украине этот проект был сорван, по перспективе экономической интеграции был нанесен политический удар. Теперь о Едином экономическом пространстве как об организации 4-х государств - России, Казахстана, Украины и Беларуси - можно забыть.

Остаётся структура ЕврАзЭС. Это уже гораздо более узкий формат, и, по сути, процесс экономической гармонизации постсоветского пространства получил политический удар, от которого трудно будет оправиться. Это была подрывная акция против экономического возрождения России и стран СНГ и на это Россия должна, безусловно, ответить выработкой новой политики в отношении США, которые и стоят за вытеснением России с постсоветского пространства, немедленной интеграцией того, что пока еще можно интегрировать, причем отложив в сторону все остальные соображения…

Время, отпущенное нам на интеграцию, стремительно утекает. Россия ведёт себя просто самоубийственно, и это проклятие может распространиться и на остальные страны СНГ. Кремль, видимо, хочет катастрофы, он сам желает быть подорванным "оранжевой революцией", иначе невозможно объяснить действия власти в экономике.

Это мрачная ситуация, и именно с этим связан уже необратимый подрыв Единого экономического пространства, а также прогноз самых кошмарных сценариев и в экономике, и в политической сфере на ближайшие годы. Ситуация для России неуклонно приобретает откровенно апокалиптический характер. Хотя по многим экономическим показателям и по наивным социологическим исследованиям этого еще пока не видно. Очень похожим образом падали советский лагерь и СССР. Чтобы предотвратить роковой исход, надо действовать уже сейчас, радикально и незамедлительно. Россию на самом деле нужно спасать.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net