Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

09.03.2005 | Алексей Макаркин

БУДУЩЕЕ МОЛДАВИИ ВЫБЕРУТ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Партия коммунистов Молдовы (ПКРМ) получила большинство в парламенте, однако ей придется договариваться с оппозицией по кандидатуре на пост президента страны. Она получила 46,1% голосов. Блок "Демократическая Молдова" (БДМ) набрал 28,41%, Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) - 9,7%. Остальные восемь партий и блоков не прошли избирательный барьер, их голоса будут пропорционально поделены победителями. Как свидетельствуют данные ЦИК Молдавии, в парламентских выборах приняли участие 1,5 миллиона человек или 64% от общего числа избирателей. Явка примерно соответствует показателям, зафиксированным в 2001 году на выборах в законодательное собрание Молдавии. Расклад голосов позволяет коммунистам получить 57 из 101 места в парламенте, БДМ - 33, ХДНП - 11.

Молдавия - парламентская республика, и такой расклад позволяет коммунистам самостоятельно сформировать руководство парламента и правительство. Но для избрания президента им понадобится поддержка 61 депутата, и они вынуждены будут договариваться с оппозицией. Если глава государства не будет избран с трех попыток, то парламент по закону будет распущен.

Перед выборами много говорилось о возможности "цветной" революции в Молдавии - по аналогии с событиями в Грузии и Украине. Однако речь могла идти, максимум, об имитации революции. При этом все политические силы в республике в той или иной степени учитывали "оранжевый" опыт. Коммунисты подчеркнуто сблизились с Ющенко и Саакашвили. ХДНП официально выступала под оранжевыми знаменами. Демократы подчеркивали свою европейскую ориентацию. В этой ситуации не сложилось подобной украинской "биполярной" ситуации ("архаичная" власть - "прозападная" оппозиция), и все участники выборов могли использовать лишь внешние "революционные" формы вроде массовых протестных акций.

Однако даже имитации не получилось: выборы прошли достаточно спокойно; никто из оппозиционных сил не стремится выводить народ на улицы. Борьба будет вестись аппаратными методами, на что повлияли следующие факторы.

Во-первых, избирательная кампания носила достаточно "прозрачный" характер, что было признано наблюдателями от ОБСЕ, которые заявили, что выборы в Молдавии в основном соответствовали основным стандартам ОБСЕ и Совета Европы. Но, как говорится в заявлении миссии, выборы не соответствовали таким условиям, как равенство кандидатов и доступ к средствам массовой информации. Кроме того, глава делегации ПАСЕ Андре Кваккестад выразил сожаление, что Молдавия не снизила свой 6-процентный избирательный порог, как это было рекомендовано Советом Европы в 2001 году. Действительно, в парламент не попал ряд политических сил, но из них лишь блок "Патрия-Родина" получил более 4% голосов (4,95%). Остальные заметно отстали: Социал-демократическая партия (2,92%), движение "Равноправие" (2,89%), Крестьянская демократическая христианская партия (1,38%) и Партия социально-экономической справедливости (1,67%). Таким образом, претензии к качеству выборов со стороны Европы были незначительными - по сравнению, к примеру, со вторым туром прошлогодних украинских выборов.

Во-вторых, все участники избирателей кампании выполнили лишь свои программы-минимум. Коммунисты сохранили большинство голосов, однако их результат оказался несколько менее убедительным, чем в 2001 году - тогда они получили 49,9% голосов. Более того, тогда в парламенте оказались представлены партии, за которые из-за высокого избирательного барьера проголосовали лишь 71,6% избирателей. Соответственно, поддержка половины участников выборов "конвертировалась" тогда в 71 депутатский мандат. Нынешний состав парламента носит значительно более представительный характер - за прошедшие в него избирательные списки проголосовало около 85% избирателей (отсюда и потеря коммунистами "президентского" большинства).

В то же время "Демократическая Молдова" получила намного более весомую поддержку избирателей, чем ей прочили предвыборные опросы.

Однако претензии блока на победу над коммунистами оказались несостоятельными, особенно если учесть крайне представительный состав демократов - их список возглавляли такие статусные политики, как мэр Кишинева Серафим Урекян, бывший премьер Думитру Брагиш, экс-спикер Думитру Дьяков. При этом логично было бы сравнивать результат демократов не с количеством голосов, поданных в 2001 году за блок Брагиша (13,4%), а с общим результатом, показанным тогда центристами - напомним, что на предыдущих выборах две центристские партии не попали в парламент, получив в сумме 10,8% голосов. Впрочем, не исключено, что часть голосов к демократам "перешла" от коммунистов - для молдавского общества не было секретом, что блок Урекяна пользуется поддержкой Россией. В любом случае, речь идет лишь о крайне незначительном числе голосов. Скорее пророссийские избиратели ушли от коммунистов к блоку "Патрия-Родина", а также к движению "Равноправие", которое в три раза улучшило свой результат по сравнению с местными выборами 2003 года (всего коммунисты потеряли лишь около 4% голосов).

Что касается ХДНП, то она смогла лишь незначительно улучшить свой результат четырехлетней давности (тогда она получила 8,3% голосов). Опросы давали ей большую цифру (до 15%). Христианские демократы так и не смогли стать второй по значению политической силой страны и самой влиятельной оппозиционной структурой. В этой ситуации партия не может рассчитывать на "оранжевый" сценарий - напомним, что именно христианские демократы активно использовали этот цвет в своей избирательной кампании. Националистический электорат оказался слишком ограниченным.

В-третьих, как уже упоминалось, коммунисты заручились поддержкой со стороны властей Украины и Грузии. Если четыре года назад Владимир Воронин подчеркнуто придерживался пророссийской политической ориентации, выступая за официальный статус русского языка и интеграцию страны в Союз России и Белоруссии, то теперь он накануне выборов встречался с Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Речь идет о реанимации блока ГУУАМ в рамках СНГ - этот проект претендует на роль альтернативы российскому влиянию на постсоветском пространстве. Украина уже предложила свое посредничество в разрешении приднестровского конфликта: Ющенко заявил о возможности скорой "тройственной" встречи лидеров Киева, Кишинева и Тирасполя (заметим, что без президента России). Российско-молдавские отношения, напротив, в последнее время переживают период постоянного ухудшения - после того, как коммунисты в последний момент отказались подписывать "меморандум Козака" о приднестровском урегулировании. Воронин предпочел ставке на Россию максимальное улучшение отношений с Западом. Таким образом, экспорт революции стал неактуален.

Подобная ситуация выгодна для коммунистов. Это может привести и к тому, что "президентский" кризис может быть разрешен. При этом возможно несколько сценариев выхода из него.

Первый состоит в соглашении между ПКРМ и ХДНП, которое, на первый взгляд, выглядит парадоксальным - ведь речь идет об идеологических антагонистах. Однако их общий негативный подход по отношению к России может стимулировать партии к компромиссу, формат которого, впрочем, остается неясным. По одним данным, коммунисты готовы обменять пост президента для Воронина на должность одного из вице-спикеров парламента. По другим, возможно, что коммунисты и националисты сойдутся на относительно нейтральной и политически слабой кандидатуре. В этом случае реальное руководство страной будут все равно осуществлять коммунисты (спикер и премьер) в полном соответствии с принципами парламентской республики. Однако, утратив пост президента, ПКРМ понесет имиджевые потери.

Второй вариант разрешения кризиса может состоять в эрозии "Демократической Молдовы", которая носит крайне разнородный характер. Напомним, что в него вошли альянс "Наша Молдова" (в 2003 году его создали Альянс независимых, возглавляемый Серафимом Урекяном, Либеральная партия во главе с бывшим замминистра внутренних дел Вячеславом Унтилэ и Социал-демократический альянс Думитру Брагиша), Демократическая партия, возглавляемая Думитру Дьяковым, и Социал-либеральная партия во главе с бывшим пресс-секретарем министра иностранных дел Олегом Серебряном.

Достоинство коалиции - способность в результате объединения на широкой основе провести в парламент значительное количество депутатов, не потеряв голоса из-за высокого избирательного барьера - может сейчас стать недостатком, снизить устойчивость новой фракции. Именно поэтому молдавский политолог Сергей Назария считает, что "недостающие голоса они (коммунисты) легко могут позаимствовать у того же блока "Демократическая Молдова", так как он объединяет довольно разношерстные политформирования - от центристов до национал-либералов".

Впрочем, пока оппозиция заявляет о нежелании участвовать в президентских выборах, публично давая понять, что рассчитывает на роспуск парламента. Однако обращает на себя внимание тот факт, что ХДНП отказывается создавать оппозиционную коалицию с демократами, которых она ранее упрекала в пророссийских симпатиях.

Что касается России, то на "молдавском направлении" ее активность можно рассматривать, скорее, как неудачную. Успехом можно считать лишь утрату коммунистами безусловного доминирования в политической системе Молдавии. В молдавском парламенте появляется противовес коммунистам в лице "Демократической Молдовы", которая в определенной степени обязана своим успехом поддержке со стороны России. В то же время все остальные итоги выборов выглядят для России не слишком утешительно.

Во-первых, коммунисты сохранили контроль над парламентом и правительством страны и остаются ведущей политической силой страны.

Во-вторых, пророссийский характер "Демократической Молдовы" носит весьма условный характер - лидеры блока неоднократно заявляли о том, что выступают за европейскую интеграцию Молдавии и лишь воздерживаются от противопоставления "пророссийской" и "прозападной" ориентаций во внешней политике. Более того, входящие в блок либералы Унтиле в большей степени выступают за сближение с Румынией, а социал-либералы Серебряна - с Европой. В то же время последовательно пророссийские политические силы - "Патрия-Родина" и "Равноправие" - повторили ошибку центристов четырехлетней давности, пойдя на выборы двумя списками. Если бы они объединились, то имели бы неплохие шансы преодолеть 6-процентный барьер.

В-третьих, крайне жесткая линия молдавских властей в отношении наблюдателей из России и Белоруссии не встретила сколько-нибудь значительных протестов за пределами этих стран. Напомним, что только накануне выборов из страны были депортированы 46 белорусских и около 100 российских граждан, объявивших о том, что они намерены выступить в качестве наблюдателей по линии временной миссии неправительственной организации по наблюдению за выборами в странах СНГ (CIS/EMO) - организации, которая в прошлом году признала законность победы Виктора Януковича на президентских выборах в Украине. Часть из них была до высылки блокирована в железнодорожных вагонах без отопления и питания.

Ранее молдавские власти не допустили на выборы официальных наблюдателей из СНГ: в результате российские представители присутствовали при голосовании только в составе миссий ОБСЕ и ПАСЕ. Из страны были высланы и российские политтехнологи, сотрудничавшие с оппозицией: двое из них были арестованы. Все это вызвало резкие протесты со стороны официальных российских структур (МИД, парламент) и поставило вопрос о введении санкций против Молдавии.

В то же время Запад фактически согласился с точкой зрения молдавских властей, которые утверждали, что в стране некие силы пытались создать организованное сопротивление власти. Высылка российских и белорусских граждан объяснялась следующим образом: организованные группы людей двигались в сторону Кишинева из-за границы, используя железнодорожный и автомобильный транспорт. При пересечении границы они называли себя наблюдателями, но не имели аккредитации ЦИКа Молдавии. "Поэтому во избежание использования организованных групп молодежи, доставляемых из-за рубежа в планах поствыборной дестабилизации, официальные власти препятствуют их въезду в Молдавию", - утверждал источник в правительстве страны.

Впрочем, Владимир Воронин сразу после подведения итогов выборов заявил, что Молдавия готова делать любые шаги в сторону России для урегулирования приднестровского конфликта. Однако он подчеркнул, что хотя Молдавия и "не противопоставляет свою политику интересам России", но считает, что "РФ должна строить свои отношения с Молдавией как с суверенным независимым государством, а не как с бывшей советской республикой". По словам президента, четыре последних года Кишинев "предлагал великой России различные варианты решения приднестровской проблемы, однако они остались без внимания". Воронин вновь утверждал о "вмешательстве извне" в ход подготовки и проведения парламентских выборов в Молдавии. В частности, он обвинил в таком вмешательстве центральные российские телеканалы. Подобные высказывания свидетельствуют о том, что напряженность в двусторонних отношениях может продолжаться и после выборов.

Таким образом, молдавские власти подчеркивают приоритет европейской интеграции. Однако в настоящее время эта перспектива выглядит достаточно проблематичной - не столько из-за экономической отсталости страны по сравнению с большинством европейских государств, сколько вследствие нерешенности приднестровского вопроса (в состав объединенной Европы могут войти только государства, не имеющие территориальных проблем). Существуют серьезные сомнения, удастся ли коммунистам решить этот вопрос - за последние четыре года они так и не смогли продвинуться в данном направлении.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net