Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.11.2006 | Алексей Макаркин

Победа демократов на выборах в США

На выборах в Конгресс США демократы одержали победу. Теперь они полностью контролируют Палату представителей и, с некоторыми оговорками, Сенат. Оговорки связаны с тем, что к 49 демократам при ключевых голосованиях присоединятся два независимых сенатора. Это Джо Либерман (кандидат от демократов на пост вице-президента на выборах 2000 года, проигравший праймериз в своем штате Коннектикут и победивший на внепартийной основе) и Берни Сандерс из Вермонта, по своим взглядам еще более левый политик, чем представители левого крыла демократов. Также демократы одержали победу на губернаторских выборах в ряде штатов, включая Огайо, Арканзас и Нью-Йорк (правда, республиканцам удалось удержать Калифорнию, губернатором которой был переизбран Арнольд Шварценеггер).

Успех демократов не может быть связан с экономическими факторами. В американской экономике наблюдается рост. Снижение налогов, проведенное республиканской администрацией, позитивно сказалось на инвестиционном климате; в результате существенно сократилась безработица. При этом республиканцы отказались от свойственного им ранее тяготения к «жесткой экономии» и не в меньшей степени, чем демократы, ассигнуют средства на развитие популярных проектов в области образования и здравоохранения. В этом отношении позиции двух партий существенно сблизились, так что различий между ними становится все меньше.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема морального износа власти и степени ее эффективности с точки зрения общества. Первая составляющая во многом закономерна: республиканцы контролируют исполнительную власть уже в течение шести лет подряд, что не могло не привести к определенному моральному износу. Также они контролируют Конгресс уже в течение 12 лет (с выборов 1994 года, когда демократы были разгромлены в середине первого срока президентства Билла Клинтона) – столь длительный срок также способствовал стремлению к переменам. В этой ситуации не столько оппозиции надо демонстрировать на выборах свои плюсы, сколько партии, находившейся у власти, следует доказать обществу свою эффективность.

Однако, с точки зрения значительной части американского общества, республиканцы не только морально износились по объективным причинам, но еще и продемонстрировали свою неэффективность – особенно в случае с ураганом «Катрина», который не был своевременно предсказан, а спасательные работы вызвали бурю критики. Кроме того, по опросу CNN, большинство избирателей, выходивших с избирательных участков, назвали наиболее волнующей их темой проблемы коррупции (Ирак оказался здесь лишь на четвертом месте, что, впрочем, также высоко). Весьма болезненным для республиканской администрации в этом контексте стало дело лоббиста Джека Абрамоффа, осужденного за мошенничество. Неприятным для республиканцев был скандал с бывшим лидером большинства в Палате представителей Том Дэлеем из Техаса, вынужденным оставить Конгресс из-за вовлеченности в финансовый скандал, связанный с выборами.

Также значительную роль в решении вопроса об исходе выборов сыграли те вопросы, по которым у партий сохраняются принципиальные расхождения. На этих выборах одну из значимых ролей играла иракская тема. Республиканцы сейчас «намертво» связаны с утратившей популярность войной – в 2004 года эта тема еще не была столь значимой: военная победа над режимом Саддама была очевидна, надежды на скорый вывод войск оставались. Теперь же речь идет о том, что у республиканцев нет никакого реального плана ухода из Ирака хотя бы в среднесрочной перспективе – без того, чтобы не «обрушить» ситуацию в стране. Равно как нет такого плана и у демократов, но они не несут ответственности за начало иракской войны. Пока что они ограничивались резкой критикой в отношении республиканцев, которая принесла свои плоды.

Не случайно, что сторонники жесткой линии по отношению к Ираку утратили популярность – в первую очередь, речь идет о таких представителях консервативного крыла демократов, как вице-президент Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд. Об отставке последнего было объявлено сразу же после подведения предварительных итогов выборов. Очевидно, что иракская тема сохранит свою актуальность и в ходе следующей, президентской избирательной кампании.

Еще один существенный вопрос – моральные ценности. Именно под лозунгом возврата к американским нравственным традициям Буш выиграл президентские выборы 2004 года. Тогда в 11 штатах выборы были совмещены с местными референдумами на тему разрешения или запрета однополых браков – и во всех штатах население высказалось против признания таких браков. Понятно, что такое совмещение способствовало успеху республиканских кандидатов. Сейчас республиканцы постарались еще раз использовать этот прием – референдумы прошли в восьми штатах, но результаты оказались несколько иными.

Во-первых, в одном штате (Аризоне) избиратели проголосовали в поддержку однополых браков. Во-вторых, в общем сократился разрыв между сторонниками и противниками их разрешения. Отметим также, что места в Конгрессе, а также кресла губернаторов, получили свыше 200 кандидатов, поддерживающих права сексуальных меньшинств. И, наконец, на местных выборах, состоявшихся одновременно с голосованием в Конгресс, было избрано рекордное для США число кандидатов нетрадиционной ориентации – 67. Таким образом, «моральная» тема отошла в ходе этой кампании на третий план. Показательно, что демократы восстановили свои позиции среди верующих избирателей, для которых моральные вопросы являются существенными – за них проголосовали большинство католиков и они сократили отставание от республиканцев среди белых протестантов.

Кроме того, незадолго до выборов Марк Фоли, один из конгрессменов-республиканцев, выступавших за высокие моральные принципы, «попался» на безнравственном поведении. Несмотря на то, что он сразу же подал в отставку, негативный эффект для партии в целом был очевиден. И в целом республиканцам было сложнее поднимать «моральную» тему в ситуации, когда их самих обвиняют в том, что они ввели в заблуждение американское общество, мотивируя начало иракской войны наличием прямой и явной угрозы, исходившей от режима Саддама Хусейна, что в дальнейшем не нашло своего подтверждения. Теперь республиканцы оказались в заведомо невыгодном положении «оправдывающихся», что также способствовало их поражению.

Победа демократов не является фатальной для администрации Буша. Напомним, что в 1994 году масштабная победа республиканцев предшествовала успешному переизбранию Билла Клинтона на второй срок. Тогда у Республиканской партии не нашлось удачного кандидата в президенты, а демократы смогли быстро восстановить свои позиции. Более того, республиканцы не смогли тогда предложить яркую и убедительную альтернативу политике Клинтона, и в условиях экономического роста их успех на выборах в орган законодательной власти был в значительной степени девальвирован. Сейчас у демократов – равно как и у республиканцев – нет очевидного кандидата в президенты, что делает результаты выборов-2008 непредсказуемыми.

Неудивительно, что демократы стараются учесть негативный опыт своих конкурентов. Еще накануне выборов Нэнси Пелоcи, которая будет избрана спикером Палаты представителей, выступила с заявлением, в котором сообщила, что после прихода демократов в Конгресс в январе в течение первых 100 дней своего правления они выступят с рядом решительных политических инициатив по корректировке курса республиканской администрации Буша. В связи со звучащими в США многочисленными предположениями о том, что приход демократов к власти в палате представителей может означать начало процедуры импичмента Буша, Пелоси заявила, что ее партию в первую очередь интересует не импичмент, а законодательная повестка дня для решения проблем, с которыми сталкиваются представители американского среднего класса. Действительно, основания для импичмента выглядят сейчас очень смутными (крайне сложно доказать, что президент лично нарушал закон, введя в заблуждение граждан своей страны по вопросу о наличии у саддамовского режима оружия массового поражения), и вряд ли большинство общества поддержит затяжное юридическое расследование.

Для России результаты выборов в Конгресс носят тревожный характер. При этом известные рассуждения о том, что демократы настроены «антироссийски», а с республиканцами договориться легче, носят поверхностный характер. Исторический опыт свидетельствует о том, что республиканцы не менее жестко отстаивают национальные интересы – так, именно с политикой администрации Рональда Рейгана связывается резкое усиление давления на СССР, которое стало одним из факторов, повлиявших на распад Советского Союза.

Другое дело, что в условиях контроля демократов над Конгрессом для республиканской администрации осложняется реализация внешней политики в целом и его российского направления в частности. И при республиканском Конгрессе инициативы администрации Буша далеко не всегда встречали понимание у законодателей - в первую очередь, это касалось проблемы вступления России в ВТО, против которого выступают мощные «двухпартийные» лобби, отстаивающие интересы американского агропромышленного комплекса, крупных компаний, занимающихся производством аудио- и видеопродукции, и др. И в вопросе о Грузии (принципиально важном для режима Владимира Путина) конгрессмены занимали более жесткую по отношению к России, чем исполнительная власть, которая заинтересована не в скорейшем приеме этой страны в НАТО, а в «сдерживании» режима Михаил Саакашвили, предотвращении «лобового» столкновения с Россией. Также администрация Буша еще в 2002 году предложила отменить действие дискриминационной поправки Джексона-Вэника в отношении в России, однако решение до сих пор не принято.

Сейчас ситуация может измениться еще больше – демократы будут чаще поднимать неудобные для России вопросы. Особенно это будет актуально ближе к выборам – если в конце 90-х годов республиканцы небезуспешно обвиняли демократов в том, что те потерпели неудачу, сделав однозначную ставку на Бориса Ельцина, то теперь демократы могут взять реванш, делая акцент на авторитарном характере нынешнего российского режима, с которым США продолжают взаимодействовать в рамках G8. Однако принципиального изменения американского курса в отношении России ожидать не приходится – внешнюю политику определяет исполнительная власть, а законодательная может лишь оказывать на нее корректирующее влияние.

Возможно, что осложнится и вопрос о членстве России в ВТО. Даже если на наступившей неделе удастся подписать соответствующий протокол с США, то все равно остается вопрос о том, что Конгресс должен отменить действующую в отношении России поправку Джексона-Вэника и проголосовать за включение на постоянной основе в отношении России режима «нормальных торговых отношений». При демократах это будет сделать еще сложнее, чем при республиканцах. Напомним, что в июле 2006 года двадцать сенаторов-демократов направили президенту Бушу письмо, в котором содержится призыв не спешить с подписанием протокола о принятии России во ВТО. Как говорилось в обращении двадцати сенаторов-демократов, «многочисленные действия России вызывают значительные сомнения в отношении того, имеется ли у российского правительства политическая воля соблюдать свои обязательства».

Для России нынешние выборы связаны с еще некоторыми, сравнительно мелкими неприятностями. Так, не был переизбран Курт Уэлдон, сопредседатель российско-американской межпарламентской рабочей группы «Дума-конгресс». Накануне выборов в американской печати появились публикации, обвинявшие Уэлдона в активном лоббировании интересов российской газовой компании «Итера», что сыграло немалую роль в его поражении. Кроме того, председателем международного комитета Конгресса станет Том Лантос, один из старейших конгрессменов-демократов, известный своим ярко выраженным критичным отношением к политике Владимира Путина (в частности, к «делам» НТВ и ЮКОСа). Также был переизбран упомянутый выше сенатор Либерман – один из соавторов известной резолюции Маккейна-Либермана об исключении России из G8.

Однако в этих случаях речь идет о частностях. В целом, победа демократов имеет в большей степени внутриполитическое, а не международное значение. Безусловно «удобных» партнеров для России в американской политической элите не существует. А раз так, то теперь российской власти придется более активно выстраивать отношения с американскими партнерами на двух направлениях, контактируя с представителями как исполнительной, так и законодательной власти США, и в большей степени, чем раньше, уделять внимание связям с демократами.

Алексей Макаркин – заместитель генерального директора Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net