Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

11.12.2006 | Татьяна Становая

Владимир Путин консолидирует партии вокруг себя

6 декабря президент России Владимир Путин провел встречу с лидерами российских политических партий. Встреча была инициирована лидером «Единой России» Борисом Грызловым и посвящена проблемам борьбы с экстремизмом. На ней подтвердилось, что партия «Справедливая Россия» получает допуск в клуб основных партий России. Состав же участников фиксирует сложившийся после реформы расклад сил в партийном пространстве.

На встречу с Путиным в Кремль пришли лидеры 10 политических партий: Борис Грызлов («Единая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Сергей Миронов («Справедливая Россия»), Сергей Бабурин («Народная воля»), Владимир Жириновский (ЛДПР), Григорий Явлинский («Яблоко»), Никита Белых (СПС), Владимир Плотников (Аграрная партия), Геннадий Гудков (Народная партия), Василий Шестаков (Социалистическая единая партия России).

Главной темой встречи стала борьба с экстремизмом. Публично она была предложена лидером партии «Единая Россия» на встрече с Путиным за несколько дней до съезда партии власти. Поднимая эту темы, «Единая Россия» рассчитывала делегитимировать и маргинализировать попытки своих конкурентов поднимать популярные сейчас националистические темы. Это относится, прежде всего, к бывшему лидеру «Родины» Дмитрию Рогозину, который как раз в прошедшие выходные провел съезд «воскрешенного» Конгресса русских общин.

Для президента обсуждение проблемы борьбы с экстремизмом также позволяет очертить некую грань дозволенного основным участникам выборов 2007 года: их значимость в контексте предстоящей смены президента возрастает многократно. При этом Путин обозначил две «запретные черты», переступать которые участниками встречи не следует. Во-первых, это разыгрывание националистической карты. Во-вторых, проявление оранжизма. Это относится в первую очередью к либералам, которые части приглашаются на мероприятия «Другой России» - клуба, все участники которого автоматически превращаются в дискредитированных игроков с точки зрения Кремля. «В период выборов идет вполне естественная борьба за голоса избирателей. И, при этом, замечу, что одновременно возникает опасность перейти ту хрупкую грань, за которой острая постановка проблем может перерасти в экстремизм. И мы с вами знаем такие примеры. Поэтому, ответственность партии за сохранение общественной стабильности в период выборов возрастает многократно. Все, кто проповедует расовую, национальную или религиозную вражду, должны знать, что их взглядам будет дан адекватный отпор», - заявил путин на встрече.

Отсюда важнейшая задача встречи для Путина лично: снизить риски для легитимности выборов 2007 года. Выборы проводятся в условиях снижения реального выбора, при более жестких правилах игры. Это создает больше предпосылок для недовольства и сомнений в легитимности их итогов. Для Путина было крайней важно не допустить ситуации, при которой кто-либо из участников выборов поставил бы выборы под сомнение.

Встреча Владимира Путина с представителями основных политических партий содержала в себе несколько интриг. Первая интрига была заложена в составе участников. Изначально было объявлено, что на встречу должны прийти политические партии, набравшие на выборах в Госдуму в 2003 году более 3%. Как видно, блок «Родина» представляют две блокообразующие партии – СЕПР и «Народная воля», а также «Справедливая Россия» как преемница партии «Родина». Так что в целом этот принцип был сохранен, за одним исключением: Народной партии во главе с Геннадием Гудковым. Напомним, что партия набрала тогда около 1%. Участие Гудкова во встрече на фоне попыток создания левоцентристской партии с участием «Патриотов России», Партии социальной справедливости, Партии возрождения России и Социал-демократической партии означает сохранение преференций новому партийному проекту и подчеркивает лидирующие позиции Гудкова. Это особенно важно, учитывая, что именно факт его лидерства отталкивает других претендентов на участие в проекте, прежде всего, Геннадия Семигина, который является конкурентом Гудкова в вопросе лидерства. Приглашение Гудкова также показывает, что проект получил косвенную поддержку Владимира Путина: это важно, так как новая левоцентристская партия станет спойлером «Справедливой России».

В целом можно отметить, что критерием выбора политической партии для ее участия во встрече было наличие у нее хотя бы минимального электорального веса, а также узнаваемости. Это позволило впервые после проигрыша в 2003 году на парламентских выборах провести встречу президента с лидерами – СПС и «Яблоком». Такой жест был расценен как свидетельство готовности Кремля создать условия для «возвращения» этих партий в парламент. Однако пока такие выводы кажутся поспешными. В преддверии выборов в 2003 году Путин также встречался и давал сигналы поддержки лидерам СПС и «Яблока», однако в Госдуму они не прошли.

Тем не менее, участие «Яблока» и СПС не могло не быть: это главные либеральные партии России, которым пока так и не удалось создать авторитетных конкурентов. Так, «Свободная Россия» испытывает внутренние конфликты: туда в качестве потенциального лидера пришел Михаил Барщевский, что вызывало сопротивление Андрея Рявкина. ДПР пока вовсе остается невостребованной и, напротив, все активнее сотрудничает с СПС. Отказ либералам в приглашении означал бы серьезный удар по легитимности выборов 2007 года, что уже противоречит основной задаче встречи Путина.

Вторая интрига встречи – конкуренция «Справедливой России» и «Единой России». С одной стороны, инициатива встречи принадлежала «Единой России». Борис Грызлов еще на встрече с президентом России 19 ноября, перед юбилейным съездом партии, выдвинул идею провести диалог с политическими партиями на предмет экстремизма. Тема была абсолютно выигрышна для партии власти, а «Единая Россия» получала возможность выступить совместно с Владимиром Путиным. Это усиливало изначальное имиджевое привилегированное положение «партии власти», что очень важно на фоне растущей конкуренции с партией Сергея Миронова.

Однако Сергей Миронов буквально сразу получил от президента фору и достаточно выигрышно использовал встречу. Владимир Путин первому дал ему слово, что сразу же зафиксировало вхождение «Справедливой России» в число политических партий-фаворитов. Это весьма важный знак элите, во многом восстанавливающий баланс, сдвинувшийся в пользу «Единой России» после встречи Путина с лидерами «единороссов» и включения в Высший совет партии главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова.

Более того, Миронов сумел полностью огородить себя от попыток «Единой России» сыграть против него в вопросе реформирования СФ. Напомним, что спикер Совета Федерации давно предлагал перейти к выборности сенаторов, при условии, что члены верхней палаты парламента будут выдвигаться на основании двух принципов: внепартийности и региональности. При этом никогда соответствующая законодательная инициатива не поступала на рассмотрение Госдумы. Надо признать, что имиджево Миронову всегда было выгодно отставать идею выборности, но только до тех пор, пока она остается идеей. Выборы членов СФ сейчас спикеру совсем не выгодны и даже опасны: за последние годы он настолько ужесточил контроль над составом СФ, усилив позиции спикера, что без его личного ведома сенатор не может быть ни утвержден, ни отозван. В то же время качество состава СФ резко ухудшилось, а имидж верхней палаты окончательно подпортили майские скандалы вокруг досрочного отзыва нескольких членов СФ на фоне антикоррупционных решений президента. В таких условиях Миронов недавно вновь начал говорить о выборности, но вряд ли он при этом рассчитывал на реалистичность идеи. Поэтому сделанное на съезде «Единой России» предложение министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу «принять законопроект», якобы предложенный Мироновым, представляло собой угрозу не только его прерогативам как председателю СФ, но и его председательству в верхней палате парламента.

Миронов использовал встречу для того, чтобы купировать угрозы, исходящие от ЕР и закрепить это президентской поддержкой. Во-первых, Миронов предложил подкорректировать закон о формировании СФ России, обязав региональные власти выдвигать в СФ кандидатов, отвечающих цензу оседлости. Спикер подчеркнул, что необходимо прямо прописать в законе, что при выборах представителя в верхнюю палату парламента надо руководствоваться его [кандидата] биографией, в частности тем, что он проживает в регионе долгое время. При этом ни слова о выборности не прозвучало. Более того, Миронов подчеркнул, что «партийности либо не должно быть, либо минимум». Такая схема реформирования СФ становится косметической, несколько сужает возможности партии власти влиять на состав СФ, а за спикером сохраняет все имеющиеся у него прерогативы. В ответ на это президент заявил, что инициативу надо «проработать». «Если вы чувствуете что нужно сделать дополнительные шаги в этом направлении, давайте вместе подумаем», - сказал Путин. Такое заявление весьма осторожно: оно призвано не обидеть «Единую Россию» публично, но при этом не позволить ей воспользоваться реформой СФ в своих политических целях. Миронов воспользовался важнейшим приоритетом президента: нежеланием позволять партии власти идти на политическую эскалацию своего влияния еще и в СФ России.

Тем не менее, хотя Миронов и инициировал некоторую правку действующего порядка, снизив влияние на этот процесс партии власти, он не отказался от идеи выборности СФ, Миронов намерен и дальше отстаивать ее, учитывая, что это значительно усиливает «масштаб» его политической фигуры. Кроме того, в случае реальной угрозы его прерогативам в СФ выборы могут оказаться для Миронова «меньшим злом».

Борис Грызлов в свою очередь говорил непосредственно о проблемах борьбы с экстремизмом, в основном намекая на поведение партии «Родина» на выборах в Мосгордуму год назад и на скандальное антисемитское письмо ряда депутатов Госдумы. Это выглядело значительно более тускло на фоне предыдущего выступления Миронова.

В то же время «Единая Россия» «отыгралась» в информационном пространстве. Борис Грызлов был безусловным фаворитом встречи в новостном контенте лояльных СМИ. Они, судя по всему, инерционно «работают» на безальтернативную информационную поддержку «Единой России». Они также нашли подходящий повод для того, чтобы принизить «Справедливую Россию», раскритиковав весьма неудачное заявление Миронова насчет понятия терпимости. «Слово «терпимость» – это значит сжать зубы и что есть силы терпеть человека другой национальности рядом с собой», - заявил Миронов на встрече Путина. Эта фраза обошла все СМИ с негативным или саркастическим комментарием на фоне респектабельной презентации позиции Грызлова. Это означает, что информационное пространство все еще выстроено под партию власти. Частично это является инерционным, частично - осознанным ограничителем «Справедливой России» в интересах «Единой России».

Третья интрига встречи – ситуация вокруг лидера КПРФ Геннадия Зюганова. В октябре Зюганов не пришел на политически важную для Путина встречу лидеров фракций на фоне антигрузинской кампании: тогда президент хотел показать, что все политические силы солидарны с позицией государственной власти. Такой «демарш» был расценен как личное оскорбление президенту. После этого лидера КПРФ пригрозили не приглашать на встречу, а сам Зюганов пошел по пути радикализации своей позиции. Однако вместо роста негативизма в отношениях Кремля и КПРФ произошло обратное. Зюганов продемонстрировал свою политическую автономность и добился «признания». Вскоре президент взял его в свою официальную поезду во Вьетнам. А после нынешней встречи с лидерами партий провел с ним персональную беседу. Все это свидетельствует о том, что Кремль ощущает необходимость «обхаживать» КПРФ как реальную политическую силу, с которой надо считаться.

Встреча Путина с лидерами основных политических партий легитимирует наличие двух «партий власти», а также формирует некий элитный партийный клуб из партий – реальных игроков, имеющих свой вес и определенный уровень узнаваемости. Судя по всему, этот клуб удобен в первую очередь самому Путину. На его основе можно повышать легитимность политических решений. Сразу после обсуждения очень спорных (в том числе и с точки зрения СПС и «Яблока») поправок в законодательство об экстремизме (значительно расширяется толкование понятия «экстремизм» и увеличиваются административные возможности для снятия с выборов), президент подписал соответствующий закон. Критика в отношении закона осталась за рамками «системной оппозиции» и выдавлена на поле внесистемной. Доверие к такой критике в обществе резко снижается.

Главным итогом встречи стало создание консультативного совета с участием лидеров 10 политических партий «для обсуждения вопросов борьбы с экстремизмом, а также других тем, наиболее значимых для развития политической системы России». Таким образом, повестка дня будущих встреч потенциально максимально расширена, а партийная система приобретает черты завершенности и стабилизации.В условиях создания политического консультативного совета Владимир Путин оказывается надпартийной фигурой, которая консолидирует вокруг себя все политические силы, от либералов до национал-патриотов. При этом устанавливается управляемая партийная система, в которой остаются лишь «ответственные», «системные» политические партии. Доступ в этот клуб будет практически закрыт. Однако и преувеличивать его роль нельзя: в данном случае он позволяет встраивать партии в работу политической системы на безопасном уровне, не ставя себя в зависимость от них и при этом предупреждая радикализацию этих партий.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net