Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

04.01.2007 | Татьяна Становая

Москва выиграла, Лукашенко пока не проиграл

За две минуты до наступления Нового года Россия и Белоруссия достигли компромисса в вопросе о поставках газа. Это стало свидетельством того, что обе стороны очень не хотели развития ситуации по радикальному сценарию. Соглашение почти полностью отвечает интересам России, однако полной победной не является. Москва выполнила свою программу-минимум, лишь немного приблизившись к реализации программы-максимум.

Напомним, что на протяжении нескольких месяцев российская и белорусская стороны вели переговоры о ценах на российский газ, поставляемый в Белоруссию. Россия исходила из того, что Белоруссия, также как и другие страны, должна покупать газ по рыночной цене. Энергетическая стратегия России на постсоветском пространстве состоит в том, чтобы постепенно переходить на рыночные отношения в условиях, когда почти все страны постсоветского пространства не в состоянии платить полную стоимость за голубое топливо. Поэтому российская сторона предполагала, что часть стоимости газа эти страны будут оплачивать либо важными для России экономическими активами, либо какими-либо пророссийскими политическими решениями. Тем самым, Россия рассчитывала получить преимущество в конкуренции с Западом и закрепить свое доминирование в регионе.

В отношениях с Белоруссией были определены программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала получение контроля «Газпрома» над «Белтрансгазом», а значит, над транзитом своего топлива в Европу. Это была главная задача, которая сделала бы реализацию российской энергетической стратегии гораздо менее зависимой от политической ситуации в Белоруссии.

Программа-максимум предусматривала развитие интеграционных процессов: принятие Конституционного акта, введение должности президента союза двух государств, введение единой валюты (рубля) на условиях Москвы (то есть с потерей Белоруссией права эмиссии денежных знаков).

На нынешних переговорах Россия делала ставку в большей степени на реализацию программы-максимум, точнее, на создание условий для ее успешной дальнейшей реализации. Предложив Белоруссии часть стоимости газа оплачивать активами (75 долларов от цены одной тысячи кубометров белорусы платили бы деньгами, а оставшиеся 30 долларов оплачивали бы акциями «Белтрансгаза»), Кремль рассчитывал, что спустя некоторое время вместо акций «Белтрансгаза» у Минска можно будет просить что-то еще. Сохранение полубартерной схемы в любом случае закабаляло Белоруссию. Лукашенко прекрасно понимал, что если сейчас часть цены на газ он оплатит акциями белорусских предприятий, то потом придется платить государственным суверенитетом (например, введением единого рубля или созданием реальных наднациональных органов власти Союза). По крайней мере, именно так ситуацию видели в Белоруссии.Москва рассчитывала, что Минск не сможет и не захочет платить деньгами за весь газ, а значит, будет вынужден принять предложенную схему. Минск же надеялся, что Москва в последний момент «струсит» и даст задний ход, снизив цены на газ, опасаясь возникновения в результате газового конфликта проблем с поставками газа европейским потребителям.

Однако уже 31 декабря стало окончательно понятно, что Кремль не «струсит» и на полном серьезе готов отключить газ белорусам (хотя в отличие от аналогичной ситуации с Украиной, здесь отключение газа было одним из самых нежелательных сценариев развития событий). Также вскоре стало ясно, что и Минск готов платить деньгами за газ, поставив под удар свой бюджет, но при этом не дав России выполнить свою программу-максимум.

Соглашение было достигнуто за 2 минуты до Нового года. Контракт подписан на поставку и транзит топлива в 2007-2011 годах. Россия уступила 5 долларов в цене на тысячу кубометров газа – совсем немного, учитывая, что для Белоруссии и цена в 100 долларов крайне неприятна. При этом до 2011 года Белоруссия должна будет постепенно перейти к рыночной цене: в 2008 году цена составит 67% от рыночной, в 2009-м – 80%, 2010-м – 90%, 2011-м – 100%.

Согласована тарифная ставка при поставках газа по сетям «Белтрансгаза» (1,45 доллара) и плата за услуги по управлению газопроводом Ямал-Европа. В 2006 году ставка составляла 0,75 доллара за прокачку тысячи кубометров на 100 километров.

«Газпром» добился выполнения программы-минимум: определены условия оплаты «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» - 2,5 млрд. долларов равными платежами в течение четырех лет. Все платежи будут осуществляться денежными средствами. Тем самым, цена оказалась выше, чем готов был платить «Газпром», но значительно ниже той, что была продиктована резко возросшими в последнее время амбициями Минска, оценившего предприятие в 17 млрд. долларов. Это главный результат переговоров.

Однако Кремль не выполнил программу-максимум. До тех пор, пока Минск будет пытаться полностью платить за газ деньгами, не отдавая «натурой» части своего суверенитета, России будет трудно форсировать интеграционные процессы.

Еще одним важнейшим результатом переговоров стало согласование формулы перехода на рыночные отношения в газовой области. А это значит, что уже вскоре при повышении цен на газ Кремль вновь сможет вернуться к своему прежнему предложению: оплата деньгами лишь части цены на газ. Незавидную перспективу признал и сам премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский, прибывший срочно в Москву к вечеру 31 декабря. Он заявил, что «в условиях сегодняшней экономики Белоруссии цена в 100 долларов является очень сложной и неподъемной». «Он подчеркнул, что если у Белоруссии не будет хватать средств, она «будет просить у «Газпрома» отсрочки». По его словам, Белоруссии будет тяжело, но придется работать в таких условиях. Правительство Белоруссии сделает все, чтобы народ не чувствовал «этого двукратного повышения цен» на газ, заверил премьер.

Очевидно, что вместо отсрочки, которую обязательно попросит Белоруссия, Кремль предложит обсудить тему единой валюты или принятия Конституционного акта. Неурегулирована еще ситуация и с поставкой нефти. Сидорский напомнил, что белорусская сторона в связи с введением экспортной пошлины на российскую нефть отказалась от ее закупок. «Я доложил Совету Безопасности: мы не в состоянии платить более 400 долларов, и наши партнеры в России с пониманием относятся к этому», - сказал премьер. «Нам предложили раздел пошлин на нефть 50 на 50, мы завизировали это предложение и передали в российское правительство», «встретимся и обсудим их», сообщил Сидорский.

«Газпром» сегодня чувствует себя победителем. Даже несмотря на то, что не выполнена программа-максимум, созданы условия для ее реализации в перспективе. Главное в том, что Белоруссия согласилась с принципами перехода на рыночные отношения, а также приняла условия продажи контрольного пакета акций «Белтрансгаза». Минск же тоже проигравшей стороной назвать трудно. Он получил время на то, чтобы определиться: готов ли Лукашенко полностью оплачивать деньгами российский газ, и, оставаясь хозяином на своей земле, рисковать собственным рейтингом, который может пострадать из-за роста бюджетных расходов и ухудшения социально-экономической ситуации. При этом понимая, что Россия еще приложит массу усилий, чтобы максимально ограничить «независимость» Белоруссии и склонить белорусского президента к принятию кремлевских интеграционных проектов. Главная битва между двумя странами отложена, но в ближайшие годы она неизбежна. Также как и похолодание в двусторонних отношениях.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net