Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

23.01.2007 | Сергей Маркедонов

Абхазия: военная тревога-2007

Проблема урегулирования грузино-абхазского конфликта с каждым днем все больше и больше попадает в международный фокус. Напомним, что в октябре 2006 года Совет безопасности ООН принял резолюцию 1716 о ситуации в Кодорском ущелье. Тогда «абхазский вопрос» стал предметом серьезного политического торга между двумя постоянными членами Совета безопасности - США и Россией. В октябре 2006 года США (до того не поддерживавшие российские варианты резолюции) в целом одобрили российские предложения по «выражению озабоченности действиями Грузии» в Кодори. Россия же поддержала резолюцию Совбеза, осуждающую ядерные проекты КНДР. В резолюции 1716 говорилось о «важной стабилизирующей роли» российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта.

И вот в новом 2007 году проблема грузино-абхазского урегулирования снова попадает в фокус внимания Совбеза ООН. На сей раз обсуждение ситуации в конфликтном регионе будет проходить под председательством России. В январе 2007 года РФ будет председательствовать в Совете безопасности. 24 января 2007 года пройдет заседание Совбеза, на котором руководитель Миссии ООН в Грузии (согласно всем международным соглашениям Абхазия является частью Грузии) выступит с докладом о положении дел в зоне грузино-абхазского конфликта. Помимо доклада руководителя Миссии в ходе заседания будут также обсуждаться различные аспекты выполнения прежней резолюции Совета безопасности, включая и резолюцию 1716, к которой всячески апеллирует Россия и которую стремится «тихо игнорировать» Грузия.

Непосредственным поводом для рассмотрения проблем грузино-абхазского конфликта стало ухудшение политической ситуации в Гальском районе накануне Нового года и в первые дни года наступившего. Напомним, что 25 декабря 2006 года в Гальском районе Абхазии были убиты два сотрудника правоохранительных структур этого de facto государства. И это были отнюдь не рядовые сотрудники абхазской милиции. На фугасе подорвался дважды герой Абхазии Отар Турнанба и дважды герой Абхазии Алик Хишба. В Грузии этих двух милиционеров считают лично ответственными за участие в этнических чистках грузинского населения Абхазии. В Сухуми же их деятельность рассматривается в ином ключе, а их гибель тут же была расценена как возобновление диверсионно-террористической деятельности Тбилиси. 5 января 2007 года в селе Ганхури был убит грузинский полицейский. В его убийстве грузинские власти обвинили «абхазских боевиков», а сам факт нападения был расценен как террористический акт. Естественно, со стороны Тбилиси прозвучали далеко идущие выводы относительно неэффективности российской миротворческой операции: «Данный теракт является еще одним свидетельством бездеятельности и равнодушия российских миротворческих сил, расположенных на территории Грузии». В свою очередь абхазская сторона отвергла саму возможность террористических актов, совершенных «боевиками» непризнанной республики. Как и сам факт существования в Абхазии каких-либо террористических группировок. Канун Нового 2007 года в зоне грузино-абхазского конфликта, таким образом, может быть охарактеризован как «военная тревога». Эта тревога, к счастью, не переросла в «разморозку» конфликта. Вместе с тем нельзя не отметить, что после Кодорского ущелья, переименованного в Верхнюю Абхазию, Гальский район стал второй точкой, где была сделана попытка «разморозить» «замороженный» конфликт.

Впрочем, такие попытки регулярно предпринимались и раньше. Вообще же, Гальский район всегда стоял особняком в Абхазии. В позднесоветское время численность грузинского (мегрельского) населения там составляла более 90%. В послевоенный период именно территория Гальского района стала местом возвращения беженцев. Сегодняшний Гальский район- это 37% от территории одноименного административно-территориального образования советского времени, разделенного между Гальским, Ткварчельским и Очамчирским районами. Первая волна возвращения гальских мегрелов произошла уже в 1994-1995 гг. Вторая - после трагических событий мая 1998 года (новой эскалации грузино-абхазского противостояния). По утверждению тогдашнего президента Абхазии Владислава Ардзинбы, в конце 1990-х годов в Гальском районе насчитывалось 60 тысяч грузин. Предыдущий лидер Грузии Эдуард Шеварднадзе называл цифру 55 тысяч человек. В 2001 году было сформировано Гальское районное собрание. Однако и после 1998 года Гальский район остался наиболее проблемной территорией для Абхазии. Помимо деятельности грузинских партизанских отрядов вызовом для абхазского руководства стал обычный бандитизм (и грузинский, и абхазский), пик которого традиционно приходится на "ореховый сезон". В январе 2006 года Гальский район также становился точкой «обновления конфликта». Практически в эти же январские дни год назад ситуация в Гальском районе была предметом тщательного изучения со стороны ооновских чиновников. 16 января 2006 года абхазский президент Сергей Багапш проводил встречу с заместителем Специального представителя Генерального секретаря ООН Иво Петровым. Год назад Сергей Багапш заявлял, что «события последних дней подтверждают, что терроризм в Грузии возведен в ранг государственной политики… действующие в Гальском районе грузинские бандформирования пользуются поддержкой политического руководства Грузии». Как ни банально это прозвучит, но история во многом повторилась в 2007 году.

Однако ситуация 2007 года имеет и серьезные отличия от событий января-2006. Тогда действия Грузии на «гальском направлении» были, скорее, проверкой - как собственной силы, так и военно-политических возможностей Абхазии. После того как Кодорское ущелье стало (хотя скорее было провозглашено) центром «грузинской Абхазии» (для чего, собственно, и было переименовано), у официального Тбилиси появились претензии на изменение формата переговорного процесса и миротворческой операции вообще. Накануне заседания Совбеза 24 января 2007 года президент Грузии посетил Кодорское ущелье, провел встречи с членами «Абхазского правительства в изгнании» (правда, сей кабинет не имеет в своем составе абхазов) и в очередной раз продемонстрировал, что сегодня есть две Абхазии - «грузинская» и «абхазская». И тот факт, что данная политическая картинка является скорее качественным пиар-продуктом, никого в Тбилиси не расстраивает. Главное - играть на опережение, выигрывать борьбу за информационное пространство. А этим искусством Саакашвили овладел в совершенстве. Сегодня информационные агентства сообщают о том, что члены «кабинета в изгнании» будут приняты в штаб-квартире ООН, а значит, их политический статус может быть повышен. Таким образом, в январе 2007 года Тбилиси сосредоточился на расширении территории «грузинской Абхазии», для чего Гальский район представляется оптимальной площадкой. В отличие от Кодорского ущелья этот район контролировался Сухуми (хотя и хуже, чем остальные 6 районов республики). В отличие от Кодори абхазские власти пытались (особенно после победы на президентских выборах-2004 Сергея Багапша) проводить политику по интеграции этого «проблемного» района. В частности, на президентских выборах 2004 года гальские мегрелы участвовали в голосовании. В марте 2007 года в Абхазии пройдут парламентские выборы, которые чрезвычайно важны и для внутренней «непризнанной легитимности» нынешней абхазской власти, и для укрепления демократического имиджа Абхазии в мире. В этой связи налаживание мирной жизни в Гальском районе является важнейшим приоритетом Сухуми, в то время как целью Тбилиси является дестабилизация. Именно посредством дестабилизации можно будет обосновать и необходимость силового вмешательства в абхазские дела, и расширения территории «грузинской Абхазии». Напротив, участие населения Гальского района в голосовании и выборы его представителей в парламент объективно работают на Абхазию, создавая ей образ полиэтничного демократического государства.

24 января 2007 года Совбез ООН будет обсуждать все хитросплетения грузино-абхазского противоборства в Гальском районе. Сегодня абхазская сторона настаивает на том, чтобы ее представители были допущены к заседанию. Как нетрудно догадаться, против этого активно выступает Тбилиси. Вместе с тем, несмотря на свой «непризнанный» статус, Абхазия официально признана ООН стороной конфликта. Кстати сказать, в таковом качестве Абхазию признает и сама Грузия (в отличие от Азербайджана, который не признает НКР самостоятельной стороной армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха). С абхазскими лидерами ООН-овские представители имеют постоянные контакты, а переговорный процесс под эгидой ООН не исключает Абхазию. Таким образом, «непризнанный» статус Абхазии требует уточнения. Было бы корректнее говорить, о том, что Абхазия не имеет формально-юридического признания, но признана (всеми, включая ООН и Грузию) как политическая реальность. Следовательно, необходимо хотя бы задаться вопросом «Насколько конструктивно игнорирование абхазской позиции при обсуждении текущей ситуации в Абхазии и перспектив этой территории?» Сегодня ни Россия, ни Грузия не представляют и не могут представлять интересов этой территории. В этой связи становится понятным, что «глухота» по отношению к абхазской позиции не будет работать ни на восстановление доверия между конфликтующими сторонами, ни на разрешение конфликта. К сожалению, сегодня применительно к конфликтам на постсоветском пространстве используется один подход. Так называемая «материнская территория» (Грузия, Молдова, Азербайджан) рассматриваются как обладатели правильной и конструктивной позиции, а непризнанные республики как носители деструктивного начала. Опять же, необходима постановка вопроса «Означает ли отказ от диалога и принципа равенства конфликтующих сторон, что установленный таким образом мир будет прочным?

Скорее всего, окончательный ответ на абхазский «запрос» не будет дан в январе 2007 года. Впрочем, такие «запросы» представители Сухуми делают не в первый раз. Между тем необходимо изыскать возможности для трансляции абхазских взглядов на мировое сообщество. Иначе все разговоры о справедливом разрешении конфликта будут пустыми словами. Сегодня многие эксперты и политики охотно комментируют такое событие, как возвращение посла РФ в Тбилиси. Этот факт рассматривается как символ потепления двусторонних российско-грузинских отношений. Что ж, сам тренд «потепления» мог бы быть поддержан, если бы Грузия и Россия на прагматичной основе вернулись к тем наработкам, которые уже были сделаны двумя сторонами. Успешные прецеденты такого рода имели место в новейшей истории. В марте 2003 г. грузино-абхазское урегулирование стало центральной темой встречи президентов Грузии и России (Эдуарда Шеварднадзе и Владимира.Путина) в Сочи. В обсуждении ряда проблем принял участие и представители абхазской стороны, что продемонстрировало конструктивность грузинской позиции. Были обозначены приоритеты мирного процесса (возвращение беженцев, гарантии безопасности, открытие сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси, модернизация «Ингури-ГЭС»). То есть были обозначены точки взаимного интереса конфликтующих сторон и найдено понимание того, что без развития энергетической и транспортной инфраструктуры никакие проблемы статуса не имеет смысла обсуждать. Не имеет смысла обсуждать хотя бы потому, что первостепенной задачей любого мирного процесса является доверие. Однако трудно доверять стороне, занятой формированием «своей» «правильной» Абхазии и рассматривающему своего визави исключительно как чужую марионетку…

Автор- Сергей Маркедонов, зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net