Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

19.05.2005 | Валерий Выжутович

АТАМАНЫ В ЗАКОНЕ

В нынешнюю пятницу Госдума рассмотрит в первом чтении внесенный президентом законопроект 'О государственной службе российского казачества'. С тех пор как новая Россия вывела казачьих коней из, казалось, уже вечного исторического загона, лихие хлопцы, оседлавшие их, проскакали немало верст. Самостийные походы в Приднестровье и на Северный Кавказ… Несанкционированная подмога братьям-сербам… Наведение нагайками порядка на рынках Кубани и Ставрополья… Единственным нехоженым полем для нынешних атаманов до сих пор оставалось законодательное.

Узаконить госслужбу казачества наша Дума пыталась не раз. Эта попытка - девятая. Все предыдущие проекты отвергались исполнительной властью как противоречащие Конституции и федеральным законам. Казачья вольница отчасти знавала узду президентских указов. Ими регламентировалось предоставленное новоявленным есаулам и ротмистрам право проходить воинскую службу в казачьих частях и подразделениях. Ими дозволялось формировать добровольные военизированные подразделения для патриотического воспитания молодежи. И только ими регулировалось участие казаков в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении правопорядка.

Нет государственного закона - торжествует станичный. Это закон с нагайкой за голенищем. В городе Анапе я сам однажды стал свидетелем того, как на главной площади, средь бела дня, при всем честном народе с какого-то шалопая казаки сняли штаны и крепко отстегали. Об этой практике мне охотно и много рассказывали в кубанских станицах. Тон в рассказах был одобрительный. Возрождается казачество! Но, пытался я сеять разумное, публичные порки на площадях, что бы там ни было, даже за дело - дикость, беззаконие. Нет, возражали станичники, это нормально и совершенно необходимо в целях воспитания. А идеологи нового казачества подводили базу: если милиция не умеет навести порядок, мы наведем его сами. Где пасует государство, там власть в свои руки берут казаки. Это власть наставляющего православия над заблудшими душами. Власть просветляющей патриотической идеи над сумеречными умами. Власть казачьего устава над казаком. Власть старшего над младшим, мужа - над женой. Власть вековых устоев и обычаев над распорядком сегодняшней жизни.

Это все я к тому, что казаки давно заступили на госслужбу в хуторском и станичном ее понимании. Они охраняют порядок. Осуществляют правосудие. Формируют идеологию. Словом, делают то, что положено органам власти с их чиновничьим аппаратом. Этими полномочиями - по сути, государственными - они сами себя наделили.

Значит, все, что берут на себя станичники, теперь узаконить? Нет. Прежде всего предполагается четко определить казачий статус. В ходе последней переписи населения казаками себя назвали 140 тысяч человек. Советник президента по вопросам казачества Геннадий Трошев считает, что их значительно больше: 5 миллионов. А в рядах казачьих обществ, занесенных в госреестр, числится около 760 тысяч человек. Этот цифровой разнобой, вносящий путаницу в понимание, кто же является казаком с вытекающими из этого статуса правами, Дума намерена устранить. В официальном порядке казаками будут признаваться только члены казачьих обществ, внесенные в государственый реестр и взявшие на себя 'обязательство по несению государственной и иной службы'. Им позволят служить в казачьих соединениях и воинских частях, в ФСБ, внутренних войсках МВД, пограничных подразделениях и правоохранительных органах. Только они получат вожделенное современным казачеством право на ношение оружия. Остальным в этом праве будет отказано. Шашка - да, но исключительно на парадах, на больших казачьих кругах, а не повседневно.

Попытки протащить в закон сословные привилегии, которыми испокон якобы пользовалось казачество, не удались. Например, безвозмездная передача земельного надела не предусматривается. Апелляция к историческому опыту - мол, была же у казаков такая привилегия, давайте ее вернем - наверняка прозвучит и при обсуждении законопроекта. Но вряд ли будет принята во внимание. Потому что не было у казаков такой привилегии. Было общинное землепользование без права продажи. То есть в основе земельной идеологии казачества всегда лежало государственное начало. Бывшими в хозяйственном обороте угодьями, как и пустующими землями, можно было пользоваться, но не владеть единолично. Владело и распоряжалось все войско. Земля даровалась ему в награду за службу.

Все остальное в этом проекте думских дискуссий, пожалуй, не вызовет. Кто же станет возражать против участия казаков в военно-патриотическом воспитании призывников? Или отказывать им в праве охранять общественный порядок и бороться с терроризмом? Проблемы появятся позже. Когда буква закона вступит в конфликт с духом казачества. Скажем, во что воплотится 'приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязательность их признания, соблюдения и защиты' - а это один из основных принципов осуществления казачеством государственной службы, - когда дойдет до участия атаманов в антитеррористических акциях? Если даже приученный к дисциплине ОМОН ведет в Чечне зачистки, подчас не щадя мирных жителей, то чего прикажете ждать от казаков Ставрополья, у которых к чеченцам свой счет?

Что могут натворить мобилизованные на охрану правопорядка вахмистры и хорунжии, не надо долго объяснять, они и сами об этом догадываются. Сказал же начальник главного штаба Союза казачьих войск России и зарубежья Валерий Камшилов: 'Главное - чтобы казачество не стало жандармом в борьбе против своего народа'.

Не стать казачеству жандармом легко ли при нашей-то исторической традиции? В биографии войска казачьего - и участие в черносотенных погромах, и подавление народных бунтов. Хотя кому-то близок взгляд знаменитого русского анархиста Бориса Савинкова: 'Усмиритель'-казак стал воплощением русского национального духа, любви к Отечеству, готовности пожертвовать для него жизнью. И не только национального духа. Вольный казак воплотил в себе и дух 'третьей' России - дух демократии, свободы, равенства и братства'.

Если, призывая казака на госслужбу, власть видит в нем прежде всего 'усмирителя', то она играет с огнем. Поставить казачьи заслоны 'экспорту' революций с наших южных границ, направить этих 'госслужащих' на разгон демонстраций - дело нехитрое. Но потом дать отбой будет трудно. Вошедших во вкус нагаечников можно остановить только нагайками, приказам они плохо подчиняются, ограничений в праве 'наводить порядок' и понимать его по-своему - не терпят. Большевики сперва тоже взнуздали казачество и поставили под седло, но когда оно стало взбрыкивать, пустили в распыл. Историк казачества Александр Козлов отмечает: 'Казаков всегда пытались использовать как разменную монету в большой политической игре. Люди при власти хотели превратить их в охранительную силу, в опору системы. Но в конце концов выходило так, что призванные служить опорой системе, казаки становились ее разрушителями'.

Если же никто не собирается бросать казаков на борьбу с оппозицией, если им отводится роль охранителей государственных рубежей, защитников общественного порядка, ликвидаторов чрезвычайных ситуаций, тогда другое дело. Но в том, что намерения именно таковы, нам еще надо убедиться.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net