Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

16.02.2007 | Иван Преображенский

Кадыровые перестановки

В четверг вечером Владимир Путин объявил о целом ряде кадровых перестановок в высшем эшелоне власти России. Начать, очевидно, необходимо с того назначения, о котором стало известно в последнюю очередь. Это крайне непопулярное в обществе президентство действующего премьера Чечни Рамзана Кадырова. Его предшественник Алу Алханов, как и полагало большинство аналитиков, был «сдан» Москвой и после недолгой борьбы вынужден написать заявление. Помимо этого Путин произвел и другие перестановки: Сергей Иванов потерял пост министра обороны (на его место назначили ставленника «силовиков», бывшего главу налоговой службы Анатолия Сердюкова), кроме того, глава аппарата правительства Сергей Нарышкин стал еще одним «обычным» вице-премьером.

Стоит обратить внимание, что перестановкам, которые произошли в правительстве и касались одного из тех, кого СМИ называют «потенциальными преемниками», российская и зарубежная пресса уделила, явно незаслуженно, куда большее внимание, чем кадровым переменам в Чечне. В то же время очевидно, что речь идет о некоем «пакетном соглашении» между высшими представителями российской политической, и касается оно 2008 года.

Вариантов, способных объяснить произошедшее - три. Самый очевидный и наименее, в то же время, логичный – это повышение статуса Сергея Иванова, как потенциального преемника Владимира Путина. С учетом того, что Дмитрия Медведева, помимо «позитивных» нацпроектов «бросили» на ЖКХ, которое способно похоронить репутацию любого политика, аналитики делают вывод о повышении статуса нового первого вице-премьера в роли преемника Владимира Путина. Якобы на фоне обострения отношений с Западом нынешний глава государства решил сделать ставку на сторонников обострения отношений с США и Евросоюзом. Правда, это объяснение не позволяет понять, зачем Владимиру Путину понадобилось одновременно производить кадровые перестановки в Чеченской республике, а также и в правительстве.

Второй вариант, несколько менее очевиден, однако позволяет объяснить хотя бы большую часть происходящих событий. В соответствии с ним, в «верхах» сложился консенсус элит вокруг выдвижения в качестве единственного преемника Путина Дмитрия Медведева. Так называемые «силовики», долго торговавшиеся с обоими потенциальными будущими президентами, наконец, пришли к выводу, что Медведев более предсказуем и контролируем, и - кроме того – у него в принципе больше шансов стать главой государства. В итоге, они согласились на перемещение более самостоятельного и лично преданного Владимиру Путину Сергея Иванова на церемониальный пост первого вице-премьера, с назначением министром обороны Анатолия Сердюкова. По слухам, Сердюков близок к «группировке» Игоря Сечина, а значит, это назначение ресурсно усиливает «силовиков», ослабляя в то же время слабого аппаратного игрока Сергея Иванова, который в обозримом будущем должен потерять контроль над Минобороны. Эта версия позволяет также предположить, что за очевидное усиление «силовиков» (новый вице-премьер Сергей Нарышкин также иногда называется близким к этой группе влияния чиновником) они должны были «расплатиться» с конкурирующей силой в администрации президента. Итогом этого стало назначение президентом Чечни Рамазана Кадырова, который не скрывает близости к замглавы президентской администрации Владиславу Суркову.

Однако даже этот вариант не объяснят причин, по которым нынешние кадровые перестановки произошли после знаковой речи главы российского государства в Мюнхене. Здесь явно не в счет предположения о том, что он просто решил «напугать» Запад Сергеем Ивановым. Зато все встает на свои места, если предположить, что Владимир Путин все же передумал и в России уже полным ходом идет операция «третий срок», а вовсе не «операция преемник».

В таком случае складывается следующая сложная картина взаиморазменов в политических «верхах». Владимиру Путину требуется консолидация элиты вокруг его личности и идеологически ради этого кремлевские идеологи Владислав Сурков и Глеб Павловский уже косвенно заявили о необходимости начать «дискуссию» по третьему сроку. А ряд молодежных прокремлевских движений еще в 2006 году провели акции за принятия закона о Конституционном собрании, которое одно, в соответствии с действующим основным законом, может конституцию переписать. Соответственно и состоявшаяся в прошлом году встреча президента с лидерами крупнейших российских партий, после которой даже оппозиционеры стали частенько появляться в эфире, становится понятной. Очевидно, что «телевизор» оппозиции предоставили вовсе не за ее итак регулярное осуждение ксенофобии. А вот за поддержку или, как минимум, нейтралитет в период переизбрания Путина – могли.

Что касается нынешних назначений, то это, если рассматривать версию «третьего срока» - серия обменов. Будущее назначение Рамзана Кадырова президентом Чечни – это, с одной стороны, уступка Суркову и его окружению лично от Владимира Путина. С другой стороны, это хорошая возможность воспользоваться тем же самым региональным фондом им. А.Х. Кадырова для финансирования предстоящей в 2008 году избирательной кампании.

Иванов – это, с одной стороны, недоброжелатель Кадырова, а на новом посту он уже не сможет мешать чеченскому лидеру. С другой – личный ставленник президента, которого тот не мог оставить без должности. Сердюков же – ставленник так называемых «силовиков», которые получают в качестве компенсации за поддержку идеи о «третьем сроке» Минобороны с многомиллиардной программой финансирования перевооружения армии. Наконец, Нарышкин – это просто случайная фигура. Он повышен с тем, чтобы сохранить в целости и сохранности полномочия главного правительственного либерала Германа Грефа, которого экс-глава аппарата правительства давно старался «съесть», создав под собой, фактически «теневой МЭРТ». А заодно назначение Нарышкина – это компенсация Михаилу Фрадкову, который сейчас смог стать из «технического премьера» относительно самостоятельной фигурой, хотя и близкой все к тем же «силовикам».

Таким образом, складывается полный консенсус элит. Группы Суркова и Сечина получили свои бонусы и готовы поддержать «третий срок». То же самое можно сказать и о главе правительства, а также о лидерах основных политических партий, в том числе и оппозиционных, которым дают возможность пройти в Госдуму в 2007 году для того, чтобы впоследствии они сформировали пресловутое Конституционное собрание. Поддержит переизбрание Владимира Путина на «третий срок», разумеется, и Чечня.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net