Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.05.2005 | Дарья Гусева

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ "РОССИЯ"

В мае исполняется пять лет с момента разделения России на семь федеральных округов и создания института полномочных представителей президента в регионах. Так началось "построение властной вертикали", должное посеять объединительные настроения. Уже можно практически не сомневаться, что при нынешней власти Россия пока сохранится в существующих границах. Но отнюдь не из-за усилий, для этого предпринимаемых. Уже пять лет федеральный центр вроде бы и хочет укрепить государство и внутренние связи всех видов. Но не имеет при этом ни четкого представления, как это сделать, ни достаточного информационного и экспертного ресурса.

Асимметричная федерация "Россия", конечно, далека от классического понятия федерализма. Только официально наша страна делится на четыре вида субъектов. В каждом из них есть имеющий свой статус глава региона, своя модель правления и экономический потенциал. Еще более усложняют ситуацию национальные республики, требующие очень аккуратного с собой обращения, и историческая поликонфессиональность.

Пять лет назад склонность некоторых российских регионов к конфедерации испугала власть настолько, что с полки истории была снята модель российских губерний. Сдув с нее пыль, Кремль творчески переработал ее в схему федеральных округов, назначив в каждом наместника президента. Собственно, в 2000 году еще действовали указ и положение о полпредах в регионах от 1997 года. Так же, как и старый региональный представитель, новый должен был оказывать "содействие президенту РФ в реализации его конституционных полномочий". Но территории, подвластные новому полпреду, стали гораздо крупнее, а официальный статус - выше.

По данным последних социологических исследований, о существовании наместника президента в округе не имеет представления в среднем около 80% населения. Причем с момента, когда полпредам дали возможность реально влиять на политику - выбирать для президента кандидатов в губернаторы - эта цифра немного подросла. Никто, включая самих полпредов и тех, кто их придумал, так и не понял, что именно они должны делать.

Приведение в соответствие местного и федерального законодательства хоть и стало задачей полпредов, решалось не ими, а волей главы субъекта. Для ослабления губернаторов потребовалось несколько кардинальных реформ - от устранения глав регионов от работы в Совете Федерации до отмены прямых выборов. Такое построение региональной элиты тоже, видимо, имело целью консолидацию России.

Реформа межбюджетных отношений, стягивающая все ресурсы в центр с последующим их перераспределением, в восторг объекты консолидации не привела. И привлекательность федерального центра не повысила.

Аккуратно обойдя Конституцию, российские регионы решили укрупнить. Здесь интерес "сверху" на мгновение совпал с интересом "снизу". Главы регионов ощутили было возможность поговорить с центром на равных, а не пытаться скандалить или тихо саботировать неинтересные его начинания. Но наличествующее слияние регионов как-то отдаленно соотносится с экономической логикой и социо-культурными аспектами. Сейчас это еще один вид торга между обиженной региональной элитой и федеральным центром, стремящимся обеспечить себе бесконфликтное будущее. При этом население объединяющихся регионов голосует "за", имея для этого очень сомнительные основания: приезд в регион чиновников федерального уровня и несложную наглядную агитацию. Никакого содержательного обсуждения перспектив объединения, например, в региональных СМИ не наблюдается.

Недавнее переименование президента Северной Осетии в "главу республики" живо иллюстрирует понимание построения властной вертикали регионалами. "Десятки президентов в одной стране" вдруг стали для парламента республики "политико-правовым нонсенсом". Именно так отдельные, особо напуганные местные лидеры, представляют себе реализацию идей единства.

Проблема в том, что для сохранения федерализма в российских условиях, коль скоро это стало для Кремля целью, нужно иметь максимально четкий план действий. И желательно, чтобы пункты в нем были логически связаны. Просто "стянуть" разнокалиберные кусочки России - недостаточное условие для их совместного процветания. Более того, за действиями Кремля по укреплению вертикали следует постепенное ослабление всех звеньев политической конструкции.

В сентябре прошлого года после трагедии в Беслане Владимир Путин снова заговорил о немного подзабытой проблеме "распада России". С одной стороны, президент обозначил оправдательный мотив для своих действий. С другой, подготовил некую идеологическую почву для своей политической жизни.

Но многократное произнесение вслух проблемы, существующей или нет, ее не объясняет. Чтобы стать привлекательным для регионов, центру необходимо продемонстрировать что-то новое. Например, свои демократичность и независимость. Или хотя бы уверенность в своих действиях на несколько шагов вперед.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net