Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.05.2005 | Дарья Гусева

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ "РОССИЯ"

В мае исполняется пять лет с момента разделения России на семь федеральных округов и создания института полномочных представителей президента в регионах. Так началось "построение властной вертикали", должное посеять объединительные настроения. Уже можно практически не сомневаться, что при нынешней власти Россия пока сохранится в существующих границах. Но отнюдь не из-за усилий, для этого предпринимаемых. Уже пять лет федеральный центр вроде бы и хочет укрепить государство и внутренние связи всех видов. Но не имеет при этом ни четкого представления, как это сделать, ни достаточного информационного и экспертного ресурса.

Асимметричная федерация "Россия", конечно, далека от классического понятия федерализма. Только официально наша страна делится на четыре вида субъектов. В каждом из них есть имеющий свой статус глава региона, своя модель правления и экономический потенциал. Еще более усложняют ситуацию национальные республики, требующие очень аккуратного с собой обращения, и историческая поликонфессиональность.

Пять лет назад склонность некоторых российских регионов к конфедерации испугала власть настолько, что с полки истории была снята модель российских губерний. Сдув с нее пыль, Кремль творчески переработал ее в схему федеральных округов, назначив в каждом наместника президента. Собственно, в 2000 году еще действовали указ и положение о полпредах в регионах от 1997 года. Так же, как и старый региональный представитель, новый должен был оказывать "содействие президенту РФ в реализации его конституционных полномочий". Но территории, подвластные новому полпреду, стали гораздо крупнее, а официальный статус - выше.

По данным последних социологических исследований, о существовании наместника президента в округе не имеет представления в среднем около 80% населения. Причем с момента, когда полпредам дали возможность реально влиять на политику - выбирать для президента кандидатов в губернаторы - эта цифра немного подросла. Никто, включая самих полпредов и тех, кто их придумал, так и не понял, что именно они должны делать.

Приведение в соответствие местного и федерального законодательства хоть и стало задачей полпредов, решалось не ими, а волей главы субъекта. Для ослабления губернаторов потребовалось несколько кардинальных реформ - от устранения глав регионов от работы в Совете Федерации до отмены прямых выборов. Такое построение региональной элиты тоже, видимо, имело целью консолидацию России.

Реформа межбюджетных отношений, стягивающая все ресурсы в центр с последующим их перераспределением, в восторг объекты консолидации не привела. И привлекательность федерального центра не повысила.

Аккуратно обойдя Конституцию, российские регионы решили укрупнить. Здесь интерес "сверху" на мгновение совпал с интересом "снизу". Главы регионов ощутили было возможность поговорить с центром на равных, а не пытаться скандалить или тихо саботировать неинтересные его начинания. Но наличествующее слияние регионов как-то отдаленно соотносится с экономической логикой и социо-культурными аспектами. Сейчас это еще один вид торга между обиженной региональной элитой и федеральным центром, стремящимся обеспечить себе бесконфликтное будущее. При этом население объединяющихся регионов голосует "за", имея для этого очень сомнительные основания: приезд в регион чиновников федерального уровня и несложную наглядную агитацию. Никакого содержательного обсуждения перспектив объединения, например, в региональных СМИ не наблюдается.

Недавнее переименование президента Северной Осетии в "главу республики" живо иллюстрирует понимание построения властной вертикали регионалами. "Десятки президентов в одной стране" вдруг стали для парламента республики "политико-правовым нонсенсом". Именно так отдельные, особо напуганные местные лидеры, представляют себе реализацию идей единства.

Проблема в том, что для сохранения федерализма в российских условиях, коль скоро это стало для Кремля целью, нужно иметь максимально четкий план действий. И желательно, чтобы пункты в нем были логически связаны. Просто "стянуть" разнокалиберные кусочки России - недостаточное условие для их совместного процветания. Более того, за действиями Кремля по укреплению вертикали следует постепенное ослабление всех звеньев политической конструкции.

В сентябре прошлого года после трагедии в Беслане Владимир Путин снова заговорил о немного подзабытой проблеме "распада России". С одной стороны, президент обозначил оправдательный мотив для своих действий. С другой, подготовил некую идеологическую почву для своей политической жизни.

Но многократное произнесение вслух проблемы, существующей или нет, ее не объясняет. Чтобы стать привлекательным для регионов, центру необходимо продемонстрировать что-то новое. Например, свои демократичность и независимость. Или хотя бы уверенность в своих действиях на несколько шагов вперед.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net