Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.05.2005 | Дарья Гусева

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ "РОССИЯ"

В мае исполняется пять лет с момента разделения России на семь федеральных округов и создания института полномочных представителей президента в регионах. Так началось "построение властной вертикали", должное посеять объединительные настроения. Уже можно практически не сомневаться, что при нынешней власти Россия пока сохранится в существующих границах. Но отнюдь не из-за усилий, для этого предпринимаемых. Уже пять лет федеральный центр вроде бы и хочет укрепить государство и внутренние связи всех видов. Но не имеет при этом ни четкого представления, как это сделать, ни достаточного информационного и экспертного ресурса.

Асимметричная федерация "Россия", конечно, далека от классического понятия федерализма. Только официально наша страна делится на четыре вида субъектов. В каждом из них есть имеющий свой статус глава региона, своя модель правления и экономический потенциал. Еще более усложняют ситуацию национальные республики, требующие очень аккуратного с собой обращения, и историческая поликонфессиональность.

Пять лет назад склонность некоторых российских регионов к конфедерации испугала власть настолько, что с полки истории была снята модель российских губерний. Сдув с нее пыль, Кремль творчески переработал ее в схему федеральных округов, назначив в каждом наместника президента. Собственно, в 2000 году еще действовали указ и положение о полпредах в регионах от 1997 года. Так же, как и старый региональный представитель, новый должен был оказывать "содействие президенту РФ в реализации его конституционных полномочий". Но территории, подвластные новому полпреду, стали гораздо крупнее, а официальный статус - выше.

По данным последних социологических исследований, о существовании наместника президента в округе не имеет представления в среднем около 80% населения. Причем с момента, когда полпредам дали возможность реально влиять на политику - выбирать для президента кандидатов в губернаторы - эта цифра немного подросла. Никто, включая самих полпредов и тех, кто их придумал, так и не понял, что именно они должны делать.

Приведение в соответствие местного и федерального законодательства хоть и стало задачей полпредов, решалось не ими, а волей главы субъекта. Для ослабления губернаторов потребовалось несколько кардинальных реформ - от устранения глав регионов от работы в Совете Федерации до отмены прямых выборов. Такое построение региональной элиты тоже, видимо, имело целью консолидацию России.

Реформа межбюджетных отношений, стягивающая все ресурсы в центр с последующим их перераспределением, в восторг объекты консолидации не привела. И привлекательность федерального центра не повысила.

Аккуратно обойдя Конституцию, российские регионы решили укрупнить. Здесь интерес "сверху" на мгновение совпал с интересом "снизу". Главы регионов ощутили было возможность поговорить с центром на равных, а не пытаться скандалить или тихо саботировать неинтересные его начинания. Но наличествующее слияние регионов как-то отдаленно соотносится с экономической логикой и социо-культурными аспектами. Сейчас это еще один вид торга между обиженной региональной элитой и федеральным центром, стремящимся обеспечить себе бесконфликтное будущее. При этом население объединяющихся регионов голосует "за", имея для этого очень сомнительные основания: приезд в регион чиновников федерального уровня и несложную наглядную агитацию. Никакого содержательного обсуждения перспектив объединения, например, в региональных СМИ не наблюдается.

Недавнее переименование президента Северной Осетии в "главу республики" живо иллюстрирует понимание построения властной вертикали регионалами. "Десятки президентов в одной стране" вдруг стали для парламента республики "политико-правовым нонсенсом". Именно так отдельные, особо напуганные местные лидеры, представляют себе реализацию идей единства.

Проблема в том, что для сохранения федерализма в российских условиях, коль скоро это стало для Кремля целью, нужно иметь максимально четкий план действий. И желательно, чтобы пункты в нем были логически связаны. Просто "стянуть" разнокалиберные кусочки России - недостаточное условие для их совместного процветания. Более того, за действиями Кремля по укреплению вертикали следует постепенное ослабление всех звеньев политической конструкции.

В сентябре прошлого года после трагедии в Беслане Владимир Путин снова заговорил о немного подзабытой проблеме "распада России". С одной стороны, президент обозначил оправдательный мотив для своих действий. С другой, подготовил некую идеологическую почву для своей политической жизни.

Но многократное произнесение вслух проблемы, существующей или нет, ее не объясняет. Чтобы стать привлекательным для регионов, центру необходимо продемонстрировать что-то новое. Например, свои демократичность и независимость. Или хотя бы уверенность в своих действиях на несколько шагов вперед.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net