Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

12.03.2007 | Игорь Бунин

Мартовские выборы: важнейшие итоги

11 марта в 14 регионах России прошли выборы в законодательные собрания. Это последняя серия избирательных кампаний, определяющая перспективы партий во время предстоящих выборов в Госдуму. Депутаты региональных ЗАКСов были избраны в Дагестане, Республике Коми, Ставропольском крае, Вологодской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Омской, Орловской, Псковской, Самарской, Томской, Тюменской областях, а также в Санкт-Петербурге.

Выборы 11 марта имеют особое значение. В них впервые себя презентовала «Справедливая Россия». Отсюда и основная интрига нынешней кампании - сколько голосов получит партия Сергея Миронова. В преддверии выборов партия провела съезд, на котором объявила своей идеологией социализм, а также выдвинула целый ряд привлекательных идей для избирателей, от введения прогрессивной шкалы подоходного налога до использования средств стабфонда внутри страны. Примечательно, что партия ни разу не была снята с предвыборной дистанции. Это явный сигнал о том, что эсеры получили «кремлевский иммунитет». Более того, многие губернаторы, заинтересованные в том, чтобы не ссориться ни с Кремлем, ни с новой партией власти, «на всякий случай» пытались создать комфортные условия для обоих игроков – эсеров и единороссов.

В результате «Справедливая Россия» смогла стать частью партийной «большой четверки», в которую также входят «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР (ранее партию Сергея Миронова включали в этот перечень с определенной натяжкой, так как она не прошла проверки выборами).

Главной сенсацией нынешней кампании стала победа партии на выборах в Ставропольском крае (в данном тексте анализ касается только результатов выборов по партийным спискам). «Справедливая Россия» смогла опереться в этом регионе на ресурс мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина, возглавившего ее предвыборный список. Таким образом, победа стала результатом регионального раскола элит. В Петербурге, Республике Коми, Ленинградской, Вологодской и Самарской областях партия также смогла стать «площадкой» для оппозиционных по отношению к губернаторам политико-экономическим элит. В связи с этим неудивительно, что на значимых выборах в Петербурге только что созданная «Справедливая Россия» получила свыше 20% голосов, а «Единая Россия» - менее 40%. При этом эсерам удалось привлечь на свою сторону избирателей «Яблока», снятого с дистанции по формальным основаниям.

В пяти регионах «Справедливая Россия» заняла второе место, еще в пяти – третье. Тем самым, эсеры дебютировали успешно, продемонстрировав, что в силах бороться за второе-третье места на декабрьских выборах в Госдуму. По итогам же мартовских выборов «Справедливая Россия» из полувиртуального «проекта» превратилась в «политический бренд». В целом же надо отметить, что эсеры превзошли ожидания и выполнили собственные обещания, пройдя во все парламенты, кроме одного (в Омской области). В большинстве регионов СР сумела взять периферийный электорат КПРФ и ЕР. Интересно, что в значительной части регионов партия Миронова сумела почти с точностью повторить суммарный результат трех избирательных объединений на думских выборах-2003 – «Родины», РПЖ-ПВР и Партии пенсионеров-ПСС.

Все это означает, что конкуренция с партией власти будет только усиливаться. Сразу после того, как стало известно о проигрыше единороссов в Ставропольском крае, представители партии власти начали делать достаточно эмоциональные заявления, которые могут быть расценены как поспешные. Так, в ночь на 12 марта Борис Грызлов заявил, что «Единая Россия» не допустит делегирования Сергея Миронова в Совет Федерации от питерского ЗАКСа (при том, что у ЕР не получится получить там большинство) и порекомендовал Миронову идти в верхнюю палату от менее престижного Ставрополья. Затем Грызлову пришлось смягчать свои слова - он заявил, что ЕР поддержит выдвижение Миронова в Совфед «от одного из 14 регионов». Уже утром 12 марта со стороны Грызлова последовало другое спорное с точки зрения интересов ЕР заявление. Спикер Госдумы пригрозил губернатору Ставрополья отставкой за провал «Единой России». Причем на тот момент было не до конца понятно, получает ли ЕР большинство в законодательном собрании, а следовательно, возможность влиять на выбор преемника Черногорова (кстати, СР в не меньшей степени заинтересована в другом губернаторе). Заявление Грызлова способно отпугнуть других губернаторов, которые традиционно становятся во главе списков ЕР. После угрозы со стороны спикера отдельные губернаторы впредь могут отказаться от роли «паровоза».

Успех «Справедливой Росси» становится тем более очевидным, если сравнить ее показатели в регионах, где она выступила удачно, с результатами, показанными ею в Томской (8%), Омской (4%) и Тюменской областях (8%). Там традиционно сильно голосование за провластные партии, к тому же в Томске и Омске партия просто не успела выстроить свои региональные отделения и отмобилизоваться, одновременно дав «шанс» фигурам, доставшимся партии в «наследство» от «Родины» (например, в Омской области, где партии пришлось поставить на первое место пожилого экс-министра обороны Игоря Родионова). В таких условиях получение 4-8% голосов избирателей – свидетельство скорее потенциала партии, чем ее провала.

Мартовские выборы - это последние региональные выборы, которые предшествуют думской кампании. Соответственно, партии могли опробовать на них свои избирательные стратегии. Так, «Единая Россия» позиционировала себя как партия власти и почти везде получила губернаторов в лидеры своих списков. Исключение составили Петербург (там Матвиенко пытается сохранить независимость от партии власти) и Псковская область, где губернатор Михаил Кузнецов своим лидерством может скорее навредить, чем помочь партии. Единороссы сделали все, чтобы максимально мобилизовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. В восьми регионах по итогам жеребьевки «Единой России» выпало первое место в бюллетене, что стало поводом для обвинений партии в предвыборных махинациях. В семи из восьми этих регионов у партии власти наблюдается существенное приращение электорального результата.

Однако «Единой России» удалось лишь частично получить желаемый результат. До нынешних выборов партия ставила себе задачу получить не менее 45% по партийным спискам в 14 регионах. Сейчас планка неофициально была снижена до 40%. Но даже ее не удалось взять в 6 регионах.

С одной стороны, партия власти добилась победы в 13 субъектах Федерации из 14-ти, причем в ряде из них (Тюменская, Омская, Томская, Псковская области) эта победа выглядит очень убедительно. С другой стороны, «тепличный» режим для партии заканчивается. Если год назад ее главный соперник, «Родина», был снята с выборов, а прошлой осенью эсеры находились в стадии формирования, то сейчас в ряде регионов речь идет о действительно серьезной политической конкуренции, которая со временем может увеличиться.

Мартовские выборы-2007 стали успехом для КПРФ, которая в последнее время медленно теряла свои позиции, апеллируя к своему традиционному электорату и играя на его ностальгических чувствах. Однако на нынешних выборах, не изменяя своей осторожной тактике, партия не только сохранила, но кое-где и значительно упрочила свои позиции. В трех регионах – Московской, Мурманской областях и Санкт-Петербурге - коммунисты почти удвоили свои результаты по сравнению с выборами в Госдуму-2003. Еще в 8 регионах – заметно улучшили результат и лишь в двух - ухудшили. В последнем случае партия впервые столкнулась с административными проблемами: в Дагестане и Тюменской области ее сняли с дистанции, однако ей удалось восстановиться (что свидетельствует о заинтересованности властей в легитимизации выборов, которая без участия коммунистов невозможна). КПРФ подтвердила, что на данный момент остается второй партией в российском партийном рейтинге.

Избирательные списки ЛДПР, как обычно, делавшей ставку на популизм, в ряде регионов на нынешних выборах возглавлял лично Владимир Жириновский. Это подчеркивало особую важность выборов для его партии, которой перед думской избирательной кампанией было важно подчеркнуть свой «проходной» статус. В результате партия Жириновского смогла пройти в большинство региональных парламентов, причем с запасом прочности. Таким образом, ЛДПР уверенно занимает позиции четвертой партии.Таким образом, основные российские политические силы не показали ничего особенно нового в рамках своих избирательных кампаний. В зависимости от показанных результатов партии сейчас будут вырабатывать или корректировать свои стратегии, договариваться о финансировании, искать пути наиболее эффективной мобилизации своих сил и ликвидации «слабых мест». Это относится не только к первой партийной четверке, но и к СПС, который после выборов 2003 года отчетливо сдвинулся влево в публичном пространстве.

Что касается либералов, то после нынешних выборов конфликт между ними, как представляется, принял необратимый характер. Впервые за последнее время СПС и «Яблоко» не стали координировать свои действия, а межпартийная конкуренция значительно ужесточилась. Оба списка были выставлены сразу в трех регионах: Коми, Московской и Томской областях. Лишь в одном регионе СПС призвал голосовать (за четыре дня до выборов) своих сторонников за «Яблоко» - в Мурманской области, при том, что в этом регионе отделение СПС юридически ликвидировано за его фактическим отсутствием. В Московской области руководители местного отделения «Яблока» вопреки межпартийным договоренностям вступили в СПС, получив места в списке. В ответ «яблочники» зарегистрировали в Подмосковье свой список. Главным конфликтом между партиями стала кампания в Питере, где «Яблоко» рассчитывало на «реванш» за все свои предыдущие проигрыши. Выборы здесь могли стать для «яблочников» успехом по аналогии с выборами в Пермском крае для Союза правых сил. Однако в СПС посчитали, что «Яблоко» должно снять свой список. В итоге «Яблоко» было лишено регистрации, а СПС так и не сумел пройти в питерский ЗАКС, получив всего 4%.

Тем самым, вместо «реванша» выборы для «Яблока» оказались полным провалом. В условиях ограниченности собственных финансовых, электоральных, организационных ресурсов, партия натолкнулась и на очень жесткие административные барьеры. Она не смогла найти средства на внесение избирательных залогов и пошла путем сбора подписей. Действия региональных властей (в Ленинградской области партию заставили провести повторную конференцию), а также отсутствие достаточных средств не позволили партии собрать подписи. Там же, где это было сделано, «яблочники» либо сами отзывали список (в Псковской области «из-за давления властей», в Дагестане), либо партия была снята (в Петербурге и Орловской области). «Яблоко» приняло участие в четырех выборах – в республике Коми, Московской, Мурманской и Томской областях, но нигде не смогло преодолеть 7%-ного барьера.

СПС также натолкнулся на административные препятствия. Партия получила отказ в Дагестане, Самарской (была восстановлена ЦИКом), Вологодской, Псковской и Тюменской областях. Однако, несмотря на это, положение СПС принципиально отлично от того, что занимает «Яблоко». После победы в Пермском крае партия пыталась сделать все, чтоб закрепить успех, не девальвировав его выборами 11 марта. Никита Белых возглавил списки во всех регионах. В ряде субъектов федерации правые наладили отношения с местными властями. Кроме того, они продолжают рассчитывать на поддержку Кремля, дозируя свою критику в его адрес. В результате СПС прошел на выборах в пять региональных парламентов - впрочем, лишь слегка преодолев 7%-ный барьер. Таким образом, положение правых выглядит нестабильным. В условиях конкуренции со стороны «Яблока» и появления спойлера в лице «Гражданской силы» СПС рискует оказаться на грани прохождения в Госдуму.

Таким образом, по итогам мартовских выборов можно констатировать, что СПС и «Яблоко» достигли такой степени конфронтации, при которой говорить об их политическом сотрудничестве в будущем уже не приходится. При этом СПС утвердился на поле системной правой оппозиции, «Яблоко» же в последнее время резко радикализируется. Партия фактически выдавливается на «улицу», лишаясь возможности участия в выборах.

Мартовские выборы также стали дебютом «Патриотов России» как спойлера «Справедливой России». «Патриоты» сумели получить регистрацию в 11 из 14 субъектов федерации, при том, что в Тюменской области партия Семигина вообще не выдвигала свой список, а в Вологодской области ее сняли. Заметим, что столь широкий охват регионов на выборах сопровождается получением Семигиным собственной фракции в Госдуме – эта его экспансия свидетельствует о наличии поддержки в Кремле. Однако в большинстве регионов партия достаточно слабо выполнила функцию спойлера. Исключение составил Петербург, где список «патриотов» возглавлял бывший ректор военно-механического института Юрий Савельев, ориентированный не столько на социальный, сколько на националистический электорат бывшей «Родины»; и Дагестан, где партия получила 8% (в основном за счет административных возможностей).

Из остальных получивших регистрацию в Минюсте политических партий (то есть тех, кто сможет принимать участие в выборах в Госдуму) никто больше себя не проявил. Локально можно отметить лишь традиционный успех Аграрной партии России (9%) в Вологодской области и партии «Зеленые» в Самарской области (8% - там поддержку партии оказала крупнейшая региональная бизнес-группа «СОК»). При этом именно партии-маргиналы больше всего пострадали от снятий с предвыборной дистанции (если, конечно, не считать пять снятий СПС и двух «Яблока»). ДПР участвовала в выборах в трех регионах, получив 4 отказа. АПР, так и не вошедшая в «Единую Россию», участвовала в двух регионах, при одном отказе. СЕПР участвовала в Тюменской области, при трех снятиях, «Народная воля» - в трех регионах, при двух снятиях. Кроме того, по одному отказу получили СДПР и Партия мира и единства. Все они пострадали преимущественно из-за качества собранных подписей.

Мартовские выборы - первые в условиях резкого уменьшения «предложения» на партийном поле. В 10 из 14 регионов вступили в силу поправки в избирательное законодательство, предусматривающие отмену обязательного порога явки. В бюллетенях также не осталось графы «против всех». Значительно подняты оказались «барьеры входа» в избирательную кампанию.

Нынешняя кампания в регионах стала рекордной с точки зрения числа снятий. В минувшем октябре в девяти регионах все партии суммарно выдвинули 80 списков, из которых приняли участие в выборах 71, то есть отсеяно оказалось около 11%. Сейчас в 14 регионах из выдвинутых 135 списков отказано в регистрации 42-м, то есть 31% всех списков. Тем самым, число снятий в относительном выражении выросло в три раза. Однако в целом это не сказалось негативно на явке. Напротив, она оказалась хотя и ниже явки на федеральных выборах, но выше – региональной.

Таким образом, нынешние выборы стали очередным этапом в формировании устраивающей Кремль партийной системы. В ней должно быть четыре-пять парламентских партий (в зависимости от того, какое решение будет принято относительно судьбы СПС) и несколько аутсайдеров, которые будут выполнять спойлерские функции, ограничивая возможности КПРФ и СПС (если партия пройдет в парламент). «Справедливая Россия» при этом сделала мощную заявку на вхождение в высшую партийную лигу. Партия успешно освоила электоральную периферию «Единой России» и КПРФ, значительно ослабляя конкурентные преимущества, прежде всего, единороссов. Нынешняя ситуация, скорее всего, сохранится и на думских выборах, лишая партию власти эксклюзивного положения.

Игорь Бунин – генеральный директор Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net