Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.03.2007 | Елена Супонина

Ирак наносит по России нефтяной удар

На этой неделе иракский парламент рассмотрит в первом чтении проект самого спорного закона страны, емко именуемого «Законом о нефти». Кабинет министров одобрил его после мучительных сомнений в конце февраля. Иракцы рассчитывают, что в апреле они опубликуют текст закона в одной из официальных газет, и тогда он вступит в силу. Некоторые американские политологи уже называют это событие «победой Буша» в Ираке и не только, ведь оно «может стать ударом» по Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), обвалив мировые цены на нефть.

В ОПЕК сейчас 12 государств-членов. Из-за войны Ирак как член картеля почти недееспособен, добывая менее 2 млн. баррелей ежедневно при потенциале до 6 млн., а то и 8 млн. баррелей в сутки. Конечно, такого уровня производства, сопоставимого с возможностями мировых лидеров (Саудовской Аравии и не входящей в ОПЕК России), иракцы могут достичь лишь при условии, если в развитие нефтяной промышленности вложатся иностранные инвесторы (нужно как минимум 30 млрд. долларов). Но мешают боевые действия и отсутствие законодательной базы.

Новые иракские власти и руководящие ими американцы, отчаявшись в попытках добиться стабильности в стране, решили зайти с другого конца: выработать законы, регулирующие экономическую деятельность. По замыслу, это не только привлечет зарубежный капитал, но и продемонстрирует некоторым воинственным иракцам, что есть возможность не воевать, а зарабатывать деньги.

Звучит идеалистично, конечно, но только по доказанным запасам «черного золота» Ирак занимает одно из первых мест в мире – 112 млрд. баррелей, а ведь еще есть неразведанные месторождения, среди которых вполне могут оказаться гиганты. При этом себестоимость нефтедобычи на большинстве полей этой страны Персидского залива очень низка – от одного до трех долларов за баррель (в России в пять-десять раз выше). Так что всем тем, кого волнуют перспективы мировых цен на энергоносители, стоит внимательно последить за событиями в Ираке. Не говоря уже о бизнесменах, рассчитывающих на сотрудничество с иракцами в нефтегазовой области. До того как весной 2003 года Саддама Хусейна свергли американцы, более 40% внешнеторгового оборота Ирака приходилось на партнеров из России.

Проект закона предполагает, что нефтью и газом страны будет заниматься не только и не столько министерство нефти, а создаваемый Федеральный совет по нефти и газу (ФСНГ, Federal oil and gas council). За ним будет последнее слово при обсуждении контрактов с иностранными компаниями на поиск, освоение нефтегазовых месторождений и строительство трубопроводов. ФСНГ вместе с министерством нефти должен разработать первые образцовые контракты, по которым будут сверяться последующие соглашения. Он также займется пересмотром тех договоренностей, что были заключены до войны правительством Саддама, в том числе с российскими компаниями ЛУКОЙЛ, «Зарубежнефть», «Стройтрансгаз» и другими.

В ФСНГ войдут премьер, главный казначей, директор центрального банка и три министра – собственно нефти, а также планирования и регионального сотрудничества. Еще в его составе будут представители всех иракских регионов, и здесь кое-кто из аналитиков допускает ошибку, путая регионы с 18-ю иракскими провинциями. На самом деле регионы только-только создаются в соответствии с законом, принятым на этот счет осенью 2006 года. Будет их от четырех до восьми, вряд ли больше. Пока имеется лишь один регион – Курдистан, фактически это широкая автономия на севере Ирака, где компактно проживают не арабы, а курды. Такой же регион или несколько предполагается создать в центре страны. Арабские мусульмане-шииты, а это две трети 27-миллионного населения страны, тоже хотят отхватить себе жирный кусок в виде крупного региона на юге, где они сконцентрированы и где обнаружено много богатых месторождений. Но шииты не могут договориться между собой, да и мусульмане-сунниты выступают против этих планов.

Кроме того, в ФСНГ смогут войти представители самых крупных нефтедобывающих центров. И еще – руководящие менеджеры «заинтересованных крупных нефтяных компаний, включая Иракскую национальную нефтяную компанию» (INOC). Эта мутная фраза законопроекта вызвала кривотолки. Некоторые допускают, что данный пункт откроет возможности для включения в ФСНГ, который будет принимать стратегически важные решения, представителей иностранных нефтегазовых компаний. А в первую очередь это будут американские и британские фирмы, ведь своим приходом к власти новая иракская элита обязана США и Великобритании.

«Я с тревогой слежу за работой над этим законом. Иракская нефть, которой раньше распоряжалось государство, будет разворована средь бела дня западными компаниями», - предрек в беседе с автором бывший посол Ирака в России г-н Аббас Халяф, когда-то личный переводчик Саддама Хусейна. Ссылаясь на свои источники в Багдаде, он утверждает: «Так называемые новые иракские власти намерены выдавить российские компании, разорвать с ними старые контракты и заменить их соглашениями с западными фирмами, прежде всего с американцами».

С ним не согласен один из активистов Патриотического союза Курдистана (лидер этой организации курд Джаляль Талабани сейчас является президентом Ирака) г-н Шораш Саид, так объяснивший мне свое положительное отношение к закону: «Никакого воровства не будет, да и иностранцы в ФСНГ не войдут, законопроект не предполагает этого. Хотя готовящийся закон очень либерален, судьбу всех контрактов будет решать государство и его структуры. Не идет речи и о приватизации стратегических ресурсов или трубопроводов. Техническими вопросами с нашей стороны будет заниматься Иракская национальная нефтяная компания, а она полностью государственная». Проект гласит, что эта «финансово и административно независимая» компания со штаб-квартирой в Багдаде будет владельцем и оператором магистрального нефтепровода и газовых сетей Ирака.

Шораш Саид не отрицает, однако, что иностранные менеджеры наряду с иракскими специалистами войдут в независимую Экспертную комиссию по нефти и газу при ФСНГ. Ее члены будут заниматься экспертной оценкой проектов, давать ценные советы. Как будет строиться это взаимодействие, пока не очень ясно. «Но нам нужно привлекать опыт и капиталы иностранцев, без этого восстановить разрушенную экономику невозможно. Между прочим, нашими месторождениями заинтересовались не только западные, но и арабские бизнесмены из Кувейта, Саудовской Аравии», - подытоживает представитель курдов.

Либерализм закона проявляется в том, что отныне заключать контракты с иностранными компаниями смогут напрямую администрации регионов, а не центральные власти, как раньше. Однако полной самостоятельности они не получат: заключенный контракт должен быть в течение 30 дней представлен на рассмотрение ФСНГ, где необходимо одобрение не менее двумя третями состава. В случае отрицательного решения причины должны быть объяснены договаривающимся сторонам. О вердикте обязательно будет уведомлено и министерство нефти, за которым останутся бюрократические функции и почетная роль куратора нефтегазовой политики.

Курды, пользуясь общей неразберихой, уже после войны самостоятельно подписали два важных контракта на нефтеразведку на севере: один с норвежской, другой - с турецко-канадской компанией. Поэтому они боролись против пункта, обязывающего регионы согласовывать с ФСНГ все соглашения, включая подписанные ранее. Но, в конце концов, курды отступили от этого требования.

Тем не менее, г-н Аббас Халяф уверен, что новый закон по нефти – «это еще один шаг к расчленению Ирака на основе его нефтегазовых богатств». Такого же мнения склонны придерживаться и многие российские специалисты, в том числе консультирующие Министерство иностранных дел России. В Москве преобладает мнение, что нововведения грозят Ираку «еще большей кровью», а противоречия между различными кланами будут подогреты борьбой за нефтедоллары. Сомневаются в России и в том, что борьба за иракскую нефть между внешними инвесторами будет честной и конкурентной, «поскольку приоритетными для нынешних иракских властей будут деловые интересы, связанные с американскими корпорациями». В любом случае, возвращение Ирака на нефтяные рынки не пойдет на пользу российским бизнесменам: в прежнем количестве наши компании в эту страну допущены не будут, а увеличение объемов иракского экспорта неизбежно приведет к снижению цен на углеводородное сырье, от которого зависит бюджет России.

Елена Супонина - заведующий международным отделом газеты «Время новостей» - для «Политком.Ру»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net