Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

20.03.2007 | Татьяна Становая

Просто прокуратура

Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству дал положительный отзыв на законопроект о разделении следственных и надзорных функций внутри Генпрокуратуры. Первое чтение состоится 23 марта, однако уже сейчас понятно, что законопроект вызовет большие споры. У единороссов не единства в его отношении, что свидетельствует об отсутствии консенсуса в Кремле. Против инициативы активно выступает Генеральная прокуратура. Но если законопроект все же будет принят, это будет означать первое поражение Юрия Чайки и сильнейшее аппаратное ослабление его ведомства.

Напомним, что авторами поправок стали единороссы далеко не первого ряда - Алексей Розуван и Алексей Волков. Депутаты предлагают создать самостоятельную вертикаль - Следственный комитет Генеральной прокуратуры и его управления на региональном уровне, а также в структуре специализированных прокуратур. Начальник комитета будет иметь статус первого заместителя Генпрокурора, но назначать его будет Совет Федерации по представлению президента, а его заместителей - президент по представлению главы Следственного комитета. Тем самым следствие выводится из-под непосредственного влияния генерального прокурора.

Кроме того, урезаются и процессуальные полномочия прокуроров. Они лишатся права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию. Таким образом, им останутся только надзорные функции (наблюдение за тем, как следствие соблюдает закон при расследовании) и поддержание обвинения в суде. За прокурорами сохранится также право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.

Законопроект был сразу поддержан спикером Госдумы Борисом Грызловым. Еще в ноябре он высказывался в пользу выведения следствия из Генеральной прокуратуры. Сейчас он также указывает, что законопроект повысит качество работы правоохранительной системы, ликвидирует возможность для злоупотреблений. «Такое разграничение функций - реальный путь к более эффективному расследованию преступлений, в том числе преступлений коррупционного характера», - убежден Грызлов. Сам спикер в течение полугода не раз уже высказывался о необходимости выведения следствия из прокуратуры.Законопроект изначально не был консенсусным и не получил полноценного одобрения в Кремле. О несогласованности со всеми заинтересованными ведомствами «Ведомостям», например, говорил один из авторов законопроекта Волков. На отсутствие консенсуса указывает и тот факт, что законопроект внесен «заднескамеечниками» из состава фракции ЕР в Госдуме. Как правило, столь масштабные административные перемены подкрепляются и вносятся авторитетными руководителями фракции партии власти. В то же время Волков и Розуван в свое время работали в системе МВД, конкурирующей с органами прокуратуры. Наконец, законопроект не смог одобрить комитет Госдумы по безопасности: голоса депутатов разделились поровну.

В то же время, по данным «Коммерсанта», инициатива появления законопроекта «О внесении изменений в УПК РФ и федеральный закон «О прокуратуре РФ» принадлежит Государственно-правовому управлению администрации президента РФ. Продвижению законопроекта в профильном комитете по конституционному законодательству и госстроительству помог Владимир Плигин, который активно призывал к голосованию в поддержку инициативы.

Аппаратно в продвижении законопроекта заинтересованы аппаратные конкуренты Юрия Чайки: МВД и ФСБ. Именно МВД в первую очередь получает больше всего преимуществ от принятия законопроекта: в МВД возбуждается около 80% всех уголовных дел. При этом противники реформы все же признают, что прокуратура часто «перегибала палку», «возбуждая дела против сотрудников МВД. Но если нынешний законопроект будет принят, следственные органы фактически будут поставлены выше надзорных. Непонятно, кто будет осуществлять надзор за следственным комитетом Генпрокуратуры, возглавляемым первым замом генпрокурора, – просто заместитель генпрокурора?», - задается вопросом Виктор Илюхин, голосовавший в комитете по безопасности против законопроекта. Илюхина поддержал и депутат Госдумы Александр Хинштейн. В интервью RBC-Daily он заявил, что «сейчас в случае несогласия с решением следователя прокурор выносит ему представление, в случае реализации положений законопроекта следователь сможет послать этого прокурора, а прокурор будет добиваться воздействия на него через суд. Как суды будут обрабатывать 100 тыс. обращений прокуроров? Это неработающий механизм». По мнению Хинштейна, предложенный законопроект только ухудшит ситуацию в сфере проведения следствия. «Милицейские следственные органы неквалифицированные, каждое четвертое уголовное дело приостанавливается, раньше они подчинялись прокуратуре, а теперь будут просто безнадзорными», — сказал депутат. Он подчеркнул, что не случайно проект подписали «два бывших начальника УВД, каждый из которых пострадал от прокуроров», а разработан он был, конечно, в президентской администрации.Категорически против лишения прокуратуры функций уголовного преследования выступили и заместители Генерального прокурора Сабир Кехлеров и Евгений Забарчук. По их мнению, депутаты создают полностью неподконтрольный генеральному прокурору орган власти. Кехлеров предупредил, что половина следователей МВД не имеют высшего образования.

Как заявили «Коммерсанту» в самой прокуратуре, ведомство не возражает, чтобы следователи всех уровней возбуждали уголовные дела, но при условии, если у прокуроров останется право на проверку законности этих решений, а также если за Генпрокуратурой будут хотя бы частично сохранены функции следствия. Среди сотрудников Генпрокуратуры ходят слухи, что идея данного законопроекта родилась в результате соперничества двух заместителей генпрокурора - Виктора Гриня, курирующего следствие, и Александра Бастрыкина, руководящего надзором за расследованием уголовных дел. Последнего как однокашника Владимира Путина по Ленинградскому госуниверситету и старосту его группы прочат в первые председатели следственного комитета Генпрокуратуры. Этим будет решена также задача снижения концентрации власти в руках одного человека – генпрокурора Юрия Чайки.

Появление законопроекта можно рассматривать как продолжающуюся атаку на систему прокуратуры, которая при Владимире Путине стала мощнейшим инструментом межклановой борьбы, передела собственности и построения нового политического режима. Сначала с поста генерального прокурора был снят Владимир Устинов, пользующийся огромным влиянием. На его место пришел политически слабый и несамостоятельный Чайка. Это облегчает возможности для лоббирования реформы прокуратуры, ужесточает конкуренцию силовиков и в итоге потребует прямого вмешательства президента.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net