Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.04.2007 | Георгий Ковалев

Ющенко вернул полноту власти

С момента опубликования указа о роспуске Верховной Рады в «Официальном президентском вестнике» Виктор Ющенко формально вновь обрел всю ту полноту власти, которой он был лишен после вступления в силу поправок к Основному закону, предполагающих изменение формы правления в Украине с президентской на парламентско-президентскую. При анализе действий Ющенко складывается впечатление, что он не просто долго ждал этого момента, но и усиленно готовился к нему. По крайней мере, вчерашние события свидетельствовали о том, что у президента и его команды был разработан довольно четкий план действий на случай подписания указа о роспуске парламента.

Вчера, пожалуй, впервые с момента своего избрания главой украинского государства Ющенко продемонстрировал себя в качестве сильного, уверенного в своих действиях политика, поломав бытующее в умах обывателей мнение о его «безвольности и никчемности». Оставим пока в стороне вопрос о том, соответствует ли указ президента конституции или нет. Сейчас становится очевидным несколько вещей. Во-первых, Ющенко, будучи сторонником компромисса, наконец-то осознал, что разговаривать с представителями украинского политикума можно только с позиции силы, когда твои партнеры по переговорам банально прижаты к стенке. И здесь показательно недавнее заявление президента о том, что время «круглых столов» прошло. В противном случае, как это было уже не раз, все возвращается на круги своя: складываются условия для политического шантажа, происходит ревизия данных ранее обещаний, которые либо вообще дезавуируются, либо – в лучшем случае – остаются на бумаге.

Во-вторых, президенту Украины удалось вынудить представителей антикризисной коалиции буквально умолять его сесть за стол переговоров, заставив парламентское большинство согласиться со всеми его предварительными требованиями. Но, что более показательно, Ющенко удалось добиться от ВР внесения в Конституционный суд, пусть и в несколько витиеватой и жесткой форме (как ответ на его указ о роспуске парламента) запроса о конституционности самого факта перехода депутатов из одной фракции в другую. А ведь именно к этому президент и оппозиция склоняли антикризовиков еще в конце прошлой недели.

В-третьих, глава государства, имея возможность выбирать между несколькими вариантами развития событий, предпочел, пожалуй, наиболее рисковый, как для страны в целом, так и для самого себя. Однако если учесть, что у Ющенко есть определенный план действий – а, судя по его вчерашним действиям, таковой план имеется – для украинского народа и страны очередной виток политического кризиса обернется еще одними выборами в ВР, результаты которых могут как стабилизировать политическую систему, так и привести к очередной кризисной ситуации. Сам же Ющенко теряет при любом раскладе, поскольку в условиях парламентско-президентской формы правления, когда уже существует два полярных центра силы в лице Тимошенко и Януковича, он является «третьим лишним». Учитывая же, что в народе поддержка пропрезидентских сил, которые и без того уже находятся в стадии глубокой энтропии, крайне мала, очевидно, что в случае досрочных выборов в ВР Ющенко лишится поддержки в парламенте.

Как бы там ни было, но вчера Президент Украины старался продемонстрировать всем жесткость занятой им ранее позиции, а также наличие выверенного плана действий по недопущению саботажа подписанного им указа. Об этом со всей очевидностью свидетельствовала чреда проведенных им встреч. Сначала - с отстраненным накануне Верховной радой главой ЦИК Ярославом Давыдовичем, который заверил Ющенко в готовности провести досрочные выборы в парламент. При этом Печорский суд Киева, ставший, по сути, подконтрольным Ющенко, приостановил действия постановления ВР о роспуске действующего состава ЦИК. Затем президент провел встречу с представителями силовых структур. По ее результатам стало понятно, что «силовой сценарий» развития событий, которого, по словам президента, не будет, находится под контролем именно Виктора Ющенко. Так, вчера своим указом президент вывел из состава Совета национальной безопасности и обороны Украины оппозиционного спикера ВР Александра Мороза, параллельно укрепив эту структуру двумя «силовиками» - и.о. СБУ Валентином Наливайченко и командующим внутренними войсками МВД Александром Кихтенко. После этого Наливайченко заверил, что его ведомство «примет все меры для обеспечения нормального функционирования действующего ЦИКа и других избиркомов, а также готово защищать от давления судей всех уровней».

После этого состоялась встреча Ющенко с главой Кабмина Виктором Януковичем, длившаяся более четырех часов, и, по сути, не принесшая никаких значимых для антикризовиков результатов. Президент настаивал на необратимости принятого им указа, посоветовав при этом членам правительственной коалиции готовиться к выборам. Финал торжества Ющенко над бунтующими парламентариями пришелся на вечер вчерашнего дня, когда он встретился с главами областных администраций Украины, которые присягнули на верность президенту. Исключение составили руководители Крыма, Киева и Севастополя.Однако, судя по всему, это далеко не все сюрпризы, которые «заготовил» президент для «Януковича и Ко». Апофеозом плана Ющенко, возможно, должна была стать отставка председателя Конституционного суда Ивана Домбровского, о чем уже начинают поговаривать сегодня. Этот факт уже сам по себе делает досрочные выборы в ВР необратимыми, потому как начало судопроизводства по представлениям ВР о неконституционности указа президента о роспуске парламента со всей очевидностью будет затянуто, если состоится вообще.

Между тем антикризовики, будучи фактически припертыми к стенке, пытаются позиционировать себя в качестве альтернативного и притом легитимного центра власти в стране, апеллируя при этом к КС, который и должен решить возникшую правовую коллизию. А пока ВР указывает на то, что старт избирательной кампании не может быть дан ни при каких условиях. Дело в том, что бюджет на 2007 год не предусматривает соответствующих финансовых затрат. Иными словами, для того, чтобы Кабмин, а затем и Нацбанк Украины выделили соответствующие финансовые средства на проведение выборов, необходимо принять поправки к бюджету Украины на текущий год. Но этого ВР делать не намерена. Да, кстати, и – если быть последовательными - не имеет права, руководствуясь тем же указом Виктора Ющенко о роспуске парламента, вступившего в силу еще вчера утром.

Иными словами, с правовой точки зрения возникает патовая ситуация, и виной тому поспешный характер указа о роспуске ВР, который, по появившемуся вчера заключению Минюста, нарушает ряд положений Конституции Украины. В частности, Минюст отмечает, что в указе президента нет даже ссылки на нормы части второй статьи 90 и пункта 8 части первой статьи 106 Конституции, которые прямо определяют полномочия президента относительно условий и порядка досрочного прекращения полномочий Верховной Рады. «Таким образом, в данном указе отсутствуют правовые основания, необходимые для реализации соответствующего конституционного полномочия президента, что подтверждает нелегитимность принятого им решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», - говорится в документе.

Минюст отвергает аргументы президента в пользу досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, связанные с незаконностью формирования коалиции. «Указанное подтверждает факт формирования коалиции депутатских фракций в Верховной Раде на основе согласования политических позиций трех депутатских фракций, сформированных по результатам выборов, в состав которой входит большинство депутатов от конституционного состава ВР, в продолжение месяца со дня прекращения деятельности предыдущей коалиции депутатских фракций», - говорится в выводе министерства. Иными словами, условия формирования коалиции депутатских фракций, определенные статьей 83 Конституции, соблюдены.Кроме того, Минюст не соглашается с пунктом указа, что депутатам предлагается продолжать «выполнять свои полномочия, которые непосредственно не связаны с полномочиями Верховной Рады». В юрвыводе подчеркивается, что реализация полномочий Верховной Рады неотъемлема от наличия полномочий народных депутатов, а согласно статье 90 Рада должна работать до избрания депутатов нового созыва. Относительно поручения президента обеспечить финансирование внеочередных выборов в Верховную Раду, то Минюст отмечает, что законом о Госбюджете на 2007 год средств на проведение в 2007 году внеочередных выборов Верховной Рады не предусмотрено.

Поэтому Кабмин не уполномочен выполнять требования статьи 4 указа президента от 2 апреля 2007 г. № 264 до момента внесения соответствующих изменений в закон «О госбюджете на 2007 год».

В том числе и на основании этих выводов спикер ВР Александр Мороз заявил сегодня о том, что юристам президента, готовящим текст указа, грозит уголовная ответственность, потому как «с системой власти шутить нельзя». Кроме этого, Мороз пообещал народным депутатам, что ВР пятого созыва будет работать до 2011 года, как это и полагается по закону.Двоевластие в стране сохраняется…

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net