Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Взгляд

05.04.2007 | Андраник Мигранян

Выборы в Армении и российские стратегические интересы

В этом году Армения вступила в один из самых решающих этапов своего политического развития: в мае этого года предстоят выборы в республиканский парламент, а в марте следующего года - президентские выборы. Практически весь год республика будет находиться в процессе непрекращающейся избирательной кампании. В центральном избирательном комитете зарегистрированы уже 27 партий и один избирательный блок под названием "Импичмент". Они охватывают практически весь политический спектр; по числу партий можно уже сказать, что внутриполитическая ситуация в Армении мало чем отличается от остальных постсоветских государств, где также идет процесс становления партий и партийных систем.

Особая важность предстоящих парламентских выборов состоит в том, что именно по итогам этих выборов может определиться будущий победитель в президентской гонке. Эти выборы важны еще и потому, что в 2005 году прошел референдум по изменению Конституции Армянской республики. В связи с этими изменениями произошло определенное перераспределение властных полномочий между президентом, премьером и Национальным собранием. По новой Конституции, большинство парламента имеет возможность избрать лидера победившей партии на пост премьера, правда, по представлению президента. Но, что очень важно, президент без согласия парламента не может отправить в отставку премьера. Таким образом, премьер-министр будет обладать серьезными правами и полномочиями и может стать полновластным руководителем исполнительной ветви власти. Вот почему на этих выборах чрезвычайно высока цена депутатских мест в парламенте и цена победы на парламентских выборах. Вот почему на парламентских выборах будет разворачиваться серьезная борьба за то, чтобы победившая партия провела не только своего представителя на должность премьера, не только заняла кресло председателя парламента, но и имела бы возможность, опираясь на ресурсы законодательной и исполнительной властей, бороться за пост президента на мартовских выборах. Таким образом, становится очевидным, что от результатов майских выборов зависит исход не только парламентских, но и президентских выборов.

Помимо этого, особую пикантность и остроту этим выборам придает тот факт, что у действующего президента заканчивается срок его полномочий, и он уходит. Со всей остротой возникает крайне серьезная для всех постсоветских государств проблема преемственности власти. Известно, что во всех постсоветских государствах выборы президента, то есть переход реальной власти из рук в руки, сопровождается политическими потрясениями, возникает угроза стабильности в стране и для режима.

Неудивительно, что в некоторых государствах передача власти так до сих пор и не произошла. Это относится в первую очередь к государствам центрально-азиатского региона. Кроме того, мы имеем опыт Украины, Грузии, Азербайджана, Молдовы, где выборы и передача власти сопровождались массовыми столкновениями, бурными демонстрациями и порой ставили под сомнение легитимность вновь пришедших к власти руководителей законодательных и исполнительных структур. Вот почему, по-моему, предстоящие выборы в Армении имеют чрезвычайно важное значение для Республики.

И еще одно обстоятельство, которое придает особую важность этим выборам. Результаты прошлых выборов были оспорены проигравшими оппозиционными партиями. К сожалению, в порядке протеста оппозиция бойкотировала работу законодательного органа и фактически не участвовала в принятии каких бы то ни было решений. Правда, правящая коалиция имела достаточное число мест для того, чтобы обеспечить кворум и нормальное функционирование законодательного собрания. Однако, это создало в глазах мировой общественности негативный для армянских законодательных и исполнительных властей имидж, что в свою очередь породило определенные проблемы для Армении в международных структурах. Неудивительно, что в Брюсселе и Вашингтоне довольно прохладно восприняли итоги выборов в Армении. И конечно, всегда, когда оспариваются итоги выборов, осуждается чрезмерное использование административного ресурса. Как правило, в таких случаях, вне зависимости от того, насколько обоснованы претензии и упреки оппозиции, ОБСЕ, Вашингтон, Брюссель и другие западные структуры всегда становятся на сторону тех, кто оспаривает легитимность выборов.

Именно поэтому и власти, и оппозиция в Армении очень много говорят о необходимости проведения таких выборов, которые не вызвали бы критику по поводу административного ресурса и не создали бы проблему для международного имиджа новых армянских властей. Желательно, чтобы новое руководство Армении пользовалось полной легитимностью и могло бы выступить перед мировым сообществом как власть, которая обрела свои полномочия путем честных, транспарентных и соревновательных выборов. Таковы главные особенности предстоящих выборов.

Теперь попытаемся представить политический ландшафт сегодняшней Армении и дать некоторые характеристики основным партиям и политическим силам, которые будут участвовать в выборах, а также оценить их возможности и перспективы.

Сегодня в парламенте наибольшее представительство имеет Республиканская партия, которую возглавляет нынешний председатель правительства Серж Саркисян (оба поста экс-министр обороны занял после кончины 25 марта прежнего премьер-министра и главы Республиканской партии Андраника Маргаряна). Членами этой партии являются подавляющее большинство министров правительства, губернаторов, огромное количество представителей властных структур на уровне центра и в регионах. И, естественно, Республиканская партия обладает наибольшим административным, информационным и финансовым ресурсом, который используется в избирательной кампании. В каком-то смысле эта партия представляет собой аналог российской партии "Единая Россия". Проводя либеральную экономическую политику, Республиканская партия при этом по целому ряду вопросов позиционирует себя как консервативная партия традиционистского толка, ратующая за создание сильного государства, уважение к традициям, церкви, семье. По-разному оцениваются достижения Армении под руководством этой партии, тем не менее, надо признать, что в ее активе тот бесспорный факт, что за последние годы рост экономики Армении оценивается двузначными цифрами, а это несомненный аргумент в пользу правления этой партии.

Помимо этого, в последние годы в республике наблюдается внутриполитическая стабильность, хотя, конечно, социальная поляризация довольно высока. Внутренний экономический рост и внешняя поддержка Диаспоры в значительной степени снимают то социальное напряжение, которое могло бы возникнуть, учитывая уровень безработицы, если бы не существовали одновременно эти два фактора.Следующая партия, которая также имеет непосредственное отношение к сегодняшним властям и, более того, считается, что она создана этими властями (в каком-то смысле и здесь Армения как будто повторяет Россию), это - "Баргавач Айастан" или "Процветающая Армения", возглавляемая наиболее известным олигархом Армении Гагиком Царукяном. Эта партия также позиционирует себя как провластная партия. Она пытается интегрировать представителей интеллигенции и средних слоев, недовольных действующей властью, желающих осуществления более радикальных преобразований и выступающих за более справедливые условия жизни и активную поддержку бедных и неимущих. Тот факт, что партию возглавляет главный олигарх страны и она пользуется поддержкой президента республики, компенсируется тем, что кандидатами этой партии являются представители интеллигенции - руководители высших учебных заведений, школ, педагоги. Партия старается охватить те категории избирателей, которые не смогли найти себе места при правлении Республиканской партии и с помощью этой новой партии стремятся активно участвовать в перераспределении материальных и властных ресурсов. "Процветающая Армения" обладает серьезным финансовым и информационным ресурсом и в определенной степени административным ресурсом, если иметь в виду поддержку самого президента. Хотя надо сказать, что эта партия не имеет столь разветвленной сети и структур на местах, особенно на уровне городских и местных органов власти, что характерно для Республиканской партии. Но, как бы то ни было, фактически партия власти идет на парламентские выборы, опираясь на два крыла.

Надо сказать, что именно борьба за лидерство между этими двумя партиями власти может быть главной интригой нынешних выборов. Ставка чрезвычайно высока, так как победившая партии получит возможность не только контролировать парламент, но и выдвинуть из своих рядов кандидата в президенты. Поскольку две эти партии являются двумя частями одной власти, то после избирательного цикла возможно их объединение в парламенте. Но чрезвычайно важное значение будет иметь следующий факт: кто, с каких позиций и с кем будет объединяться, кто станет старшим партнером, а кто - младшим.

Как уже было сказано выше, многое зависит от того, какая может быть конфигурация власти после парламентских и президентских выборов. Учитывая изменением в Конституции, возможны разные варианты перераспределения властных полномочий и, конечно, многое будет зависеть еще от того, как представляет себе действующий президент собственное политическое будущее. Не исключено, что он захочет сохранить себя в качестве одного из ключевых игроков процесса формирования политики Армении и после парламентских и президентских выборов. В этом случае для него тоже не безразлично, какая партия окажется победителем на предстоящих парламентских выборах.

Очевидно, что Республиканская партия уже имеет своего кандидата - им является новый премьер-министр Серж Саркисян, которого прочили в президенты еще в бытность его министром обороны. Но поскольку партия "Процветающая Армения" не имеет пока своего кандидата в президенты, то в случае ее победы решение многих вопросов будет зависеть от воли и желания действующего президента. По разным оценкам, обе эти партии имеют возможность завоевать более половины мест на предстоящих выборах (по крайней мере, об этом свидетельствуют итоги социологических опросов). Но все будет зависеть от того, каков будет характер избирательной кампании в последний месяц перед выборами и какова будет позиция не одной трети электората, которую сегодня опрашивают социологи, а всех потенциальных избирателей.

Армянская избирательная система носит смешанный характер. Из 131 места 41 кандидат избирается в избирательных округах по мажоритарной системе, а 90 мест получают те, кто пройдет по партийным спискам. Необходимо отметить, что в мажоритарных округах подавляющим преимуществом пользуются кандидаты Республиканской партии. Это практически не оспаривается никакими оппонентами ни из оппозиции, ни из властных структур. Дело в том, что в этих округах кандидатами выступают люди, которые уже давно представлены в парламенте, они обладают мощным административным, информационным, финансовым ресурсом, узнаваемы для своих избирателей. Предполагается, что от 25 до 30 мест из 41 Республиканская партия может выиграть в одномандатных округах.

Главная борьба на парламентских выборах разгорится между "Процветающей Арменией" и республиканцами за голоса избирателей по партийным спискам, то есть за голоса приблизительно 60% электората, которые будут готовы в совокупности поддержать две провластные партии. Республиканская партия предполагает получить примерно 30-40% голосов, с тем чтобы выступить в возможной коалиции в парламенте в качестве старшего партнера, иметь гарантированные возможности на формирование правительства, занять место председателя парламента и выдвинуть из своей среды кандидата в президенты.

Помимо этих двух партий в сегодняшнюю властную коалицию входят еще две партии. Это - партия "Дашнакцутюн", которая участвует в этой коалиции и имеет свою нишу. У этой партии есть все возможности получить на следующих выборах до 8-10 % голосов и пройти в Парламент.Кроме этого во властной коалиции участвует и Объединенная рабочая партия, которая также имеет возможность и на предстоящих выборах оказаться среди победителей.

Среди вновь возникших партий наиболее народной и несколько даже простонародной, если можно использовать этот термин, является партия Тиграна Карапетяна, который получил известность в Армении благодаря своему телеканалу и ориентации на самые низшие слои населения. Его поддерживают некоторые лидеры партии "Страна законности", которая входила в прежнюю правящую коалицию, когда председателем парламента был ее лидер Артур Багдасарян. После развала этой партии и отставки Артура Багдасаряна многие деятели "Страны законности" разбрелись по разным структурам и, в частности, присоединились к Тиграну Карапетяну и его партии, которая также может претендовать на место в будущем парламенте.

Среди основных сил непримиримой оппозиции следует в первую очередь отметить возглавляемую Степаном Демирчяном Народную партию Армении, которая в этот раз идет на выборы не в союзе с другими партиями, а самостоятельно.

Надо сказать, что особенностью нынешней избирательной кампании является и то, что оппозиция не смогла объединиться в единый сильный блок. Она сильно разобщена. Хотя и провластные силы расколоты, но не до такой степени, как оппозиция. К тому же она себя несколько дискредитировала тем, что в течение этих четырех лет практически бойкотировала работу парламента, не имела серьезного доступа к средствам массовой информации, не создавала информационных поводов за исключением нескольких уличных столкновений в период кампании за проведение референдума для подтверждения полномочий президента.

Но, как бы то ни было, разобщенная оппозиция потеряла в глазах общественности прежний ореол и надежду на то, что именно она станет реальной силой, способной изменить существующее положение вещей. Средний армянин в обычном общении может быть довольно романтичным, иногда даже утопичным, но в конкретных условиях жизни он очень рационален, мало кому и мало чему верит. Поэтому он ориентирован не на какие-то химеры и обещания, а скорее на реальную власть и реальные возможности и ресурсы, которыми обладает та или иная политическая сила. В течение последнего тысячелетия армяне, не имея своего государства, сталкиваясь с проблемой выживания, рассчитывали только на себя. Они в меньшей степени доверяют крупным институтам без конкретной идентификации. Вот почему, в принципе имея возможность обеспечить себя и свою семью, армяне в значительной степени дистанцируются и не так исступленно вовлекаются в политический процесс в интересах решения каких-то социальных и экономических проблем. Они считают, что эти проблемы скорее решат самостоятельно или через неформальные структуры, чем через политическую борьбу, политический процесс, через легально существующую институциональную систему.

К сожалению, оппозиционные партии в принципе являются скорее партиями лидеров, чем партиями программ, с которыми знакомы широкие слои населения. Это тоже является одной из особенностей всех постсоветских партий: электорат часто ориентируется на лидера, а не на программу партии.В значительной степени фактор Карена Демирчяна - популярного в советское время руководителя Армении, с течением времени ослабевает. Массовая поддержка Степана Демирчяна в значительной степени объяснялась тем, что для широкого электората он в каком-то смысле олицетворял трагически погибшего отца, расстрелянного в парламенте.

Арташес Гегамян хоть и является более ярким публичным политиком и умеет играть на тонких струнах электората, но также растерял своё былое влияние на общественное настроение, хотя все еще сохраняет перспективы прохождения в парламент.

Серьезная проблема и у Артура Багдасаряна, который в личном качестве пользуется большой известностью как бывший спикер парламента и обладает довольно высоким рейтингом. Он владеет искусством общения с электоратом, способен поднимать наиболее острые и болезненные проблемы населения, прибегая при этом к популистским приемам и даже к демагогии. Но, увы, из-за того, что его партия и фракция в парламенте развалились и от него отошли основные его соратники, он и его сторонники не обладают сейчас ни административным, ни большим финансовым, ни информационным ресурсом. Именно поэтому они также находится в зоне риска в плане прохождения в следующий парламент.

Остальные партии как провластные, так и оппозиционные на данном этапе являются по существу маргинальными. Это относится к блоку "Импичмент", в которых входят некоторые лидеры бывшей правящей партии "Армянское общенациональное движение". Это относится и к партии "Наследие", которой руководит Раффи Ованнисян, бывший министр иностранных дел Армении, бывший гражданин США, принявший армянское гражданство. Его личный рейтинг достаточно высок, он пользуется репутацией честного, искреннего, порядочного человека, но у него нет реальных партийных структур, которые могли бы мобилизовать электорат, нет также серьезных административных, информационных и финансовых ресурсов.

Такова общая характеристика того политического поля, которое возникло накануне выборов и которое определяет характер борьбы партий за мандаты в парламент Армении.При любом раскладе крайне важно, чтобы выборы прошли прозрачно и честно, в этом заинтересованы многие. Хотя, вне всякого сомнения, проигравшие партии, особенно из оппозиции, при любом исходе будут обвинять власти в фальсификации и грубом использовании административного ресурса. К этому надо быть готовым и властям, и широкой общественности. Поэтому, тем более, властям необходимо обеспечить большое присутствие объективных наблюдателей, чтобы выхолостить неизбежный протест оппозиции, особенно если оппозиционные партии не пройдут пятипроцентный барьер и не попадут в парламент.

В связи с выборами в Армении хотел бы остановиться на вопросе: каковы в данном случае интересы России. Южный Кавказ, и мне много раз приходилось писать и говорить об этом, является мягким подбрюшьем России. Контролируя этот регион, любые внешние силы, особенно недружелюбные по отношению к России, смогут оказывать серьезное давление на южные рубежи России и, особенно, на не совсем спокойный еще Северный Кавказ, где продолжают действовать деструктивные силы. Поскольку речь в основном может идти о Брюсселе и Вашингтоне, то надо сказать, что эти центры силы уже оказывают серьезное влияние на Грузию, Украину и Турцию, на регион большого Ближнего Востока. Поэтому полный контроль над Южным Кавказом - это выход в тыл России и Ирана с дальнейшим усилением давления на два эти государства. Одно государство уже причислено Вашингтоном к "оси зла". Россию же воспринимают как серьезного конкурента, геополитического соперника, рост могущества которого в последние годы, не говоря уже о самостоятельности проводимой внешней политике, вызывает раздражение в Вашингтоне. Реакция на выступление президента В.Путина в Мюнхене наглядно демонстрирует отношение Вашингтона к растущей мощи России.

На Южном Кавказе Россия фактически уже потеряла Грузию и Азербайджан: там довольно серьезно обосновались США, Турция и ЕС. Грузия взяла на себя функции форпоста НАТО и Запада и по существу призывает к крестовому походу против России, обозначая себя как главную антироссийскую силу в регионе.

В этих условиях Армения остается единственной страной, которая сохраняет свои традиционные и стратегические связи с Россией. Кроме того как член СНГ она входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, на ее территории расположена российская военная база и российские пограничники вместе с армянскими обеспечивают безопасность армяно-турецкой границы.

Изменение вектора политики Армении или дестабилизация политической обстановки в республике может привести к подрыву влияния России в регионе. По мере вывода российских военных баз из Грузии возникает целый ряд серьезных проблем, в том числе и с возможностями доступа российских вооружений и войск в Армению через территорию Грузии. Сегодня российское присутствие в Южном Кавказе обеспечивается только благодаря союзническим отношениям с Арменией. Поэтому Россия должна быть крайне заинтересована в сохранении стабильности в Армении, сохранении преемственности политики после парламентских и президентских выборов и в сохранении во власти тех сил, которые ориентированы на укрепление союзнических отношений с Россией. Пока что такими силами являются сегодняшние властные структуры и особенно Республиканская партия и лидер этой партии Серж Саркисян - сопредседатель армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству. В качестве министра обороны он тесно взаимодействовал с российскими военными и политическими структурами, хорошо известен в России как политический деятель, который и в дальнейшем будет сохранять преемственность военно-политической и экономической политики нынешнего руководства Армении.

Вполне нормальной в международной практике является политика, когда власти союзнических государств ориентируются на те силы, с которыми уже сотрудничали, которые проявили верность такому сотрудничеству и не собираются преподнести какие-либо сюрпризы после выборов в стране. Можно ли так воспринимать те политические силы, которые, существуя на западные гранты, используя западные сетевые структуры, политическую и моральную поддержку, пытаются ориентировать и общественное настроение, и политический класс страны в поддержку интеграции Армении в западные военно-политические структуры, переориентировать политику Республики на Брюссель и Вашингтон.Эта линия в значительной степени прослеживается в деятельности тех партий и коалиций, которые провозглашают себя либералами-прозападниками. Они, разумеется, избегают прямой антироссийской риторики, но используют все возможности, чтобы показать негативные моменты в развитии армяно-российских отношений, которых, к сожалению, хватает. Помимо этого, сегодня в самой Армении есть политические силы, которые ориентированы, если такая возможность представится, на проведение "оранжевой" революции, они делают ставку на финансовую и политическую поддержку Запада, которая поможет им придти к власти и даст им возможность переориентировать внешнюю политику Армении в сторону интеграции в НАТО, экономические и военно-политические структуры Запада.Сегодня в качестве такой партии и такого политика явно выступает лидер партии "Страна закона" Артур Багдасарян. Такой же позиции придерживается целый ряд других мелких и средних партий и организаций, которые при поддержке Запада добиваются изменения общественных настроений в пользу западного вектора развития политики Армении.

Этому также способствует ряд серьезных негативных моментов, которые за последние два года проявились, к сожалению, в армяно-российских отношениях, что не могло не отразиться в политической жизни и настроениях общественности. Речь идет, в первую очередь, о недавнем повышении цены на газ, которое, с точки зрения экономических интересов России и самого «Газпрома», вполне объяснимо. Но с точки зрения армян, считающих себя последовательными союзниками России, армян, которые получают ежегодную безвозмездную иностранную помощь в размере 70-80 миллионов от США, не очень-то понятно, почему эти "рыночные" принципы, а скорее эгоистические интересы «Газпрома» должны быть выше стратегических интересов армяно-российского сотрудничества.

Будем надеяться, что в этом вопросе произойдут некоторые позитивные сдвиги. Хотелось бы, чтобы в этом направлении были приняты реальные решения и как можно скорее. В российском бюджете предполагается ввести статью об иностранной помощи по принципу бюджета США. Большие государства, если они хотят присутствовать и влиять в каком-либо регионе мира, должны знать, что бесплатного присутствия и влияния не бывает. За это надо платить. Сейчас предпринимаются шаги с целью компенсировать повышение цен на газ для Белоруссии через поддержку этого государства впрямую из российского бюджета. Предполагается также компенсировать Армении повышение цены на газ поставками военно-технического снаряжения и, возможно, прямыми бюджетными ассигнованиями в форме иностранной безвозмездной помощи.

Сделка "имущество за долги" играет весьма негативную роль в армяно-российских отношениях. По идее, это была очень прогрессивная, важная, нужная сделка. Менее чем за 100 млн.долларов долга Армении Россия приобрела несколько армянских заводов, хотя и тогда многие спрашивали, почему Россия списывает миллиардные долги стран Ближнего Востока, Африки, но из-за гораздо меньшей суммы отбирает несколько очень крупных и важных предприятий Армении. Но в тот период как армяне в России, так и армянское руководство и российские эксперты считали, что в данном случае вопрос заключается не в том, что другим странам списываются долги намного большие, чем Армении, а в том, что эта сделка способствует дальнейшим инвестициям российского капитала в Армению для модернизации этих предприятий, для создания рабочих мест, что могло бы дать гораздо больше Армении, чем простое списывание этого долга. Но, увы, прошли годы, а предприятия как не работали, так и не работают, инвестиций нет, модернизация не происходит. Благое начинание, хорошая идея оборачивается негативной стороной и отравляет атмосферу российско-армянских отношений.

И, конечно, за последние год-полтора несколько убийств армян в России также вызвали гневную реакцию в общественном мнении Армении, усиленную благодаря СМИ, живущим на западные гранты, которые пытались использовать эти случаи, чтобы в провокационных целях возбудить антироссийские настроения и приписать эти убийства "злым козням" российских властей, проявляющих ксенофобию к этническим армянам. Попытки Союза армян России, представителей армянской общины России объяснить, что все это не имеет никакого отношения к политике российских властей, не дали должного результата. К сожалению, пищу искаженной трактовке насилиям на национальной почве дает медлительность действий, а зачастую откровенное бездействие органов правопорядка.

В заключение вновь подчеркну, что для Армении предстоящие парламентские выборы имеют чрезвычайно важное значение. Они определят возможную конфигурацию президентской власти, возможного кандидата в президенты, а в целом вектор политики Армении. От того, какие силы придут к власти, будет зависеть и политический курс Армении и то, как будут развиваться армяно-российские отношения: останется ли Армения надежным союзником России на Южном Кавказе или возможны сдвиги, которые смогут привести к окончательному вытеснению России из этого чрезвычайно важного для нее региона.

Андраник Мигранян – политолог, член Общественной палаты

Статья представляет собой расширенный вариант доклада на круглом столе «Парламентские и президентские выборы в Армении и интересы России» 23 марта 2007 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net