Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

09.04.2007 | Сергей Маркедонов

Москва скажет – в Карачаево-Черкесии сделают

На фоне последних событий в Чечне (усиление административных и политических позиций Рамзана Кадырова) и в Дагестане (скандальные истории по поводу выборов в Народное Собрание республики) проблемы Карачаево-Черкесии (КЧР) остались в тени. Между тем в этой северокавказской республике раскручивается новая политическая интрига, не менее серьезная, чем чеченская или дагестанская. По крайней мере, реакция федеральной власти на новый общественно-политический кризис в КЧР станет очередной проверкой и доказательством адекватности российской политики на Северном Кавказе.

Разбирая хитросплетения региональных избирательных кампаний 11 марта 2007 года, эксперты, как правило, ограничивались анализом противоборства двух кремлевских проектов («Единая Россия» и «Справедливая Россия»). Из поля зрения политологов совершенно незаслуженно исчезли выборы муниципального уровня. Между тем, на Кавказе подобного рода выборы неизбежно становятся не простыми местными разборками (а также борьбой «крепких хозяйственников»), а приобретают политический оттенок. 11 марта 2007 года в Карачаево-Черкесии прошли муниципальные выборы.

В республике выбирали глав и депутатов представительных органов 26 муниципальных образований республики. Однако среди этих 26 избирательных кампаний особое место занимали выборы мэра города Карачаевска. Весь фокус в том, что Карачаевск - это не только второй по величине (после столичного Черкесска) город в КЧР. В состав Карачаевского городского округа входят известные курорты Домбай и Теберда. Более того, все решения, касающиеся распределения курортной земли, принимаются в Карачаевске. Хотя здесь нельзя сбрасывать со счетов и неформальные факторы, прежде всего, влияние президентской администрации КЧР из Черкесска. В этой связи неслучайно то, что президент КЧР поддерживает «единство и неделимость» Карачаевска. Во время предвыборной встречи с административным активом Карачаевского городского округа президент КЧР Мустафа Батдыев, отвечая на вопрос о возможной «сецессии» Теберды и Домбая, заявил: «Я против постановки такого вопроса. Перспективы развития Карачаевска тесно связаны с перспективами развития курортов Домбай и Теберда. Уже через 2-3 года эти курорты, которые сейчас динамично развиваются, повлекут за собой и развитие Карачаевска. Это единый организм». Таким образом, глава Карачаевска - это не простой мэр. Это - управленец, обладающий особым политическим и административным весом главы курортного административно-территориального образования. Поэтому еще на начальном этапе избирательной кампании стало ясно, что выборы в Карачаевске без эксцессов, скорее всего, не пройдут.

Сначала городская избирательная комиссия Карачаевска зарегистрировала всего три кандидата в мэры (в том числе действующего городского главу Сапара Лайпанова). Всего же в качестве претендентов на пост главы Карачаевска выдвигались 7 человек, среди которых был и глава курорта Домбай Умар-Али Байрамуков. Однако городская избирательная комиссия усмотрела в его документах нарушения законодательства, отказав Байрамукову в регистрации. В знак протеста глава Домбая принес в мэрию Карачаевска заявление об увольнении по собственному желанию. Сапар Лайпанов проработал к началу предвыборной кампании в должности мэра Карачаевска 10 лет. Все это время глава курорта Домбай был членом его команды. Однако борьба за важный административный пост развела вчерашних членов одной команды по разные стороны. Между тем «отцепление» Байрамукова от избирательного поезда не обеспечило легкую победу Сапару Лайпанову (который пользовался поддержкой и президента КЧР Мустафы Батдыева). У Лайпанова оказался серьезный соперник - предприниматель Магомет Боташев (который, по мнению целого ряда местных экспертов, поддерживался политическим оппонентом Батдыева, председателем Верховного суда КЧР Исламом Бурлаковым). Бурлаков имеет опыт самостоятельного участия в президентских кампаниях в Карачаево-Черкесии. Он выдвигал свою кандидатуру на выборах 2003 года, хотя и получил 12,8% голосов. Тем не менее, и после 2003 года Бурлаков не оставлял надежды выйти на первые роли в КЧР не только в судебной иерархии.

Голосование 11 марта 2007 года (а точнее, подведение итогов выборов мэра Карачаевска) стало для КЧР началом нового политического кризиса. Первые сведения, поступившие из республики, говорили о победе оппозиционера Боташева. По подсчетам итоговых протоколов 18 участковых избирательных комиссий, Боташев набрал 53,6% голосов избирателей. Действующий мэр Карачаевска - Сапар Лайпанов - занял второе место, уступив Боташеву 480 голосов. Такие результаты стали известны после анализа копий итоговых протоколов, которые имеются в штабах всех кандидатов. При этом республиканский избирком взял паузу и не стал обнародовать официальные итоги выборов. А далее началась уже привычная для республики детективно-политическая история. Вскоре после появления первых результатов (и их интерпретаций в СМИ) в здании администрации Карачаевска за закрытыми дверями началось совещание с участием сотрудников мэрии, чиновников республиканского уровня и членов избиркома КЧР. Представителей Магомета Боташева на совещание не допустили. Более того, с утра 12 марта 2007 года здание городской администрации было блокировано омоновцами. В свою очередь на площади перед мэрией начался боташевский «мини-майдан». 14 марта 2007 года президент Карачаево-Черкесии поручил прокуратуре и избиркому КЧР провести тщательное расследование многочисленных жалоб, поступивших в избирательную комиссию и установить степень влияния указанных нарушений на итоги голосования. А уже через день избирательная комиссия Карачаевского городского округа признала протоколы 6 из 18 участковых комиссий недействительными. А дальше не без вмешательства президентской администрации Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской республики отменила результаты выборов главы Карачаевска. Итоги выборов были признаны недействительными и соответственно отменены. 20 марта 2007 года и.о. мэра стал Алик Кипкеев (ранее работавший в городской статистике). А еще через день Сапар Лайпанов заявил, что «признание выборов недействительными в Карачаевске было законным решением… Людей приводили из других сел и городов. Но выбирать ведь должны горожане. Давление, шантаж, подкуп, вбрасывание лишних бюллетеней и т.д. — все это, по нашим данным, было. По спискам выясняется, что 15-20 процентов проголосовавших людей не имеют никакого отношения к городу или вообще не существуют». Однако без ответа остался вопрос, а кто же, собственно обеспечивал «подвоз» людей из сельской местности? В свою очередь представители боташевского штаба занялись распространением своей версии выборов (о милицейском давлении на избирателей) в ходе голосования. Сторонники оппозиционного кандидата заявили, что не исключают проведения массовых акций протеста: «Мы точно знаем, что наш кандидат одержал победу с перевесом почти в 500 голосов, и так как результаты выборов не удалось подтасовать, их просто отменили. Мы намерены добиваться правды в этом вопросе».

Тот же Магомет Боташев уже выразил свою готовность обжаловать решение избиркома в суде. Если принять во внимание тот факт, что оппозиционный кандидат поддерживается главой власти КЧР, то такое обращение может иметь успех. А значит, конфликт между ведущими политическими фигурантами в республике будет продолжен. Пока же в СМИ КЧР группы Батдыева и Бурлакова ведут друг с другом не вполне политически корректную полемику.

И все это осложняется другой болевой точкой в КЧР - «черкесским вопросом». Речь в данном случае идет не о черкесском национальном движении, а о борьбе за административный контроль за столичным городом республики. Здесь прямые выборы главы города отменялись и переносились. В 2005 году отмена выборов была мотивирована процедурными моментами (депутаты де не уложились в положенный срок при принятии решения о назначении даты выборов). Затем в январе 2006 года городское собрание Черкесска приняло новый устав. В соответствии с его статьями мэр города должен избираться по советскому принципу – депутатами городского собрания, а не всенародным голосованием. При этом Черкесская муниципальная избирательная комиссия назначила выборы мэра Черкесска на 12 марта 2006 года. После этого решения было выдвинуто даже 7 кандидатов, однако в то же самое время два члена городского избиркома оспорили в судебном порядке решение о назначении выборов 12 марта. Они требовали признания незаконным решения черкесской муниципальной избирательной комиссии о назначении даты выборов как принятого в недопустимых условиях, с нарушением ряда обязательных процедур. В течение всего 2006 года «черкесский вопрос» слушался в судебных инстанциях КЧР, однако возрожденная «советская власть» до сих пор действует в отдельно взятом муниципалитете. Добавим сюда и еще один отягощающий фактор. До сих пор в КЧР идут споры и дискуссии вокруг «дела Али Каитова». При этом Мустафе Батдыеву в этой истории отводится не только роль «обманутого тестя». Подозрение, что его зять оказался замешанным в криминальных делах, отбросило тень на политическую и деловую репутацию президента КЧР.

Таким образом, новая избирательная кампания в КЧР привела к новому политическому кризису в республике. 23 марта 2007 года у здания республиканского драмтеатра (он находится недалеко от Дома Правительства КЧР) прошел пикет сторонников Боташева. А 24 марта митинг оппозиции (с требованием признать Боташева победителем) не состоялся под благовидным предлогом (из-за детского праздника, приуроченного ко дню весенних каникул). А 29 марта 2007 года группа жителей КЧР обратилась к Владимиру Путину с просьбой «навести порядок» и «вернуть республику в правовое поле». В обращении (подписанном более, чем 3 тыс. чел.) говорится: «Клан Мустафы Батдыева стремится установить полный контроль над всей республикой. Особое внимание уделяется городам Карачаевску и Черкесску, аккумулирующим львиную долю доходов республики. Крайне неумелый политический менеджмент Мустафы Батдыева привел к провалу сразу трех избирательных кампаний в этих городах. Ни в одном из случаев выборы не прошли в соответствии с требованиями закона. Будучи во власти криминальных инстинктов, клан старался силой протолкнуть своих представителей и, натыкаясь на противодействие населения, признавал выборы несостоявшимися. Так, проигрыш на последних муниципальных выборах в г. Карачаевске 11 марта 2007 г. был компенсирован признанием недействительности выборов. Показателен также пример с затянувшимися выборами мэра Черкесска». Между тем, даже беглого взгляда на текст обращения достаточно, чтобы понять, что его составлением занимались отнюдь не рядовые граждане КЧР. Вряд ли простые труженики республики смогли бы дать оценку «неэффективному менеджменту» Батдыева.

Но как бы то ни было, очевидно, что федеральная власть должна более четко и определенно сказать свое веское слово. Скорее всего, и в аргументах Лайпанова, и в аргументах Боташева (и стоящих за ними соответственно Батдыева и Бурлакова) есть свои резоны и доказательства. Однако арбитром в этом споре должна выступать Москва (поскольку речь идет не просто о конфликте политических фигурантов, но и ветвей республиканской власти, что может быть на деле использованием государственных ресурсов в личном противостоянии). Москва и так слишком долго молчала. Это молчание проявилось и в «черкесском вопросе» 2006 года, и в других конфликтных сюжетах внутри республики. Теперь вот пришла очередь Карачаевска, что, кстати, может стать хорошей проверкой для нового шефа Центризбиркома. Жесткая определенность и последовательность Москвы по столь непростому вопросу может стать умиротворяющим фактором. История предыдущих кризисов в КЧР убедительно это доказывает. В Карачаево-Черкесии легитимность федерального центра еще остается важным стабилизирующим инструментом, а апелляция к Москве («как Москва скажет, так мы и сделаем») в отличие от того же Дагестана еще оказывает хотя бы минимальное воздействие. Только сбросит ли центр свою немоту. Судя по Дагестану и Чечне, это очень сложная задача.

Сергей Маркедонов - зав.отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net