Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

22.07.2005 | Валерий Выжутович

БУЗИНА В ГОЛОВАХ

Президент Виктор Ющенко разогнал украинскую автоинспекцию. Блюдя официальную лексику, следовало бы сказать 'упразднил', на крайний случай - 'ликвидировал'. Но он именно разогнал. В сердцах. С демонстрацией лопнувшего терпения. 'Я трижды предупреждал министров: если ГАИ будет и дальше под кустами с бузиной сидеть, ГАИ больше не будет в этой стране. Вы дискредитировали эту службу'.

За начинаниями новой украинской власти в России остро наблюдают. И многие невольно - кто в сладких грезах, кто с ужасом - задаются вопросом: а если и у нас вот так же?

Не сомневаюсь: решение украинского президента распустить самую коррумпированную и самую неэффективную госструктуру получит в России широкий резонанс. Несравнимый с откликом, скажем, на деприватизацию 'Криворожстали'. Личный интерес к переделу собственности в соседнем государстве у нас испытывает ограниченный контингент лиц, исчисляемый единицами. За процессом выметания украинских гаишников из-под кустов с бузиной в России с той же личной заинтересованностью будут следить десятки миллионов.

Первую реакцию российских автомобилистов на предпринятую у соседей ликвидацию дорожных вымогателей и мздоимцев как паразитирующего класса нетрудно предугадать: правильно, так их! Но когда чувство мстительной удовлетворенности уступит место спокойным размышлениям, возникнут вопросы. Кто же будет обеспечивать порядок на дорогах, пресекать нарушения, налагать штрафы? Кто - оформлять ДТП и вести их разбор, регистрировать и снимать с учета транспортные средства, выдавать водительские права, выписывать справки для страховых компаний? Министр внутренних дел Украины пообещал: в течение недели будут подготовлены 'радикальные предложения' по созданию в стране 'новой дорожной службы европейского образца'. И это все, что потрясенно вымолвил глава украинского МВД, оглушенный президентским решением.

Если 'оранжевая революция' в сфере дорожного правопорядка ознаменуется лишь переименованием ДАI (державной автоинспекции) в ДПС (державную патрульную службу), то российские водители могут не завидовать украинским. Оснований же думать, что появится повод для зависти, честно сказать, маловато.

Во-первых, нести патрульную службу будут вчерашние автоинспекторы. Превратить их в дорожных полицейских европейской выделки - корректных, неподкупных, способных оказать любую помощь, даже роды принять - безнадежная затея. Они 'заточены' лишь на одно. Ничего другого не умеют и не желают уметь.

Во-вторых, по своей взяткоемкости патрулирование вполне сомасштабно засадам в кустах бузины. Обоюдная привычка 'договариваться на месте' - это укорененные нравы, не поддающиеся исправлению путем прогрессивных нововведений.

В-третьих, патрульная служба станет одним из подразделений МВД. То есть частью милицейской системы, отнюдь не свободной от коррупции. Вырастить здоровый плод на древе, пораженном болезнью от корней до верхушки, - вы верите в такие чудеса?

Российская ГИБДД мало чем отличается от украинской ДАI. А в готовности 'давать' и 'брать' наши водители и гаишники (хоть назови их патрульными) могут посостязаться с хлопцами из Харькова или Донецка в погонах и без погон. Это я к тому, сколь продуктивна была бы подобная реформация в наших родных пенатах. Да еще вот так, без подготовки, в революционном порыве.

Бузина как символ отношений между водителем и автоинспектором не поддается моментальной выкорчевке. Потому что и на Украине, и у нас она произрастает на почве, изрядно удобренной еще в советские времена и с тех пор лишь прибавившей в 'плодородии'.

Виктор Ющенко распекал руководителей ДАI: почему не выполняете президентский указ о ликвидации спецномеров для государственных машин?! А я тут же вспомнил, как и в России недавно попытались поставить чиновников в общий дорожный ряд. Правительственное постановление о сокращении автопарка с 'мигалками' и спецномерами готовилось около полугода. Слухи об этом ходили. Казалось, все логично: если в ходе административной реформы сократилось число министерств, значит меньше должно быть машин с привилегиями. Рядовые автомобилисты в предвкушении восклицали: 'Будет и на нашей улице праздник! По крайней мере на проезжей ее части...' В конце концов, был утвержден список государственных органов и отдельных должностных лиц, имеющих право ездить не как все. Получилось занятно. Количество машин со спецсигналами и 'мигалками' не сократилось, а возросло. Теперь их 633.

Вспомнил я и благородный почин предыдущей Госдумы. Ею были одобрены в первом чтении поправки к закону 'О безопасности движения'. Количество чиновников, удостоенных дорожных знаков отличия, предполагалось резко ограничить. Результат голосования получился феноменальным: только один был против. А 298 депутатов таким образом изъявили готовность поснимать спецномера и со своих машин. Правда, при более пристальном рассмотрении почин законодателей выглядел не столь впечатляюще. Закон - федеральный, а вносимые в него поправки на практике распространялись бы только на Москву. Региональное чиновничество не разъезжает с номерами, украшенными трехцветным флажком. В Хабаровске или Туле не водятся персоны из аппаратов Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда и прочих верховных органов. У них там, в провинции, свое начальство и своя маркировка служебных машин. Авто из губернаторского гаража тоже не спутаешь с первой попавшейся 'Ауди' или 'Волгой'. Любой гаишник наметанным глазом мгновенно расшифровывает сочетание букв и цифири и успевает взять под козырек. На эти спецномера законодатели не посягали. Зона действия одобренных ими поправок фактически не простиралась дальше Садового кольца. Впрочем, всерьез входить в эти подробности никому тогда и в голову не приходило. Было ж понятно: блажь, накатившая на депутатов, выветрится уже ко второму чтению. Именно так и случилось. Больше эти поправки не обсуждались.

Не будем делать вид, будто нам неведома первейшая причина, заставляющая начальников разного калибра оснащать свои служебные лимузины 'мигалками', спецномерами, 'крякалками' и прочей дребенью. 'Мигалка' - способ преодоления чудовищных пробок. Спецномер - охранная грамота от произвола гаишника, который без всякого повода вас тормозит, а потом вдумчиво, чуть ли не на просвет разглядывает ваши документы в поисках какого-нибудь непорядка, обещающего мзду. И покуда движение в центре Москвы напоминает вавилонское столпотворение, пока инспектор ГАИ может делать с водителем все, что захочет, 'мигалки' и спецномера неотменимы никакими законами - жизнь все равно возьмет свое.

Почему исчезли спецраспределители? Куда девались те кормушки, где отечественная номенклатура отоваривалась сервелатом, черной и красной икрой, прочей снедью, не входившей в 'товары широкого потребления'? Элементарно, Ватсон: этого добра в супермаркетах теперь хоть завались. Как покончили с продовольственным дефицитом, так сама собой, без всяких законодательных новаций отпала нужда в кремлевских пайках, выдававшихся, если кто помнит, на улице Грановского. Впрочем, и съестное изобилие не упраздняет извечную тягу чиновничества к установлению иерархии все в том же, к примеру, застолье: на официальных банкетах накрывается отдельный стол 'для президиума'. Это не только комфорт. Это еще и знак кастовой принадлежности. Такой же, как 'мигалка', спецномера и т.п.

Вот совокупность причин, объясняющих, почему дорожная полиция европейского образца и все, что с нею связано, не скоро появится на постсоветском пространстве.

Бузина - в головах. А не на шоссейной обочине.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net