Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

22.07.2005 | Валерий Выжутович

БУЗИНА В ГОЛОВАХ

Президент Виктор Ющенко разогнал украинскую автоинспекцию. Блюдя официальную лексику, следовало бы сказать 'упразднил', на крайний случай - 'ликвидировал'. Но он именно разогнал. В сердцах. С демонстрацией лопнувшего терпения. 'Я трижды предупреждал министров: если ГАИ будет и дальше под кустами с бузиной сидеть, ГАИ больше не будет в этой стране. Вы дискредитировали эту службу'.

За начинаниями новой украинской власти в России остро наблюдают. И многие невольно - кто в сладких грезах, кто с ужасом - задаются вопросом: а если и у нас вот так же?

Не сомневаюсь: решение украинского президента распустить самую коррумпированную и самую неэффективную госструктуру получит в России широкий резонанс. Несравнимый с откликом, скажем, на деприватизацию 'Криворожстали'. Личный интерес к переделу собственности в соседнем государстве у нас испытывает ограниченный контингент лиц, исчисляемый единицами. За процессом выметания украинских гаишников из-под кустов с бузиной в России с той же личной заинтересованностью будут следить десятки миллионов.

Первую реакцию российских автомобилистов на предпринятую у соседей ликвидацию дорожных вымогателей и мздоимцев как паразитирующего класса нетрудно предугадать: правильно, так их! Но когда чувство мстительной удовлетворенности уступит место спокойным размышлениям, возникнут вопросы. Кто же будет обеспечивать порядок на дорогах, пресекать нарушения, налагать штрафы? Кто - оформлять ДТП и вести их разбор, регистрировать и снимать с учета транспортные средства, выдавать водительские права, выписывать справки для страховых компаний? Министр внутренних дел Украины пообещал: в течение недели будут подготовлены 'радикальные предложения' по созданию в стране 'новой дорожной службы европейского образца'. И это все, что потрясенно вымолвил глава украинского МВД, оглушенный президентским решением.

Если 'оранжевая революция' в сфере дорожного правопорядка ознаменуется лишь переименованием ДАI (державной автоинспекции) в ДПС (державную патрульную службу), то российские водители могут не завидовать украинским. Оснований же думать, что появится повод для зависти, честно сказать, маловато.

Во-первых, нести патрульную службу будут вчерашние автоинспекторы. Превратить их в дорожных полицейских европейской выделки - корректных, неподкупных, способных оказать любую помощь, даже роды принять - безнадежная затея. Они 'заточены' лишь на одно. Ничего другого не умеют и не желают уметь.

Во-вторых, по своей взяткоемкости патрулирование вполне сомасштабно засадам в кустах бузины. Обоюдная привычка 'договариваться на месте' - это укорененные нравы, не поддающиеся исправлению путем прогрессивных нововведений.

В-третьих, патрульная служба станет одним из подразделений МВД. То есть частью милицейской системы, отнюдь не свободной от коррупции. Вырастить здоровый плод на древе, пораженном болезнью от корней до верхушки, - вы верите в такие чудеса?

Российская ГИБДД мало чем отличается от украинской ДАI. А в готовности 'давать' и 'брать' наши водители и гаишники (хоть назови их патрульными) могут посостязаться с хлопцами из Харькова или Донецка в погонах и без погон. Это я к тому, сколь продуктивна была бы подобная реформация в наших родных пенатах. Да еще вот так, без подготовки, в революционном порыве.

Бузина как символ отношений между водителем и автоинспектором не поддается моментальной выкорчевке. Потому что и на Украине, и у нас она произрастает на почве, изрядно удобренной еще в советские времена и с тех пор лишь прибавившей в 'плодородии'.

Виктор Ющенко распекал руководителей ДАI: почему не выполняете президентский указ о ликвидации спецномеров для государственных машин?! А я тут же вспомнил, как и в России недавно попытались поставить чиновников в общий дорожный ряд. Правительственное постановление о сокращении автопарка с 'мигалками' и спецномерами готовилось около полугода. Слухи об этом ходили. Казалось, все логично: если в ходе административной реформы сократилось число министерств, значит меньше должно быть машин с привилегиями. Рядовые автомобилисты в предвкушении восклицали: 'Будет и на нашей улице праздник! По крайней мере на проезжей ее части...' В конце концов, был утвержден список государственных органов и отдельных должностных лиц, имеющих право ездить не как все. Получилось занятно. Количество машин со спецсигналами и 'мигалками' не сократилось, а возросло. Теперь их 633.

Вспомнил я и благородный почин предыдущей Госдумы. Ею были одобрены в первом чтении поправки к закону 'О безопасности движения'. Количество чиновников, удостоенных дорожных знаков отличия, предполагалось резко ограничить. Результат голосования получился феноменальным: только один был против. А 298 депутатов таким образом изъявили готовность поснимать спецномера и со своих машин. Правда, при более пристальном рассмотрении почин законодателей выглядел не столь впечатляюще. Закон - федеральный, а вносимые в него поправки на практике распространялись бы только на Москву. Региональное чиновничество не разъезжает с номерами, украшенными трехцветным флажком. В Хабаровске или Туле не водятся персоны из аппаратов Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда и прочих верховных органов. У них там, в провинции, свое начальство и своя маркировка служебных машин. Авто из губернаторского гаража тоже не спутаешь с первой попавшейся 'Ауди' или 'Волгой'. Любой гаишник наметанным глазом мгновенно расшифровывает сочетание букв и цифири и успевает взять под козырек. На эти спецномера законодатели не посягали. Зона действия одобренных ими поправок фактически не простиралась дальше Садового кольца. Впрочем, всерьез входить в эти подробности никому тогда и в голову не приходило. Было ж понятно: блажь, накатившая на депутатов, выветрится уже ко второму чтению. Именно так и случилось. Больше эти поправки не обсуждались.

Не будем делать вид, будто нам неведома первейшая причина, заставляющая начальников разного калибра оснащать свои служебные лимузины 'мигалками', спецномерами, 'крякалками' и прочей дребенью. 'Мигалка' - способ преодоления чудовищных пробок. Спецномер - охранная грамота от произвола гаишника, который без всякого повода вас тормозит, а потом вдумчиво, чуть ли не на просвет разглядывает ваши документы в поисках какого-нибудь непорядка, обещающего мзду. И покуда движение в центре Москвы напоминает вавилонское столпотворение, пока инспектор ГАИ может делать с водителем все, что захочет, 'мигалки' и спецномера неотменимы никакими законами - жизнь все равно возьмет свое.

Почему исчезли спецраспределители? Куда девались те кормушки, где отечественная номенклатура отоваривалась сервелатом, черной и красной икрой, прочей снедью, не входившей в 'товары широкого потребления'? Элементарно, Ватсон: этого добра в супермаркетах теперь хоть завались. Как покончили с продовольственным дефицитом, так сама собой, без всяких законодательных новаций отпала нужда в кремлевских пайках, выдававшихся, если кто помнит, на улице Грановского. Впрочем, и съестное изобилие не упраздняет извечную тягу чиновничества к установлению иерархии все в том же, к примеру, застолье: на официальных банкетах накрывается отдельный стол 'для президиума'. Это не только комфорт. Это еще и знак кастовой принадлежности. Такой же, как 'мигалка', спецномера и т.п.

Вот совокупность причин, объясняющих, почему дорожная полиция европейского образца и все, что с нею связано, не скоро появится на постсоветском пространстве.

Бузина - в головах. А не на шоссейной обочине.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net