Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

21.05.2007 | Светлана Самойлова

Раскол и воссоединение

На прошлой неделе в московском храме Христа Спасителя в присутствии президента России Владимира Путина состоялось подписание Акта о каноническом общении, в результате которого произошло воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом. Свои подписи под историческим документом поставили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Зарубежной церкви митрополит Лавр. Затем состоялась первая совместная литургия.

Отделение Зарубежной церкви от РПЦ произошло вскоре после революции, в 20-е годы ХХ века. В постсоветское время патриарх Алексий II неоднократно призывал к объединению, подчеркивая, что с прекращением в стране религиозных гонений исчезли причины разделения. Смягчилась и позиция Зарубежной церкви, деятельность которой в новых условиях становилась все более контрпродуктивной: степень самоизоляции не только от РПЦ, но и от других православных церквей, имеющих канонический статус (они обвинялись в экуменизме), росла, затрудняя привлечение мирян и создавая трудности своим приверженцам. Жесткость позиции РПЦЗ в последнее время вызывала все большее недоумение у большинства «зарубежных» архиереев, клириков и прихожан. В этих условиях попытки РПЦ форсировать «сближение» имели все больше шансов на успех.

Первые переговоры между церквями начались после развала СССР, но ускорились лишь после 2001 г., когда главой РПЦЗ стал митрополит Лавр. Первый в истории официальный визит в Россию делегации РПЦЗ состоялся 18 ноября 2003 года. Договоренность о встрече митрополитов была достигнута лично Владимиром Путиным 25 сентября 2003 года в Нью-Йорке, где он встретился с митрополитом Лавром. Тогда Путин заявил, что «нет большего блага для Церкви, чем служение Родине». «Шаги навстречу друг другу имеют для нас серьезное значение с точки зрения интеграции России в мире, для РПЦЗ это также имеет огромный смысл», - подчеркнул президент. Эта встреча положила начало непосредственным переговорам между РПЦЗ и РПЦ о воссоединении, которые длились три с половиной года. После приезда в мае 2004 года Лавра в Москву начался переговорный процесс, в ходе которого сторонам удалось сблизить позиции по проблемам «сергианства» (РПЦ дистанцировалась от печального опыта зависимости церкви от атеистического государства), экуменизма (участия в движении за объединение всех христианских церквей), а также отказаться от обоюдных имущественных притязаний.

Главным предметом торга было имущество РПЦЗ, а также степень автономии. РПЦЗ удалось добиться многого: она получает статус самоуправляемой церкви, то есть будет иметь собственный Архиерейский Синод и созывать свои Архиерейские Соборы, назначать на приходы священников, иметь независимость в административно-хозяйственном плане. Как заявил митрополит Кирилл, «никаких изменений в традиционной сфере финансирования приходов не будет. Все остается, как есть. В этой связи я, видимо, разочарую тех, кто пугал общественность и Русскую зарубежную церковь, в частности, что объединение с Московским Патриархатом немедленно повлечет отторжение собственности и что-то такое страшное. Ничего подобного не будет, потому что с самого начала было принято решение, что имущественные вопросы не будут решаться в контексте этих переговоров, да и контексте дальнейшего нашего взаимодействия».

Тем не менее, в главных административных вопросах последнее слово будет за Московской патриархией. Как заявил «Ведомостям» зампредседателя отдела внешних церковных сношений РПЦ епископ Егорьевский Марк, после воссоединения автономия РПЦЗ будет очень широкой, наподобие Украинской православной церкви Московского патриархата. Кроме того, решено не сразу упразднять приходы РПЦЗ, созданные в 1990-е годы в России – они получат переходный период на 5 лет, после чего будут интегрированы в РПЦ. Признанием их легитимности стало утверждение на должность управляющего этими приходами бывшего епископа Зарубежной церкви Евтихия (Курочкина), перешедшего в Московский Патриархат.

Подписание Акта было поднято на максимально высокий уровень: на торжественной церемонии присутствовал президент РФ Владимир Путин, несколько тысяч православных верующих, в том числе приехавших на торжества из дальнего зарубежья, и около 500 журналистов. Мероприятие получило широчайшую поддержку в СМИ: тем самым, масштаб усиливал историческое значение события, имеющего и современный политический смысл. Во-первых, воссоединение церквей – во многом историческая заслуга Владимира Путина. Во-вторых, «зарубежники» в некотором смысле участвуют в легитимации современного российского режима, который ранее РПЦЗ считала «большевистским». В-третьих, усиливается связь и преемственность существующей власти и царской эпохи, к чему Кремль уже приложил немало усилий, создавая для нынешней власти собственное историческое место, совместимое со всеми этапами исторического пути России. Патриарх Алексий оценивает восстановление единства Русской православной церкви как собирание русского народа, «рассеянного в годы революции и Гражданской войны». Как заявил В. Путин, «сегодняшнее возрождение церковного единства - это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», духовной основой которого всегда была православная вера». Дух «воссоединения» и вообще духовная составляющая именно сейчас весьма удобны президенту в рамках его попыток консолидировать власть и общество вокруг «путинского курса». Не случайно, что темам духовности и нравственности было уделено беспрецедентно много внимания в ежегодном послании президента.

Воссоединение церквей не означает разрешение всех проблем. В первую очередь это касается риска раскола в РПЦЗ. «Некоторые наши клирики и миряне считают, что подписание акта – это преждевременный шаг,– заявил «Коммерсанту» консультант переговорной комиссии РПЦЗ иерей Николай Савченко.– В основном против объединения выступают приходы в Южной Америке, но есть несогласные и в США, Канаде и Европе». «Мы не хотим участвовать в ереси – мировом экуменизме»,– объяснил газете клирик Южно-Американской епархии протоиерей Георгий Петренко. Противники воссоединения считают, что РПЦ должна окончательно покончить с экуменическим курсом, выйдя из состава Всемирного совета церквей. Существует и социальный фактор сопротивления переходу под контроль «московского правительства». Между тем процесс раскола уже начался. Монахини Леснинского Богородицкого монастыря во Франции, не дожидаясь подписания канонического акта, заявили о переходе из лона зарубежной церкви в лоно непризнанной каноническим православием Русской истинно-православной церкви. По разным данным, масштаб потерь РПЦЗ может составить не более 20%. Напомним, что число приходов РПЦЗ составляет 250-400, число верующих – от 60 до 200 тыс.

Очевидно, впрочем, что протестующих явное меньшинство. РПЦ подчеркивает свою роль примирителя различных течений русского православия, стремясь, одновременно, и прекратить конфликт с Константинопольским Патриархатом из-за приходов Сурожской епархии в Великобритании. Отметим, что весной прошлого года епископ Василий (Осборн), бывший управляющим этой епархией, без разрешения Алексия II перешел в Константинопольский Патриархат. Сейчас Синод снял наложенный ранее запрет в священнослужении и дал ему отпускную грамоту.

Воссоединение церквей является большим успехом РПЦ (пожалуй, это основное событие патриаршества Алексия II), а также политически важно для Владимира Путина. Это событие приобретает особую значимость в предвыборный год: воссоединение расширяет базу легитимности режима и попыткам Кремля сделать ставку на преемственность при передаче власти новому президенту России.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net