Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

21.05.2007 | Татьяна Становая

ЕС-Россия: ценностный разрыв

18 мая в Самаре прошел саммит ЕС-Россия, который стал одним из самых сложных за всю историю партнерства. Переговоры о подписании нового соглашения о стратегическом партнерстве были заблокированы Польшей, никаких документов к подписанию не планировалось. Саммит стал неудачным еще до того как начался. Участники отказались от попыток согласовывать даже совместную декларацию.

Отношения России и ЕС на протяжении последних месяцев ухудшались. Число проблем нарастало вместе с количеством критиков России. К моменту проведения саммита против России вступали не только Польша, но и Эстония (в связи с «осадой» посольства) и Литва (в связи с блокировкой поставок нефти по трубопроводу «Дружба»). При этом и ЕС, изначально скептически воспринимавший запрет Польши на ведение переговоров с Россией о новом соглашении о стратегическом партнерстве, встал на сторону Польши, назвав эмбарго на поставки польского мяса незаконным. Можно назвать несколько причин ощутимого ухудшения отношений России и ЕС.

Во-первых, в России происходит изменение политического курса, которое состоит в проведении сознательной жесткой линии по отношению к Западу - даже ценой ухудшения отношений с ним. Все это подкрепляется растущим ценностным разрывом между Россией и Европой. Кремль заинтересован в ослаблении влияния Запада как на внутриполитическую жизнь России, так и на внешнюю политику, тем более что геополитическая конкуренция России и Запада значительно выросла. Но в отличие от 90-х годов Россия сейчас не «скована» ориентацией на западные ценности. Политика ухудшения направлена преимущественно для внутреннего «употребления», а внешняя политика фактически приносится в жертву внутриполитическим задачам. В 2007-2008 годах в России пройдут парламентские и президентские выборы, и Кремль нуждается в патриотической антизападной мобилизации населения. Кремль также заинтересован в максимальной управляемости передачи власти преемнику, то есть в снижении внешнего влияния как на оппозицию, так и на сознание элит. Предвыборный характер года означает повышенные риски, для борьбы с которыми предпринимаются превентивные меры, в частности, активная борьба с «маршами несогласных», что также провоцирует рост несогласия с действиями властей России со стороны Европы. Самарские власти первоначально запретили марш 18 мая, однако против этого выступила канцлер Германии Ангела Меркель. В итоге марш был разрешен, хотя участники и организаторы подверглись массовым задержаниям. Таким образом, сам предвыборный характер года опосредовано влиял на развитие российско-европейских отношений.

Наиболее ярким проявлением изменения курса Кремля в отношении Запада стал и российско-эстонский кризис, в рамках которого Россия пошла на весьма спорные шаги, фактически противопоставив сносу памятника Воину-Освободителю в Эстонии осаду эстонского посольства молодежными прокремлевскими организациями (они, в свою очередь, получили поддержку президента Владимира Путина на концерте 9 мая). Европа, которая изначально предпочла занять позицию невмешательства, в итоге активно поддержала эстонские власти, которым пришлось подавлять стихийные выступления и погромы в Таллине. По словам высокопоставленного европейского собеседника «Коммерсанта» в Брюсселе, «Эстонии даже не нужно было просить ЕС что-то сделать с Россией». Осада посольства в Москве, равно как и пропагандистская кампания в российских СМИ, а также хакерские атаки на эстонские порталы произвели на Брюссель сильное впечатление. Более того, они продемонстрировали, что польский кризис прошлого года – это не исключение из правил. Если даже заставить Польшу отказаться от своих претензий, напряженность между Россией и ее европейскими соседями не исчезнет: конфликтовать с Россией будет не Польша, так Эстония или Литва.

Проявлением ужесточения линии России в отношении Запада стала и нерегулированность косовской проблемы: Россия не принимает план будущего Косово, составленный под эгидой посланника ООН и бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари, угрожая наложить вето в СБ ООН.Во-вторых, негативным фактором российско-европейских отношений стало замедление развития энергетических отношений, которые в 2006 году были локомотивом развития диалога со странами Западной Европы. Ситуация усугубляется также тем, что Кремль успешно провел азиатский саммит в Туркмении, где фактически был заключен тройственный энергетический союз, позволяющий России закрепить свое монопольное положение на рынке экспорта газа в Европу. ЕС, который делает принципиальную ставку на диверсификацию, видит в этих действиях угрозу своей энергетической безопасности, а проекты, которые ранее предлагала Россия в виде обмена активами, оказались недостаточными для того, чтобы повлиять на позицию национальных правительств. Все это означает некоторое «проседание» в энергетических отношениях России и ЕС и очередной выдвижение неприемлемых для России требований по формату энергетического сотрудничества с Европой.

Наконец, в-третьих, крайне негативным фактором развития российско-европейских отношения стали планы США по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше. В качестве ответного шага Владимир Путин пригрозил выходом из ДОВСЕ, напугав Европу. Во много это лежит в основе и российско-польского кризиса, ставшего формальными поводом для моратория на переговоры по стратегическому соглашению. При этом российско-польский кризис отношений лишь усугубился: накануне саммита представитель польского МИДа Роберт Шанявский сообщил, что Варшава «отказывается поддерживать с Россией двусторонние отношения на высоком уровне до тех пор, пока Москва не отменит запрет на импорт польского мяса».

Однако, несмотря на все это, Россия и ЕС продолжают оставаться взаимозависимыми и дальнейшее нагнетание ситуации не выгодно обеим сторонам. Главной задачей России и ЕС в этом контексте было превращение политически острого и холодного саммита, заранее провального, в рутинное мероприятие без риска ухудшения и без того похолодевших отношений. Именно поэтому сразу перед саммитом последовали «примирительные» заявления и действия и со стороны России, и со стороны ЕС.

15 мая Ангела Меркель заявила, что временные разногласия по торговым и другим вопросам не помешают развитию стратегического партнерства между Европейским союзом (ЕС) и Россией. Верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана, который проигнорировал саммит из-за получения престижной международной премия имени Карла Великого, напомнил, что Россия – «самый большой и самый важный сосед» Евросоюза. Тем временем в Москву вернулась посол Эстонии, а по нарвскому мосту снова началось движение транспорта из России в Эстонию. При этом Эстония заявила, что не намерена блокировать переговоры России с ЕС о подписании нового соглашения. Таким образом, фактор российско-эстонских отношений перед самым саммитом был несколько сглажен, а наметившийся было тройственный союз Польши, Литвы и Эстонии против России не сложился. Стремление хотя бы внешне «разморозить» отношения России и ЕС продемонстрировал и российский президент, который заявил, что «конфликта интересов между Россией и ЕС, слава Богу, нет. Есть разные взгляды на то, как решать те или иные проблемы. Но с обеих сторон есть желание их решать». А кремлевский источник уточнил, что время обсуждения на саммите «позитива» и «негатива» распределится в пропорции 9:1.

Впрочем, итоговая пресс-конференция показала, что проблемы сохраняют свою остроту, и сторонам не удалось их «замолчать». Так, Владимир Путин упомянул о проблеме нарушения прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. «Наша позиция здесь известна: мы ее повторили на сегодняшней встрече. Мы считаем это недопустимым и недостойным Европы», – подчеркнул он. Он также обвинил ряд стран ЕС в эгоизме, явно намекая на Польшу, Эстонию и Литву. «Мы не драматизируем ситуацию. Мы понимаем, что, прежде чем приступить к переговорам, Евросоюз должен решить свои внутренние проблемы», – заявил Путин, при этом отметив, что Россия готова к дальнейшим переговорам по проблемам польского мяса. «С нами польские наши коллеги и друзья не разговаривают уже более года. Слава богу, есть немецкий канцлер, который представляет их интересы. Будем работать дальше», – заявил российский президент. В.Путин подчеркнул, что на саммите удалось договориться почти по всем вопросам, за исключением «острых, требующих дополнительной доработки». В основном это вопросы, лежащие в сфере, по словам В.Путина, «экономического эгоизма одной-двух-трех стран Евросоюза».Довольно острым ответом на эти высказывания стали слова главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, который заявил, что проблемы Польши, Литвы и Эстонии с Россией – это «проблема всей Европы». Тем самым Баррозу поддержал позицию Польши, стремившуюся распространить свои российско-польские проблемы на российско-европейские отношения. Он также подчеркнул, что не видит причин для запрета импорта польского мяса в Россию. Пришлось России услышать и критику в адрес своей демократии. Баррозу призвал Россию соблюдать демократические принципы свободы слова и самовыражения, отметив, что Евросоюзу «постоянно приходится высказывать озабоченность в тех случаях, когда мы видим ограничение этих свобод». Однако с этим снова не согласился Путин, указав, что в политике не существует понятия «чистая демократия». Он также указал на то, что «марши несогласных» допустимы, только если они проходят в соответствии с законом и не ущемляют права граждан, фактически, тем самым, обвинив внесистемную оппозицию в нарушениях.

В то же время прозвучали и обнадеживающие слова. Баррозу высказался в поддержку вступления России в ВТО, вопреки утечкам за несколько дней до саммита о готовности ЕС заблокировать вступление на фоне российско-эстонского кризиса. Более того, как уточнил потом министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, Россия и ЕС договорились в течение ближайших недель решить все вопросы, связанные с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Впрочем, Грузия, со своей стороны, напомнила, что Россия пока не регулировала свои отношения с Россией в вопросе условий вступления РФ в ВТО. Со стороны ЕС последовал и еще один «дежурный» жест в адрес России: Баррозу осудил все фашистские манифестации на территории Европы. Путин, в свою очередь, пообещал «искать развязок» с соседями.

Саммит в действительности подтвердил, что отношения России и ЕС значительно осложнились. Как заявил Financial Times анонимный чиновник ЕС, по итогам саммита не будет принято даже совместной декларации: «Дела по-настоящему плохи. Мы не должны скрывать этот факт, делая вид, что договариваемся, лучше просто не иметь результатов». Ухудшению отношений России и ЕС будет способствовать и сохраняющаяся геополитическая конкуренция с Западом в целом на постсоветском пространстве, а также планы США разместить элементы ПРО в Европе – и, скорее всего, сопротивления американцы здесь уже не встретят.

Но главное, что не позволяет России и ЕС значительно продвинуться в двусторонних отношениях – это замедление развития отношений в энергетической сфере. До последнего времени ценностный разрыв между Россией и Европой сглаживался благодаря очень стремительному развитию экономических двусторонних отношений между Россией и странами Европы, а также появлению мощнейших энергетических проектов. Сейчас энергетика как цементирующее начало значительно ослабевает на фоне «газовых войн», попыток России укрепить монополию на экспорт газа в Европу (азиатский союз) и роста страха Европы перед энергетической зависимостью от России. В Европе также сменяются руководители, с которыми были выстроены хорошие межличностные отношения, а им на смену приходят политики, прохладно относящиеся к России. В частности, саммит показал, что фактор Германии, на который рассчитывал Путин, себя не оправдывает, и Ангела Меркель предпочла выдержать ощутимую дистанцию от России. Снижение числа «друзей» Путина в Европе, рост числа критиков и противников внешней политики России, коррекция курса Кремля и ослабление энергетической «мотивации» в ЕС приведут к инерционному сценарию, при котором в отношениях России и ЕС ни дальнейшего ухудшения, ни улучшения не предвидится.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net