Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

24.05.2007

Россия идет на восток?

На этой неделе президент США Джордж буш открыто назвал отношения между Россией и Западом напряженными, зафиксировав на высшем уровне то, о чем давно пишет наша и западная пресса. О чем свидетельствует такое заявление? Как оно встраивается в контекст растущей напряженности отношений России с другими странами, в том числе, с ближайшими соседями? Комментарии Бориса Макаренко и Анатолия Уткина:

Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

То, что сказал президент Буш, не новость. Собственно говоря, если взять встречу Лаврова и Райс, на которой стороны договорились ослабить публичную риторику, то уже сам факт этой договоренности о многом говорит. Скрыть сложности во взаимоотношениях двух стран уже невозможно. И саммит в Самаре, который стороны договорились не считать провальным, хотя он был очень слабым, свидетельство того же самого.

Россия уже давно к этому шла. Сила, которую почувствовал политический класс путинского периода, заставила их отказаться от политической воли на модернизацию по западному образцу. Соответственно, те ценности, которые не очень приживались и раньше (в широком историческом контексте), но поддерживались при Ельцине, теперь считаются не самыми основными. И если еще в начале 2000-х об этом не очень говорили вслух, то после оранжевых революций стали говорить на самом высоком уровне - о «демократизации как новом колониализме». В российской элите возобладало видение внешней политики как давления грубой силы.

Поэтому западные разговоры о свободе в Москве сейчас считают лицемерием. Что большая ошибка, потому что Запад, хоть всегда и почитал силу, но одновременно опирался на целостную корневую для западного общества систему демократических ценностей.

Когда в России блокируют эстонское посольство, на Западе вспоминают, как в советское время закидывалось чернильницами китайское посольство, и воспринимают это в одном ключе - как организованный российским руководством идеологический акт.

Для меня последние события: блокада посольства Эстонии, саммит в Самаре и заявление Буша – звенья одной цепи. Одно логически следует из другого.

Анатолий Уткин, директор Центра по международной политике Института США и Канады:

Отношения на самом деле весьма напряженные. И не случайно.

Путин, выступая в Мюнхене обозначил несколько позиций, по которым мы с Западом серьезно расходимся. В Европе строят ракеты, направленные на нас. Сначала их будет 10, потом 20, потом 50. А разве 21 июня 1941 года не так было? Тогда тоже считалось, что немцы никогда на нас не нападут.

Мы недовольны ОБСЕ. Почему эта европейская организация интересуется только войной в Чечне и не рассматривает другие европейские конфликты?

Мы договорились с США об уничтожении ракет средней дальности и мы их уничтожили. Но теперь такие ракеты есть у Пакистана, у Польши и многих других. Следовательно, смысл этого разоружения становится совсем другим. Конечно, мы хотим выйти из договора.

Или ракеты стратегического назначения. Мы с США договорились сократить их численность, и подразумевалось, что мы их уничтожим. Но американцы их не уничтожают, а просто складируют – это весьма условное разоружение, поскольку, чтобы вернуть их в боевую готовность, нужно совсем мало времени. Путин прямо обратился к министру обороны США с вопросом «Скажите прямо, будете ли вы их уничтожать или нет?» - но министр ушел от прямого ответа.

У нас очень расходятся позиции по Косово. Главным образом в контексте наших аналогичных косовской ситуаций: если честно дробить Сербию, то почему нечестно делить Грузию?

Однако не нужно оценивать все так однобоко. Наличие разногласий не означает близость развода. Мы продолжаем отношения с Западом по очень многим линиям сотрудничества, и по некоторым из них весьма успешно.

Другая сторона вопроса в том, что американцы недовольны нашей политической системой. Они опасаются, что Россия сворачивает с демократического пути развития. Можно понять их беспокойство, однако существует понятие суверенитета и невмешательства во внутренние дела страны. Мы сами должны решать свои проблемы.

Я бы не согласился с тем, что у нас плохие отношения со всеми. Мы в хороших отношениях с шестью республиками в СНГ, с Китаем и с Индией у нас подписаны очень серьезные договоры о сотрудничестве. Иными словами, две крупнейшие страны мира – наши союзники.

Конечно, можно сказать, что наша дружба направлена на восток, а с Западом мы не ладим. Но неправильно утверждать, что это тенденция последнего времени. За последние 500 лет мы воевали с Францией, Германией, Швецией, Польшей... У нас не ладились с ними отношения. Хотя у них-то с нами разве ладились? Разве мы нападали на французов или немцев?

Кроме того, и в самой Европе в разных странах к нам по-разному относятся. В Греции, например, с большой симпатией. А в Польше, особенно в среде польской интеллигенции и правящего класса, с ненавистью. Их чувства можно понять - если бы нашу страну кто-то делил пять раз, наверное, мы бы тоже не питали к ним теплых чувств.

Нужно понимать еще и то, что Запад в свое время завоевал весь мир, и не так уж давно его освободил. Россия - единственная не западная страна, которая никогда не была западной колонией. Что же удивляться, что наши отношения с Западом складываются непросто.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net