Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.05.2007 | Георгий Ковалев

Нет согласованиям конца

Вчерашний день показал, что достигнутые Ющенко, Януковичем и Морозом в ночь на 27 мая договоренности по выходу из политического кризиса в Украине являются половинчатыми. На протяжении всего первого из двух дней, отведенных на принятие Верховной Радой необходимых для преодоления кризиса законов, депутаты ожесточенно спорили друг с другом, большую часть сессионного времени согласовывая, казалось бы, уже давно согласованные вопросы. Лишь к 16 часам и оппозиция, и представители коалиции почти в полном составе, как это было более двух месяцев назад, оказались в зале заседаний, приступив к долгожданному голосованию. Однако до решения главных политических вопросов вчера дело так и не дошло.

Зато были приняты поправки в госбюджет и к закону о Центризбиркоме, которые ближе к ночи, в соответствии с договоренностями, были подписаны президентом.

Начало полноценной работы ВР в ее полном составе должен был положить очередной президентский указ, приостанавливающий на два дня действие указа о роспуске парламента. Уже само это больше походило на фарс, чем на что бы то ни было еще. Разыгрываемая попытка выхода из правового тупика, в которую вогнал Украину ее политикум и, прежде всего, ее президент, конечно же, находила решения для ряда политико-правовых вопросов, но вместе с тем порождала еще несколько не менее острых проблем. О том, что будет, если депутаты просто не успеют согласовать позиции и проголосовать за необходимые изменения к законам за отведенное им президентским указом время, многие предпочли просто не говорить. Но это на самом деле мелочи. Другое дело, что будет с ВР, если, скажем, после принятия всех необходимых в соответствии с договоренностями поправок к существующей правовой базе у оппозиции не найдется на руках 151 депутатское заявление о добровольном сложении полномочий, что должно явиться основанием для еще одного указа о роспуске парламента Ющенко?

Именно этот вопрос – в той или иной его форме – будоражил вчера умы народных депутатов весь день. Отсюда и появление разного рода слухов, а также попыток их опровергнуть в публичном пространстве. Основание для слухов, что уже вполне привычно, дал спикер ВР Александр Мороз, который, судя по всему, еще верит – и прилагает все возможные усилия – для того, чтобы парламент все же не был распущен. В частности, он заявил, что у оппозиции просто нет на руках искомого количества заявлений о сложении депутатских полномочий, которые должны быть предъявлены ему после к закрытию сессии, причем по мере работы ВР готовых написать подобное заявление будет все меньше. Тут же по парламенту поползли слухи: мол, депутаты от оппозиции (прежде всего, от Блока Юлии Тимошенко) требуют возвращения денег, потраченных ими на покупку проходного места в списке (от 5 до 7 млн. долл.), иначе они откажутся подписывать заявления, о наличии которых так браво заявляет Тимошенко. С другой стороны, уже сама лидер БЮТ публично чуть ли не обвинила «регионалов» в том, что те бросили 120 млн. долларов «на покупку» депутатов от оппозиции, чтобы те отказались от добровольного сложения полномочий. В свою очередь, представители Партии регионов заявили, что в случае если у БЮТ и «Нашей Украины» вдруг не найдется 151 депутатское заявление, то они смогут помочь оппозиционерам и найти в своих рядах 30-40 отказников, дабы проявить добрую волю и приверженность достигнутым в ночь на 27 мая соглашениям. Впрочем, «добрая воля» регионалов является не более чем популизмом, а проще говоря «липой». Дело в том, что в соответствии с законодательством на место «отказников» в парламент должны придти новые депутаты, стоявшие на более низких позициях в избирательных списках Партии регионов.

Между тем, среди всех этих слухов лишь на один стоит обратить более пристальное внимание. Немаловажен вопрос, почему же Тимошенко столь яростно бьется за принятие поправок к закону о статусе депутата ВР в части императивного мандата. Есть версия, в соответствии с которой Тимошенко добивается принятия соответствующей поправки и вступления ее в силу с момента подписания президентского указа с тем, чтобы «кинуть» всех и, прежде всего, Ющенко. Будучи уверенной в сохранении численности своей фракции, она, мол, откажется от разгона ВР и предложит союз Януковичу, разумеется, против президента. Однако этому слуху доверять стоит лишь отчасти: Тимошенко ни для кого не является выгодной фигурой для стратегического партнерства «против», более того, очевидно, что положения об императивном мандате в том виде, как того хотела бы лидер БЮТ, приняты не будут (если вообще будут приняты - об этом открыто говорят представители парламентской коалиции).

Среди прочих важных вопросов, которые ВР необходимо решить сегодня, стоит выделить требования СПУ и КПУ о том, что в выборах для признания их легитимными, должны принять участие более половины украинских избирателей. Кроме этого, до сих пор подвешенным остается вопрос относительно особенностей голосования украинцев, пребывающих за рубежом. Впрочем, еще более важной является проблема: что делать, если до конца сентября так и не будет сформирован Государственный реестр избирателей.

На эти и другие вопросы депутатам предстоит еще ответить. Однако не стоит забывать о том, что будет потом – после закрытия сессии ВР. Предположим, что БЮТ и НСНУ все же удастся набрать искомое количество заявлений о досрочном сложении депутатских полномочий. Затем эти политические силы должны провести соответствующие съезды, на которых должно быть принято решение об «обнулении» своих избирательных списков – так, чтобы на место ушедших депутатов не пришли новые. Но здесь есть некоторые сложности: если с позицией БЮТ вроде как все в порядке, то вот с НСНУ могут возникнуть проблемы. Дело в том, что «группа Кинаха», представляющая Партию промышленников и предпринимателей Украины, которая являлась блокообразующей при создании НСНУ, не была приглашена на межпартийный съезд, на котором должны было быть принято решение об обнулении списков. Ну а коль скоро это так, то и легального решения об обнулении списков НСНУ не может быть и речи. В ближайшем приближении это означает еще одну проблему для роспуска ВР.

Но даже если предположить, что и это проблему удастся решить, непонятным остается еще один момент. Как только парламент лишается трети своих депутатов, он становится нелегитимным. А значит, в соответствии с Конституцией президент должен подписать указ о назначении новых выборов, которые должны состояться не позднее чем через 60 дней с момента роспуска, то есть явно никак не 30 сентября, а раньше. То ли Ющенко придется, дабы хоть как-то остаться в правовом поле, подписывать несколько указов, меняющих дату, то ли прецедент с Кинахом и был специально для этого создан… остается только гадать.

Но и это – все только одна сторона вопроса. До сих пор непонятно, что будет с Конституционным судом и Генпрокуратурой, на которые вчера оказывалось сильное давление со стороны силовых подразделений, подконтрольных Ющенко. А это закладывает предпосылки для дезавуирования подписи под договоренностями со стороны Януковича или Мороза, о чем вчера поздно вечером и было заявлено.

Однако и это все мелочи по сравнению с тем, что ждет Украину, если она все-таки доживет до выборов. По крайней мере, на сегодняшний день расклад сил в будущей ВР сильно не поменяется, а в ситуации явно недоделанной политреформы и, как следствие, деформированной политсистемы, это чревато очередными витками кризисов, которые могут окончательно похоронить украинскую государственность.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net