Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.06.2007 | Татьяна Становая

«Газпром»: проблемы внутренней и внешней экспансии

15 июня правительство России одобрило программу развития Восточной Сибири, предусматривающую реализацию старой идеи о создании единой системы добычи газа в регионе. «Газпром» претендует на получение лицензий на месторождения без конкурса, что означает новый этап в развитии госмонополии. 22 июня «Газпром» договорился с ТНК-BP о получении контроля над Ковыктинским месторождением – ключевым активом в Восточной Сибири. Однако нарастающая успешная экспансия внутри страны «сбалансирована» ростом числа неудач за пределами страны. «Газпром» ведет себя все более агрессивно внутри страны и вызывает все более сильные опасения за ее пределами.

Действительно, в последнее время и неудачи «Газпрома» за пределами России и успехи внутри страны росли сопоставимыми темпами. Причем последнее выражается в получении «Газпромом» новых возможностей не рыночными, а административными и добровольно-принудительными, политическими методами. Кроме того, «Газпром» стал себя вести более жестко со своими конкурентами как из среды частных, так и государственных компаний - например, с «Роснефтью». Фактически речь идет о постепенной смене правил игры, по которым строит свою политику «Газпром». За последние недели «Газпром» добился нескольких ключевых побед.

Первая победа - стратегическая - принятие программы развития Восточной Сибири. Стоит напомнить, что впервые неудачная попытка реализовать ее была предпринята «Газпромом» в 2003 году. Тогда на фоне активной кампании против ЮКОСа «Газпром» в партнерстве с другими государственными и окологосударственными компаниями («Роснефть» и «ЛУКойл») совместно выступили с инициативой создания консорциума по разработке месторождений Восточной Сибири. В начале 2004 года уже «Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» подписали соглашение о создании консорциума. Как заявил тогда президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, триумвират сосредоточится на получении лицензий из нераспределенного фонда в Восточной Сибири. Однако речь шла о выработках форм комплексной разработки газовых и нефтяных месторождений Восточной Сибири и Республики Саха, включая Чаяндинское, Ковыктинское, Верхнечонское, Талаканское и Средне-Ботуобинское месторождения. Иными словами, консорциум предполагал возможность получения контроля над месторождениями, принадлежащим частным компаниям.

Однако тогда идея была, по сути, заморожена: согласовывать действия ради, как тогда казалось, недоступных активов, было недостаточной мотивацией. Например, «Газпром» интересовала более жесткая схема, при которой основные месторождения переходили бы под контроль консорциума. Инициатива не находила понимания и у правительства во главе с Михаилом Касьяновым. Кроме того, вскоре между «Газпромом» и «Роснефтью» резко обострилась конкуренция за активы ЮКОСа, и к концу 2005 года компании превратись в жестких соперников.

Теперь «Газпром» добился для себя даже более выгодных условий: программа развития Восточной Сибири сделана исключительно под «Газпром», а ее проводником внутри правительства стал Минпромэнерго России. «Газпром» также решил подстраховаться от возможного срыва в реализации программы, пригрозив отказом от предоставления генплана развития газовой отрасли до 2030 года (этой программы правительство добивается от газового монополиста уже много лет). Программа предусматривает создание четырех центров газодобычи - Сахалинский, Якутский, Иркутский и Красноярский. Восточный проект предполагает рыночную цену на газ для потребителей после 2011 года. К 2030 году добыча газа в дальневосточном регионе должна составить 160 млрд кубометров. Для реализации программы планируется финансирование работ из инвестиционного фонда, или прямая поддержка государства, в частности - в геологоразведке. В МЭРТе рассчитывают на то, что до 2013 года общий объем финансирования составит около 1 трлн рублей.

Программа крайне необходима «Газпрому» не только в связи с его стремлением к экспансии, но и в связи с недостаточными темпами наращивания ресурсной базы. «Газпром» практически не вкладывает в добычу, предпочитая увеличивать эту базу за счет приобретения новых активов. Однако теперь все возможности в этом направлении практически исчерпаны. Единственный независимый производитель газа «НОВАТЭК» и тот год назад продал блокпакет акций «Газпрому». Главным соперником «Газпрома» становится «Роснефть», которая декларирует резкое наращивание добычи газа. Наконец, «Газпром» значительно оброс долгами, и заниматься участием в конкурсах или разработке месторождений уже не может.

Фактически программа развития Восточной Сибири при такой логике «Газпрома» становится едва ли единственным выходом. Программа развития Восточной Сибири дает «Газпрому» возможность перераспределять контроль над основными месторождениями от частных собственников в свою пользу без проведения конкурса и с опорой на административно-политический ресурс. Если раньше такая политика была скорее теневой (например, ее проведение было связано с законопроектом о стратегических месторождениях), то сейчас она институционализируется и выводится в ранг государственной политики, при которой рыночное регулирование и конкуренция в ТЭКе фактически сводится к нулю, а распределение месторождений производится в интересах одного из игроков.

Однако если посредством коррекции законодательной базы (переводом месторождений в ранг стратегических) или выработки государственных программ поддержки освоения месторождений «Газпром» может добиваться своих целей более или менее цивилизованно, то в случаях, когда месторождение уже принадлежит частной компании, все оказывается значительно сложнее.

Ряд привлекательных месторождений в Восточной Сибири не принадлежат «Газпрому». В частности, Чаяндинское месторождение пока не распределено, но СМИ указывают, что «Газпром» уже договорился о получении лицензии на него без конкурса. Талаканское месторождение контролируется «Сургутнефтегазом», Средне-Ботуобинское – АЛРОСой. Верхнечонское месторождение и Ковыкта контролируются ТНК-BP. Причем первый – вместе с «Роснефтью». «Газпром» также просит правительство предоставить ему лицензию на «Сахалин-3», который включает четыре лицензионных блока, разведку одного из которых ведет «Роснефть» (лицензия до 2008 года). Для «Газпрома» сейчас наиболее важно получить контроль над Ковыктой и Чаяндинским месторождением.

С Ковыктой связан второй важнейший успех «Газпрома» в его экспансии внутри страны. Стоит напомнить, что по Ковыкте «Газпром» давно вел непростые переговоры, блокируя ТНК экспорт газа и газификацию региона, не пуская газ в «трубу». В связи с этим Минприроды грозило отозвать лицензию у РУСИА-Петролеум (недропользователь) из-за невыполнения лицензионных требований.

Условием «Газпрома» было получение всей доли ТНК-BP за минимальную цену. В последние дни ситуация накалилась: МПР обещало 22 июня принять решение о лицензии – очевидно, что оно было бы негативным. 22 июня газовая монополия и ТНК-BP наконец договорились. Судьба решилась на совещании с участием первого вице-премьера России Дмитрия Медведева, заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Медведева, исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-ВР Виктора Вексельберга, председателя правления ТНК-ВР Роберта Дадли, и вице-президента группы компаний ВР Джеймса Дюпри. Алексей Миллер, возможно, после операции, не смог принимать непосредственного участия в последних согласованиях.

Соглашение мало похоже на рыночную сделку. ТНК-BP продаст Газпрому 62,8% акций компании «РУСИА Петролуем», а также 50% акций Восточно-Сибирской газовой компании (ВСГК), которая осуществляет проект региональной газификации Иркутской области. «Газпром» заплатит $700-900 млн, что, по мнению экспертов, значительно ниже рыночной стоимости. Как говорил «Ведомостям» источник в ТНК-BP, только сумма инвестиций акционеров Ковыктинского проекта не менее $500 млн.

Помимо денег ТНК-BP получит опцион на обратный выкуп 25% плюс одна акция в Ковыктинском проекте, который станет возможным после того, как стороны, подписавшие соглашение, согласуют проект для осуществления в рамках альянса, либо одобрят обмен активами. Соглашение предусматривает, что выкуп будет осуществлен по рыночной цене на основе оценки независимого оценщика. В итоге может получиться так, что ТНК-BP еще и заплатит за фактические снижение своей доли в Ковыкте. В качестве компенсации ТНК-BP получает весьма неясные на данный момент перспективы создания с «Газпромом» СП. Однако ни его состав, ни активы, которое оно получит, пока не известны.

В результате «Газпром» дешево покупает гигантское месторождение, а ТНК-BP «отбивает» свои инвестиции и разрешает старый, очень неблагоприятный для ее инвестиционной привлекательности конфликт. Ранее ТНК-BP пыталась сформировать стратегический альянс с «Роснефтью», но это не защитило компанию. Многие эксперты также указывают, что ТНК-BP могла и вовсе лишиться лицензии, что было бы негативной новостью не только для компании, но и для рынка.

Третий успех – постановка в правительстве РФ при поддержке Минпромэнерго РФ вопроса о перенаправлении всего газа из «Сахалина-1», как планируют акционеры проекта, с Китая на внутренний рынок. Стоит напомнить, что «Сахалин-1» принадлежит американской ExxonMobil (30%), японской SODECO (30%), индийской ONGC (20%) и «Роснефти» (20%). В 2009 году они должны получать 3 млрд куб. м газа. Оставшиеся более чем 8 млрд куб. м в год оператор планировал продать в Китай. Однако, как заявил 19 июня Александр Ананенков, «мы считаем необходимым, чтобы газ «Сахалина-1» был продан «Газпрому», чтобы мы могли газифицировать эти субъекты, и газ не пошел на экспорт».

Известно, что «Газпром» покупает газ по более низким ценам, используя свою монополию на трубопроводный транспорт. «Сахалин-1» не подпадает под единый экспортный канал и это, судя по всему, заставило «Газпром» прикладывать административные усилия, требуя запрета на экспорт газа в Китай. Тем самым «Газпром» избегает конкуренции экспортеров: глава департамента «Газпрома» Станислав Цыганков говорил на питерском форуме, что китайская CNPC пытается сбить закупочную цену газа, ориентируясь на договоренности по «Сахалину-1». Таким образом, «Газпром» пытается распространить запрет на самостоятельный экспорт газа не только для обычных производителей газа, но и для операторов СРП. Кстати недавно «Газпром» получил право монополии на экспорт СПГ, для чего создана специальная дочерняя компания.

Четвертое направление успеха – борьба с повышением налогов и низкими темпами роста тарифов на газ. «Газпром» добивается больших успехов в лоббировании своих интересов в правительственной политике. Недавно правительство приняло постановление, которое, как заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин, «удорожает в два раза цену на газ для всех новых потребителей». Это очень важная уступка «Газпрому», который не сумел добиться либерализации внутренних цен на газ в ближайшие три года по политическим мотивам. «Газпром» также добивается успеха в сопротивлении намерениям Минфина существенно повысить с 2008 года ставки НДПИ по аналогии с налогообложением нефтяной отрасли. Однако пока Минфину не удалось даже вынести этот вопрос на обсуждение правительства, вопрос все время откладывается, а в «Газпроме» дают понять, что повышение НДПИ вообще не стоит в повестке дня.

Все это вызвало сильную критику в МПР, РАО «ЕЭС России» и Минфине. Юрий Трутнев заявил, что передача лицензий вне конкурсов противоречит законодательству. «Просто отдать кому-то что-то без конкурса, даже такой уважаемой компании, как «Газпром», - это мне не очень нравится», - сказал министр. По его словам, будет «вполне эффективно», если эти месторождения «пойдут по конкурсу инвестпроектов». Анатолий Чубайс резко раскритиковал «Газпром» за энергобаланс, в котором практически не предусмотрены объемы газа для электроэнергетики. «Газпром» также ведет активную экспансию в энергоактивы, что создает на рынке дополнительную напряженность.

Резче всех выступил Алексей Кудрин. Он раскритиковал намерения «Газпрома» запретить оператору «Сахалин-1» экспортировать газ в Китай, обвинив газовую монополию в нечестных правилах ведения игры. «Я, может быть, раньше не представлял себе, какие меры «убеждения» используются. Просто не пускать в трубу, и все!», - заявил Кудрин. Как передает «Время новостей», Кудрин также обрушился с критикой на «Газпром» за дифференциацию внутренних цен на газ. «Мы нонсенс создаем. Это абсурд. То есть «Газпром», когда нужно, бывает государственным предприятием и получает бесплатно месторождения, а когда выгодно - частным и перестает поставлять газ по лимиту. Это просто невозможно!»

Тем не менее, «Газпром» стал добиваться все больших успехов внутри страны. Программа развития Восточной Сибири разрабатывается по личному поручению Путина, решение о повышении цен на газ для новых потребителей принималось на совещании под руководством Дмитрия Медведева. «Газпром» получает новые месторождения при личном патронаже президента с использованием добровольно-принудительных методов - например, как это было с «Сахалином-2». Одновременно «Газпром» становится все более закрытым и жестким с иностранными инвесторами. Ананенков подтвердил, что Штокман будет разрабатываться на 100 процентов «Газпромом».

Однако положительная динамика внутри страны резко диссонирует с ситуацией пределами России. Так, в ЕС громче звучат угрозы исключить «Газпром» из проекта строительства Северо-Европейского газопровода, если план реформирования энергетики ЕС будет принят. Об этом заявила комиссар Европейского союза по вопросам конкуренции Нееле Кроэс. Стоит напомнить, что реформа предусматривает разделение активов европейских энергетических корпораций. В результате должны возникнуть полностью независимые компании, одни из которых будут заниматься производством энергии, а другие - ее продажей и транспортировкой. Заявление Нееле Кроэс не является новостью: реформа в ЕС обсуждается, вызывает много противоречий (7 июня министры энергетики стран Евросоюза на встрече в Брюсселе большинством голосов отвергли пакет энергетических предложений), а «Газпром» всегда выступал против нее. Однако это заявление является очередным симптомом наличия проблем экспансии «Газпрома» в Европе. Схема обмена активами не получила ожидаемого распространения и пока реализуется лишь локально. Наиболее привлекательные для газового монополиста страны ЕС отказываются продавать «Газпрому» газораспределительные сети, а предложения по участию в добыче оказываются не очень привлекательными. Тема энергетики была «замолчана» на саммите G8, несмотря на то, что ее председатель Ангела Меркель обещала Путину продолжить обсуждение этого вопроса.«Газпром» также вынужден конкурировать с альтернативными вариантами поставок газа, что окажется весьма непросто. Так, еще недавно Россия активно обсуждала вопросы строительства продолжения «Голубого потока», так называемого Южно-европейского газопровода с Венгрией и Турцией. Западная часть газопровода планировалась от турецкой Анкары газопровод пойдет в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Однако теперь Турция выпала из числа стран, по территории которых может проходить «Голубой поток-2». Как пояснил источник «Коммерсанта» в «Газпроме», Турция «не выразила заинтересованности в новом проекте». Более того, она открыто поддерживает альтернативный Nabucco.

Непростая ситуация и с Венгрией. Венгрия в частности давала понять, что российский проект выглядит более предпочтительным, чем альтернативный Nabucco. В марте прошел успешный визит премьер-министра Венгрии в Россию Ференца Дюрчаня. Однако вскоре риторика стала меняться, а заявления официальных лиц Венгрии свидетельствуют о больших сомнениях в руководстве страны в отношении «Южного потока». Тем не менее, в прошедшую субботу «Газпром» подписал с итальянской ENI декларацию о строительстве газопровода «Южный поток». Планируется, что газопровод протяженностью 900 км пройдет по дну Черного моря из России в Болгарию, его мощность составит до 30 млрд куб. м в год. В Болгарии «Южный поток» разделится на два трубопровода. Один из них пойдет через Румынию и Венгрию в Австрию и Словению, другой – через Грецию на юг Италии. ENI – давний партнер «Газпрома», и в данном случае соглашение вряд ли можно считать прорывом.

США также негативно реагируют на аппетиты «Газпрома», периодически «предупреждая» Европу о рисках энергетической зависимости от России.

Наконец, проблемы у «Газпрома» возникают и в одном из традиционных направлений – среднеазиатском. Недавно Владимир Путин, президент Туркмении Бердымухамедов и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев договорились о строительстве Прикаспийского газопровода: это должно помешать альтернативному проекту Транскаспийского газопровода, лоббируемого США. На прошедшей неделе должен был состояться визит в Туркмению вице-премьера правительства РФ Сергея Нарышкина: перед этим он встретился с Путиным и заручился поддержкой и «наказами». Однако к вечеру стало известно, что визит сорван: в приеме Нарышкину отказала туркменская сторона. Не исключено, что это связано с позицией западных стран, которые до сих не отказались от «транскаспийского» проекта.

zНа фоне проблем экспансии на Западе, «Газпром» добивается все больших успехов внутри страны и здесь сопротивление, напротив, снижается. Проблемы с инвестициями «Газпрома» на Западе используются для ужесточения отношения к западным инвесторам в России. В последнее время становится очевидно, что изменения в положении «Газпрома» внутри страны все более кардинальны: рыночное регулирование сменяется административными и политико-принудительным методами, а конкуренция ослабляется. «Газпром» на фоне роста сопротивления Запада получает аргументы в лоббировании своих интересов внутри страны. Кроме того, еще одним стимулом для роста экспансии для «Газпрома» является неопределенность разрешения проблемы-2008: в любом случае смена власти рождает политические риски, которые могут привести к появлению ограничителей экспансии «Газпрома» внутри страны. Однако в любом случае «Газпром» в своей профильной отрасли сохранит свои позиции и после выборов, а все полученные в этом году активы и возможности сохранятся: власть (а она сохранит преемственность) делает ставку на мощную корпорацию как инструмент повышения экономической и политической мощи России на мировой арене, и это сохранит свою актуальность и после выборов.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net