Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

09.07.2007 | Татьяна Становая

Сочинская победа Владимира Путина

5 июля Международный Олимпийский комитет принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в 2014 году в российском городе Сочи. Победа России в борьбе с южнокорейским Пхенчханом и австрийским Зальцбургом стала личной победой президента России Владимира Путина. Она имеет как свое внешнеполитическое, так и внутриполитическое значение.

Идея проведения зимних Олимпийских игр в Сочи была поддержана президентом России весной 2005 года, за несколько месяцев до заседания МОК, на котором должен был быть определен город для проведения летних олимпийских игр в 2012 году. Тогда Россия выдвинула в качестве претендента Москву, которая конкурировала с Лондоном и Пекином. Москва проиграла, причем внутри страны были созданы завышенные ожидания, и проигрыш был воспринят вдвойне остро. Главной причиной тогда назывались проблемы безопасности: за два года в России произошли крупные теракты, в которых погибли сотни людей. Основной тактической ошибкой стало недостаточное стремление убедить в оправданности московской заявки самих членов МОК: в большей степени власть почему-то пыталась убедить российскую общественность.

На этот раз Кремль отнесся к проекту «Сочи-2014» гораздо более серьезно. Был приложен максимум политических, административных и PR-усилий для того, чтобы обеспечить победу российского города. Достаточно сказать, что ровно год назад Сочи среди трех фаворитов занимал по данным агентства Around the Rings, последнее место, в то время как Зальцбург – первое. За месяц до голосования в МОК проекты Пхенчхана и Зальцбурга в докладе оценочной комиссии МОК были названы «великолепными», а Сочи – «очень хорошим». Ко дню голосования шансы всех трех городов практически сравнялись.

Заявка Сочи обладала как существенными плюсами, так и минусами. Главным недостатком было отсутствие развитой инфраструктуры. В Сочи нередки отключения света и воды, не хватает объемов электричества и дорог. Большинство спортивных объектов еще нужно построить. Да и сам факт проведения зимних игр в субтропиках кажется экзотическим. В Зальцбурге, напротив, практически все было готово для принятия Олимпиады. Однако России удалось обернуть свой главный недостаток в достоинство, она убедила членов МОК в том, что их положительное решение позволит создать новый, суперсовременный международный спортивный центр, который будет способствовать развитию мирового спорта. «Великолепный спортивный центр в Сочи станет нашим подарком всем спортсменам – нынешним и будущим олимпийцам, гражданам России и всем ее зарубежным гостям. Сочи станет новым курортом мирового класса в новой России и во всем мире!» - заявил Путин, представляя заявку на заседании МОК.

Еще одной проблемой Сочи были экологические претензии. «Гринпис» пытался признать в Верховном суде России незаконной программу развития Сочи. Затем глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин направил письмо Путину с предупреждением о том, что работа в рамках федеральной целевой программы подготовки Сочи к Олимпийским играм-2014 ведется с нарушением законодательства: без экологической экспертизы и в коммерческих интересах конкретных застройщиков. В связи с этим правительство было вынуждено создать специальный Экологический совет, который непосредственно занимался данными проблемами.

Тем не менее, все эти проблемы получили достаточно внятное решение. В своем выступлении президент обещал сделать игры безопасными, гарантировал окончание строительства всех объектов вовремя и даже дал слово, что в Сочи не будет пробок. Как заявил Путин, «особое внимание при его создании мы уделяем вопросам экологии, безопасности, инфраструктуры и самых современных средств коммуникации». Только на городскую энергетику будет выделено 3 млрд. долларов, отметил предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.

Заявка Сочи обладала и явными преимуществами. Во-первых, это сочетание теплого моря и снежных гор, что позволяло провести зимнюю олимпиаду фактически на летнем курорте. Во-вторых, 70% участников соревнований смогут разместить в пяти минутах от места проведения Олимпиады. В-третьих, как заявил Путин, «мы разрабатываем перечень специальных условий для участников и гостей Игр. Мы планируем отказаться от ограничений на минимальный срок пребывания делегаций». В-четвертых, Россия – страна, в которой очень хорошо развиты зимние виды спорта и есть огромные опыт проведения международных соревнований. «За последние 25 лет мы провели более сотни крупных международных спортивных состязаний», - напомнил Путин в ходе своего выступления перед членами МОК. Наконец, в-пятых, в пользу Сочи был использован и аргумент исторической справедливости: «Наши спортсмены стали победителями многих соревнований и внесли огромный вклад в олимпийское движение. Но нам никогда еще не оказывалась честь провести зимние Олимпийские игры», - заявил Путин в Гватемале. Россия выделила беспрецедентную сумму на проведение игр: более 12 млрд. долларов - это в 8 раз больше, чем планировал Зальцбург и почти в два раза, чем Пхенчхан. Критики попытались обвинить программу подготовки Олимпиады чрезмерно затратной. Однако, как заявил Герман Греф, все расходы окупятся в течение 10 лет.

Проведение Олимпиады в Сочи будет стоить 327,2 млрд. рублей – это в 8 раз больше, чем планировал Зальцбург, и почти в два раза больше, чем Пхенчхан. В частности, в федеральной целевой программе «Развитие Сочи как горноклиматического курорта» на 2006-2014 гг. 192,4 млрд. рублей должно поступить из федерального бюджета, 7,1 млрд. руб. — из бюджетов Краснодарского края и Сочи, а 127,7 млрд. руб. — из внебюджетных источников, в том числе от частных инвесторов. Внебюджетные деньги планируется потратить на строительство туристической инфраструктуры (69,1 млрд. руб.) и олимпийских объектов (13 млрд. руб.), транспортных (7 млрд. руб.) и энергоснабжения (2 млрд. руб.). Маркетинговый бюджет Сочи-2014 превысил 760 млн. рублей. Однако, по словам министра финансов России Алексея Кудина, бюджет может быть еще увеличен.

Наконец, решающим фактором в пользу победы Сочи стало личное очень активное участие российского президента в продвижении сочинской заявки. Путин в ходе своего пребывания в Гватемале успел переговорить более чем с половиной членов МОК. Они открыто признали «фактор президента»: «Победа Сочи - это в первую очередь заслуга президента Путина, - сказал журналистам представитель Японии в Международном олимпийском комитете Синъитиро Окано. - На членов МОК произвела впечатление энергия, с которой российский руководитель отстаивал свой город». Кроме того, выступление Путина на английском и затем французском языках также произвело должное впечатление на МОК.

Сюда же важно добавить тот факт, что заявка Сочи получила самую мощную поддержку внутри России. Например, Зальцбург проигрывал именно из-за высокого процента протестующих против проведения Олимпиады, в то время как внутри России Кремлю удалось консолидировать общество и власть вокруг идеи Олимпийских игр. Проект Сочи как города их проведения буквально начал превращаться в национальную идею. В поддержку заявки подписали призыв к МОК лидеры ЕР, КПРФ и ЛДПР. Ставки были подняты максимально высоко, и такая поддержка снизу была фактором в пользу Сочи.

Победа Сочи имеет как внешнеполитическое, так и внутриполитическое значение для России. В первом случае, и это был главный аргумент внутри страны, Россия получает шанс поднять престиж и улучшить свой имидж, пострадавший вследствие критики режима Владимира Путина и газовых войн со странами СНГ. Избрание Сочи повышает авторитет России как ведущей мировой спортивной державы. Крайне важен и внешнеполитический контекст: на фоне роста непонимания и напряженности в отношениях России и Запада наша страна показывает, что продолжает оставаться составной частью развитого и цивилизованного мира. В этом контексте показательно заявление главы МОК Жака Рогге: в ответ на вопрос о том, принимал ли МОК во внимание ситуацию со свободой слова в России, он отметил, что «Мы обсуждали все аспекты, в том числе социальные. То, что это обсуждение имеет место - уже хорошо».

Михаил Фрадков сразу после объявления победителя заявил, что «выбор города Сочи свидетельствует о высокой оценке, роли и месте России в современном мире». Для Кремля победа является важным внутриполитическим фактором, позволяющим показать обществу, что Россия заслуживает общемирового признания как великая держава и страна, которая идет «своим путем». Эта тема еще не раз будет публично обыгрываться в контексте непростых отношений с Западом. Спикер Госдумы Борис Грызлов, в свою очередь, расценил победу России как политическую победу над своими противниками, намекая на США. Он заявил, что победа Сочи означает, что «мир не однополярен, и есть силы в мире, которые поддерживают Россию». МИД России также заявил, что «Выбор Сочи в качестве столицы Зимней Олимпиады-2014 - наглядное подтверждение авторитета России на мировой арене». Знаковым на этом фоне стал и тот факт, что голоса, поданные за Зальцбург, перешли Сочи, а не Пхенчхану. Как заявила олимпийская чемпионка Светлана Журкова, «Они должны нам помочь как Европа Европе!»

Тем временем, в Кремле готовились объяснить возможное негативное решение МОК именно политическими мотивами. В преддверии заседания МОК в СМИ все чаще звучали утверждения, что причиной отказа Сочи может быть только нежелание Запада способствовать развитию страны. Фактически сочинская заявка внутри страны преподносилась как лакмусовая бумажка готовности признать Россию великой державой. В то же время важно отметить, что за несколько дней до голосования в Гватемале Кремль начал резко снижать ставки, опасаясь повторения феномена завышенных ожиданий у российского общества. В частности, знаковое заявление сделал и сам Владимир Путин. На встрече с представителями партии «Единая Россия» он выступил против того, чтобы назвать одну из программы партии «Сочи-2014». «Мы будем развивать юг страны не только под Олимпиаду. Скоро голосование, у нас есть все шансы получить Олимпиаду. А если нет, что, мы не будем делать программу? Конечно, будем. Даже если мы ее не получим, хотя это хороший стимул для развития, все равно мы будем развивать юг в целом и район вокруг Сочи в частности», - сказал тогда Путин.

Победа Сочи будет иметь и внутриполитическое значение. Во-первых, это личная победа Владимира Путина, которая значительно укрепляет его политический актив и способствует формированию образа морального лидера России. Заметим, что именно этот образ в наибольшей степени позволит Путину сохранять свое влияние и после президентских выборов.

Во-вторых, победа Сочи – это победа организаторов подготовки заявки – вице-премьера Александра Жукова и министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. Их авторитет в глазах Путина существенно вырос, а в дальнейшем это может стать ресурсом для политической карьеры в постпутинской России.

В-третьих, косвенно победа Сочи может стать ресурсом и партии «Единая Россия». Заслуги Жукова, в том числе и в подготовке победы Сочи, могут быть востребованы для партии власти. Успех Жукова является ресурсом для его успешной карьеры внутри "Единой россии" в будущем.

В-четвертых, победа Сочи дает дополнительный политический дивиденд губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, которого ранее даже называли в числе вероятных преемников Владимира Путина. Теперь победа Сочи выводит Ткачева на федеральный уровень и позволяет стать одним из самых влиятельных не только губернаторов, но и политиков федерального масштаба.

Победа Сочи имеет собственное идеологическое значение для путинского режима и «путинского курса», который ляжет в основу деятельности будущего президента страны. Она позволяет получить такую политическую тему, которая является выигрышной со многих точек зрения. Победа сглаживает разногласия между основными политическими силами, позволяет апеллировать ко всему российскому обществу и затрагивает буквально каждого, удовлетворяет потребность «снизу» в позитивных эмоциях, которые интегрируют общество. Все это носит долгосрочный характер и позволяет Путину вписаться в положительный контекст и сделать «задел» для будущего: в любом случае Олимпиада-2014 позволит ему оставаться одной из влиятельных фигур в политической жизни страны. Однако основные лавры достанутся главе государства, который будет у власти на тот момент. Впрочем, нельзя исключать, что это может быть нынешний президент.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net