Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

19.09.2005 | Татьяна Становая

КРИЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ООН

14-16 сентября в Нью-Йорке прошел всемирный саммит в рамках юбилейной 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Это стало самым представительным мероприятием за всю историю международной политики. Одновременно это один из самых проблемных саммитов: ООН находится в состоянии кризиса, и члены этой организации не сумели согласовать наиболее актуальные проблемы, в частности, о реформировании ООН. В итоге из окончательного текста Декларации были исключены все наиболее спорные тезисы.

Главный итог Генеральной Ассамблеи ООН состоит в том, что из-за непреодолимых разногласий участники, по сути дела, не договорились о путях реформирования организации, ограничившись паллиативами.

Необходимость реформирования ООН признается практически всеми участниками. Впервые так остро этот вопрос встал еще в период кампании США против Югославии в 1998-1999 гг. Затем проблема усугубилась в связи с началом антитеррористической кампании США. Тогда по инициативе администрации Джорджа Буша были проведены военные действия сначала в Афганистане, затем в Ираке без санкции Совбеза ООН. Именно в то время многие заговорили о необходимости пересмотра роли ООН в мировой политике. Россия, Франция и Германия выступали за повышение роли ООН. В эту дискуссию были вынуждены включиться США, поскольку для администрации Буша было важно возглавить этот процесс.

США начали активно действовать в этом году, когда основные разногласия между странами Западной Европы и США по поводу Ирака потеряли актуальность. Против реформирования по сценарию США первоначально выступило руководство ООН во главе с Кофи Аннаном. Тогда по инициативе США против него была развернута кампания, связанная с проблемами коррупции и мошенничества в рамках гуманитарной программы для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие". После серии скандалов, позиция руководства Организации стала более позитивной по отношению к реформам.

Главным предложением США по реформированию ООН было снижение статуса Комиссии по правам человека: по итогам Генассамблеи принято решение о преобразовании ее в Совет по правам человека - орган более узкий по составу и полномочиям. Состав Совета с нынешних 53 ротируемых членов сокращается примерно до 20-25 государств. Причем вхождение в это число должно было бы проходить через строгий отбор по критериям соответствия демократическим принципам. Основной аргумент в пользу такого решения состоит в том, что слишком большая доля голосов в комиссии принадлежит странам, которые сами имеют большие проблемы с правами человека, и решения комиссии, мнению США, не всегда справедливы.

Надо отметить, что подобная реформа не отвечает интересам России: ведь, комиссия в нынешнем виде нередко отказывалась принимать декларации, осуждающие нарушение прав человек в Чеченской республике. Как заявил "Коммерсанту" источник в российской делегации, "предложение "западников" по созданию постоянного комитета приведет к усилению двойных стандартов и сильно политизирует его работу". "Россия считает,- добавил собеседник Ъ,- что комитет в том виде, в каком он предложен, станет "клубом чемпионов по правам человека", куда будут вызывать и наказывать остальные страны".

В то же время официальная позиция России состоит в том, чтобы поддержать реформу комиссии - на жесткий публичный конфликт с США и открытую солидаризацию с наименее демократическими режимами она идти не готова. В то же время принятие решения о создании Совета является рамочным: члены ООН так и не смогли договориться о конкретном составе и полномочиях этого органа. Так что у России остаются определенные возможности для непубличных маневров при поддержке стран "третьего мира", в том числе и обвиняемых американцами в нарушениях демократии.

Другим ключевым элементом реформирования ООН является вопрос о расширении Совбеза. Это, пожалуй, одновременно и самый болезненный вопрос. О своих претензиях на членство в Совбезе заявили страны Африки, Азии, Южной Америки, а также ряд государств Западной Европы. По плану Бразилии, Германии, Индии и Японии, Совбез должен быть расширен за счет еще шести постоянных членов и четырех - непостоянных. Этот проект поддержали около 30 государств, включая Великобританию и Францию. США же выступили вообще против расширения Совбеза ООН. Индонезия же говорит о необходимости представительства в организации мусульманских стран. Наконец, Африканский союз считает, что в Совбезе должны быть представлены две африканских страны с правом вето. Ряд других стран - Италия, Испания, Канада, Южная Корея, Мексика, Пакистан - выступили против создания новых постоянных мест и внесли встречный проект резолюции о создании в СБ ООН десяти дополнительных непостоянных мест.

Официальная позиция России состоит в том, чтобы поддержать вступление Германии в Совбез ООН. Об этом президент России говорил и на недавней встрече с канцлером ФРГ Герхардом Шредером. Весьма активно ведет себя и Италия: Сильвио Берлускони настаивает на приоритетном праве своей страны на постоянное членство в Совбезе ООН (понятно, что это "торговая" позиция с целью противостояния амбициям Германии).

В действительности основная проблема ООН все больше упирается в проблематику демократии. США после терактов в Нью-Йорке в 2001 году фактически взяли на себя роль ее стража. Вопрос соответствия демократии и ее основным ценностям во многом ложится в основу внешней политики США и ориентированных на них стран как главный аргумент критики "авторитарных режимов". В этом контексте вопрос о реформировании ООН связан с возможностью устанавливать демократические стандарты: США заинтересованы сделать их общепринятыми. США и ряд других западных стран считают, что такое право имеют те страны, которые признаны демократическими. В то же время потенциальные объекты воздействия со стороны США, разумеется, выступают против такого подхода.

Показательным стало выступление президента Венесуэлы Уго Чавеса, который назвал Соединенные Штаты "террористическим государством". Чавес со скепсисом отнесся к идее частичного реформирования ООН, заявив, что страны мира должны в корне пересмотреть принципы работы организации. А итоговый документ, который Ассамблея должна принять в пятницу, он назвал "пустым и незаконным". Резкими были и высказывания президента Белоруссии Александра Лукашенко. Другой идеологический "противник" США - Иран - предложил поделиться ядерным "ноу-хау" с мусульманскими странами.

На этом фоне встает и другой вопрос: является ли ООН безальтернативной организацией? В данном случае речь идет не столько о том, возможно ли создание альтернативной организации, сколько о степени широты прерогатив ООН. Россия и ряд других стран занимают здесь принципиальную позицию. Как заявил СМИ источник в Кремле накануне визита президента России в США, "основной акцент в выступлении президента будет сделан на безальтернативности ООН, которая, будучи созданной по горячим следам Второй мировой войны, приобрела универсальный характер и доказала свою эффективность". Тем самым Россия настаивает на том, что ООН безальтернативна для легитимации ключевых вопросов внешней политики, затрагивающих интересы других стран.

Позиция США первоначально была иной: администрация Буша говорила, что в вопросах, касающихся защиты национальных интересов, страна вправе принимать самые радикальные решения без обязательного согласования с международными институтами. Сейчас эта позиция трансформировалась, и США намерены возглавить процесс реформирования ООН, с тем чтобы повысить влияние "классически демократических" государств и иметь больше шансов получать необходимые санкции. Об этом свидетельствует и реорганизация органа, занимающегося вопросами прав человека, и еще одно немаловажное положение декларации - об обязанности международного сообщества предпринимать силовые действия в ответ на геноцид и военные преступления в отношении гражданского населения. Фактически речь идет о легитимации "гуманитарных интервенций" и отказе от безусловного следования принципу невмешательства одних государств во внутренние дела других. США прибегали к такой практике неоднократно: в Югославии (там это было основной мотивацией вооруженной акции НАТО), а также в Ираке (когда первоначальные обвинения садамовского режима в тайном производстве ОМП не подтвердились, то в публичном пространстве была актуализирована тема массовых убийств шиитского населения страны).

Противоречивость интересов ставит ООН на грань кризиса. Значительно возрастает роль двухсторонних форматов переговоров, других центров влияния - в первую очередь, "восьмерки". В то же время ООН остается не только местом для легитимации политических акций крупнейших государств (США, к примеру, вынуждены были "узаконивать" свое присутствие в Ираке с помощью механизма ООН), но и признанной площадкой, где лидеры всех государств могут выступать с международными инициативами.

Так, Россия предложила подписать в штаб-квартире ООН международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Президент России первым из лидеров 63-х стран (также подписавших ее) поставил подпись под этим документом. Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма Генассамблея ООН приняла 13 апреля. Это первый договор, принятый в ООН по инициативе России. Проект конвенции был внесен Москвой в 1997 году. Документ разработан международным сообществом на упреждение, то есть до совершения терактов с использованием ядерных материалов и других радиоактивных веществ.

Вообще безопасность и проблема терроризма стали одними из самых консенсусных и одновременно противоречивых проблем на саммите. В ООН давно предпринимаются попытки дать определение терроризму. Уже более 10 лет идет работа над Всеобъемлющей концепцией о борьбе с терроризмом. После терактов в Лондоне этим летом Кофи Аннан заявил, что в итоговой декларации на юбилейном саммите ООН необходимо определить терроризм. На обсуждение было вынесено множество формулировок, в числе которых была и российская инициатива. Однако в итоге страны так и не сумели договориться: в итоговой декларации содержится лишь "осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях".

Россия особенно активно проявляет себя в попытках дать определение терроризму. Это актуально, в частности, в связи с проблемой чеченского сепаратизма. Так, Россия достаточно долго добивалась того, чтобы чеченские боевики были признаны террористами - на Западе их гораздо чаще называют повстанцами. Более того, Россию возмущает тот факт, что американские и британские СМИ транслируют интервью с чеченцами, которых в России считают лидерами терроризма (например, с Шамилем Басаевым). Если бы удалось дать определение террористической деятельности, то Россия могла бы получить некий инструментарий для давления на западные страны и обвинения их в двойных стандартах в тех случаях, когда, например, речь идет о выдаче чеченских эмиссаров или демонстрации интервью с боевиками. При этом для России еще более важно, чтобы источником легитимации такого определения была именно ООН, а не отдельные страны Запада, в частности, США.

Неслучайно в выступлениях российского президента, тема терроризма занимала центральное место. Владимир Путин назвал терроризм "идейным наследником нацизма" и призвал ООН стать центром по координации борьбы с этим злом. В своем выступлении на Совете Безопасности ООН он заявил, что "наша общая задача - создание действительно монолитного фронта борьбы с этим злом. Любые попытки потакания террору, заигрывания с террористами, использования их в угоду тем или иным политическим пристрастиям или целям должны встречать всеобщее осуждение". То есть в заявлениях российского президента содержится явная критика западных СМИ, часто готовых к диалогу с чеченскими сепаратистами.

Судьба ООН может развиваться по двум сценариям.

Первый - это институционализация влияния США за счет введения критериев демократичности, например, при формировании совета по правам человека. Это сделает демократические страны, в понимании США, более влиятельными. Хотя добиться этого будет весьма непросто, ведь селективность в подборе стран в органы ООН автоматически сущностно подрывает саму ООН. Определенный шаг в этом направлении уже сделан. Так, постепенно основные центры принятия решений будут перемещаться в более компактные органы ООН, в то время как роль самой организации в целом будет все больше девальвироваться, и ООН будет все более превращаться в клуб для двух- и многосторонних переговоров. Влияние ООН продолжает падать - если и раньше оно не было обязывающим, то сейчас станет еще более декларативным. Для США это будет означать лишь то, что в документах ООН будет меньше неприятных и спорных для США оценок, а сами декларации ООН могут быть использованы для усиления пропагандистского воздействия на другие страны. Прозападная риторика может заметно усилиться, а ООН станет одним из инструментов легитимации действий США в глазах мирового сообщества.

Второй сценарий - это дальнейшее развитие кризиса ООН, когда реформа будет стагнировать, а США как наиболее активный игрок на мировой арене все чаще будет принимать решения самостоятельно, не прибегая к санкциям ООН.

В любом случае очевидно, что противостояние Севера и Юга будет расти как при первом варианте, когда развивающиеся страны будут фактически вытеснены из процесса принятия решений, так и при втором варианте, когда это влияние в действительности не будет иметь никакого значения из-за растущего снижения роли ООН в международных процессах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net