Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

07.08.2007 | Татьяна Становая

Фрадков поправил Нарышкина

Вчера председатель правительства РФ Михаил Фрадков утвердил поправки в правительственный регламент, приводящий его в соответствие со сложившейся практикой, когда у главы кабинета министров есть четыре заместителя. Поправки хотя и назрели давно, но все-таки являются не совсем техническими: они фактически уравнивают всех вице-премьеров, более четко закрепляют за ними свои сферы ведения и легитимируют политику «ручного управления» кабинетом со стороны президента России.

Как сообщает «Коммерсант», вчера пресс-служба Белого дома опубликовала постановление правительства от 31 июля 2007 года, содержащее новые поправки в правительственный регламент. Последний раз регламент правительства (версия 2004 года) правился 27 мая 2006 года - тогда в текст были внесены лишь незначительные правки. Новая версия регламента предусматривает существование нескольких вице-премьеров и четкое разграничение полномочий между ними. Напомним, что последние изменения в структуре и полномочиях руководства правительства произошли в феврале этого года, когда премьер-министр Михаил Фрадков распределил полномочия между вице-премьерами. Этому предшествовало назначение Сергея Иванова первым вице-премьером, а также назначение Сергея Нарышкина на пост вице-премьера при сохранении за ним должности главы аппарата кабинета министров.

Тогда распределение полномочий произошло в пользу двух новых вице – первого, Сергея Иванова, и простого, Сергея Нарышкина. Первый значительно «утяжелился» за счет получения в свое ведение реального сектора экономики. Он курирует промышленность, транспорт, науку - как сказал премьер-министр Фрадков, все «то, что называется реальной экономикой, включая военно-промышленный комплекс, на который делается серьезная ставка в диверсификации экономики, придании ей инновационного характера». Кроме того, в сферу его ответственности входит связь, обеспечение национальной обороны и правоохранительной деятельности, атомная и космическая сферы. Фактически Фрадков подтвердил предположения, что Иванов займется развитием промышленности через ВПК. В целом же диверсификация экономики становится едва ли не новым национальным проектом, за которым также закреплены значительные инвестиционные ресурсы, организовано кадровое оформление и придана политическая значимость.

Увеличение полномочий Иванова произошло за счет Сергея Нарышкина и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Ранее промышленная политика курировалась руководителем аппарата правительства. Стоит напомнить, что такое решение было принято в ходе последнего распределения полномочий в декабре 2005 года, почти сразу после назначения Дмитрия Медведева на пост первого вице-премьера.

Нарышкин в свою очередь, потеряв контроль над вопросами промышленной политики, взамен фактически получил статус и курирование вопросов отношений со странами СНГ. Зато вместо Иванова он возглавил комиссию по экономической интеграции со странами ЕС и СНГ. Сфера деятельности четвертого вице – Александра Жукова – осталась практически нетронутой. Он отвечает за законопроектную деятельность, бюджетные и межбюджетные отношения, основные направления социально-экономического развития, миграционную политику - все, что связано с макроэкономикой.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой фактически по объему полномочий в правительстве образовывалось де-факто три первых вице-премьера. Нарышкин как глава аппарата правительства визировал все документы, исходящие от руководства кабинета. Более того, сферы деятельности вице-премьеров часто пересекались, создавая условия для не всегда здоровой конкуренции.

Поправки в регламент, помимо того, что они уже давно не отвечали сложившейся практике существования четырех вице-премьеров, должны были в большей степени гармонизировать отношения между заместителями премьера. В первую очередь необходимо было закрепить за каждым замом свою сферу деятельности. Как пишет «Коммерсант», везде по тексту документа слова «заместитель председателя правительства» заменены на «заместители председателя правительства (в соответствии с распределением обязанностей)». Таким образом, аппаратные возможности вице-премьеров ограничиваются рамками их компетенции. В этих условиях статус первого вице-премьера аппаратно теряет свой смысл, что удобно именно Сергею Нарышкину – он как обычный вице-премьер выигрывает за счет отсутствия исключительного положения у двух первых вице – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Анонимный сотрудник аппарата Белого дома вчера утвердительно ответил на вопрос «Коммерсанта», верно ли, что с точки зрения нового регламента замена слова «первый», например, на слово «зеленый» в титуле вице-премьера ничего не изменит.

Однако это лишь попытка развести вице-премьеров – де-факто их сферы деятельности все равно пересекаются. Поправки «узаконили» фактически и еще одну неразрешенную проблему: кто заменяет премьера в период его отпуска? Как правило, Фрадкова заменял Дмитрий Медведев. Это происходило «по умолчанию». Теперь решать данный вопрос будет Фрадков, хотя понятно, что речь идет лишь о формальной процедуре.

Еще одна поправка позволяет президенту России напрямую давать указания заместителям премьер-министра. Это норма также узаконивает уже существующую практику, при которой президент уже несколько лет фактически использует «ручное управление» кабинетом министров. Фрадков при этом в отсутствие Путина лишь следит за четким исполнением президентских поручений. Это не означает, что вес Фрадкова оказался ослаблен. Скорее речь идет только о легитимации сложившегося положения.Однако поправки однозначно выгодны Сергею Нарышкину. Возможно, именно в его интересах они и принимались (несмотря на многолетнюю оторванность регламента кабинета министров от практики). Сейчас Нарышкин фактически уравнен в правах с другими замами, но при этом становится даже более весомым за счет руководства аппаратом. Как отмечает «Коммерсант», его роль в этом качестве даже усилилась: согласно поправкам он наделен правом как глава аппарата правительства представлять проекты всех требуемых экспертных заключений на все документы, в том числе и готовящиеся другими вице-премьерами, по которым предполагается принимать официальные решения правительства. Не исключено, что закрепление за Фрадковым права определять, кто будет проводить заседания правительства в его отсутствие, также может быть использования в интересах Нарышкина. Наконец, именно его полномочия требовали более четкого «обособления» от других вице, например, в сфере политики на пространстве СНГ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net