Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

07.08.2007 | Татьяна Становая

Фрадков поправил Нарышкина

Вчера председатель правительства РФ Михаил Фрадков утвердил поправки в правительственный регламент, приводящий его в соответствие со сложившейся практикой, когда у главы кабинета министров есть четыре заместителя. Поправки хотя и назрели давно, но все-таки являются не совсем техническими: они фактически уравнивают всех вице-премьеров, более четко закрепляют за ними свои сферы ведения и легитимируют политику «ручного управления» кабинетом со стороны президента России.

Как сообщает «Коммерсант», вчера пресс-служба Белого дома опубликовала постановление правительства от 31 июля 2007 года, содержащее новые поправки в правительственный регламент. Последний раз регламент правительства (версия 2004 года) правился 27 мая 2006 года - тогда в текст были внесены лишь незначительные правки. Новая версия регламента предусматривает существование нескольких вице-премьеров и четкое разграничение полномочий между ними. Напомним, что последние изменения в структуре и полномочиях руководства правительства произошли в феврале этого года, когда премьер-министр Михаил Фрадков распределил полномочия между вице-премьерами. Этому предшествовало назначение Сергея Иванова первым вице-премьером, а также назначение Сергея Нарышкина на пост вице-премьера при сохранении за ним должности главы аппарата кабинета министров.

Тогда распределение полномочий произошло в пользу двух новых вице – первого, Сергея Иванова, и простого, Сергея Нарышкина. Первый значительно «утяжелился» за счет получения в свое ведение реального сектора экономики. Он курирует промышленность, транспорт, науку - как сказал премьер-министр Фрадков, все «то, что называется реальной экономикой, включая военно-промышленный комплекс, на который делается серьезная ставка в диверсификации экономики, придании ей инновационного характера». Кроме того, в сферу его ответственности входит связь, обеспечение национальной обороны и правоохранительной деятельности, атомная и космическая сферы. Фактически Фрадков подтвердил предположения, что Иванов займется развитием промышленности через ВПК. В целом же диверсификация экономики становится едва ли не новым национальным проектом, за которым также закреплены значительные инвестиционные ресурсы, организовано кадровое оформление и придана политическая значимость.

Увеличение полномочий Иванова произошло за счет Сергея Нарышкина и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Ранее промышленная политика курировалась руководителем аппарата правительства. Стоит напомнить, что такое решение было принято в ходе последнего распределения полномочий в декабре 2005 года, почти сразу после назначения Дмитрия Медведева на пост первого вице-премьера.

Нарышкин в свою очередь, потеряв контроль над вопросами промышленной политики, взамен фактически получил статус и курирование вопросов отношений со странами СНГ. Зато вместо Иванова он возглавил комиссию по экономической интеграции со странами ЕС и СНГ. Сфера деятельности четвертого вице – Александра Жукова – осталась практически нетронутой. Он отвечает за законопроектную деятельность, бюджетные и межбюджетные отношения, основные направления социально-экономического развития, миграционную политику - все, что связано с макроэкономикой.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой фактически по объему полномочий в правительстве образовывалось де-факто три первых вице-премьера. Нарышкин как глава аппарата правительства визировал все документы, исходящие от руководства кабинета. Более того, сферы деятельности вице-премьеров часто пересекались, создавая условия для не всегда здоровой конкуренции.

Поправки в регламент, помимо того, что они уже давно не отвечали сложившейся практике существования четырех вице-премьеров, должны были в большей степени гармонизировать отношения между заместителями премьера. В первую очередь необходимо было закрепить за каждым замом свою сферу деятельности. Как пишет «Коммерсант», везде по тексту документа слова «заместитель председателя правительства» заменены на «заместители председателя правительства (в соответствии с распределением обязанностей)». Таким образом, аппаратные возможности вице-премьеров ограничиваются рамками их компетенции. В этих условиях статус первого вице-премьера аппаратно теряет свой смысл, что удобно именно Сергею Нарышкину – он как обычный вице-премьер выигрывает за счет отсутствия исключительного положения у двух первых вице – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Анонимный сотрудник аппарата Белого дома вчера утвердительно ответил на вопрос «Коммерсанта», верно ли, что с точки зрения нового регламента замена слова «первый», например, на слово «зеленый» в титуле вице-премьера ничего не изменит.

Однако это лишь попытка развести вице-премьеров – де-факто их сферы деятельности все равно пересекаются. Поправки «узаконили» фактически и еще одну неразрешенную проблему: кто заменяет премьера в период его отпуска? Как правило, Фрадкова заменял Дмитрий Медведев. Это происходило «по умолчанию». Теперь решать данный вопрос будет Фрадков, хотя понятно, что речь идет лишь о формальной процедуре.

Еще одна поправка позволяет президенту России напрямую давать указания заместителям премьер-министра. Это норма также узаконивает уже существующую практику, при которой президент уже несколько лет фактически использует «ручное управление» кабинетом министров. Фрадков при этом в отсутствие Путина лишь следит за четким исполнением президентских поручений. Это не означает, что вес Фрадкова оказался ослаблен. Скорее речь идет только о легитимации сложившегося положения.Однако поправки однозначно выгодны Сергею Нарышкину. Возможно, именно в его интересах они и принимались (несмотря на многолетнюю оторванность регламента кабинета министров от практики). Сейчас Нарышкин фактически уравнен в правах с другими замами, но при этом становится даже более весомым за счет руководства аппаратом. Как отмечает «Коммерсант», его роль в этом качестве даже усилилась: согласно поправкам он наделен правом как глава аппарата правительства представлять проекты всех требуемых экспертных заключений на все документы, в том числе и готовящиеся другими вице-премьерами, по которым предполагается принимать официальные решения правительства. Не исключено, что закрепление за Фрадковым права определять, кто будет проводить заседания правительства в его отсутствие, также может быть использования в интересах Нарышкина. Наконец, именно его полномочия требовали более четкого «обособления» от других вице, например, в сфере политики на пространстве СНГ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net