Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

26.09.2005 | Татьяна Становая

НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ В УКРАИНСКОЙ ЭЛИТЕ

22 сентября Верховная Рада Украины со второй попытки утвердила кандидатуру Юрия Еханурова на посту премьер-министра страны. Это удалось благодаря единогласной поддержке со стороны Партии регионов Виктора Януковича. Состав нового правительства будет объявлен на этой неделе.

Первое голосование по кандидатуре Юрия Еханурова состоялось 20 сентября. После ухода в оппозицию сторонников Юлии Тимошенко вероятность его утверждения была равносильна вероятности отклонения. Было известно, что за Еханурова однозначно готовы проголосовать лишь "Наша Украина", около половины независимых депутатов, фракция социалистов (Александр Мороз), фракция Народной партии (спикер Верховной рады Владимир Литвин), сателлиты "Нашей Украины" - фракция Украинской народной партии, фракция Народного Руха Украины, а также фракция союзника Ющенко Анатолия Кинаха - Партии промышленников и предпринимателей. Кроме того, Еханурова были готовы поддержать депутаты фракции Народно-демократической партии и партии "Трудовая Украина". Однако поддержка всех этих сил гарантировала лишь 194 голоса, и то при условии, что все депутаты придут на заседание.

В преддверии голосовании Виктор Ющенко предпринял серьезные усилия для того, чтобы гарантировать утверждение Еханурова. 13 сентября по инициативе Виктора Ющенко была подписана "Декларация единения и сотрудничества ради будущего Украины". Тогда подписи поставили лидеры всех фракций кроме Блока Юлии Тимошенко и Социал-демократический партии. Для Ющенко это был шагом навстречу восточной оппозиции, которая после отставки Юлии Тимошенко оказалась востребованной. Одновременно Ющенко стремился позиционировать себя как президента единой Украины, сумевшего не допустить не только раскола страны, но и добившегося консолидации всех сил.

Однако декларация не гарантировала положительного голосования за Еханурова. Накануне голосования основной расчет был сделан на то, что часть депутатов от оппозиции проголосует за представленную кандидатуру вопреки позиции руководства оппозиционных фракций. Попытки договориться с Виктором Янковичем провалились: призывы Ющенко консолидироваться и "спрятать топор войны" оказались неубедительными. Поэтому основной акцент был сделан на выступлениях Юрия Еханурова и Виктора Ющенко перед голосованием. Ставка делалась на апелляцию лично к депутатам, а не на предварительные договоренности.

Виктор Ющенко пообещал не препятствовать вступлению в силу политической реформы. Это стало одной из главных тем политической жизни Украины. Вся оппозиция, и восточная, и "оранжевая", требовала досрочного вступления в силу реформы 1 октября, а ранние заявления Ющенко о необходимости отложить реформу только еще больше насторожили депутатов. Теперь украинский президент был вынужден отступать: уже 20 сентября было понятно, что шансов отложить или отменить реформу вовсе, больше нет. Ющенко также старался апеллировать к сторонникам Юлии Тимошенко, предупредив, что "в стране действует циничный план разрушения власти". "Причем к этому плану присоединились некоторые люди с Майдана и некоторые из тех, кто хотел его разогнать. Такой удивительный альянс, мы движемся к руинам!", - заявил Ющенко. Тем самым, он давал понять, что участие на стороне Тимошенко будет расценено как участие в этом "разрушительном плане".

Выступление же Еханурова было построено на обещании обновить кабинет министров на две трети, создать коалиции сил и сократить, по мере возможности, присутствие в кабинете бизнесменов и политиков. По сути, это стало подтверждением готовности включить в правительство представителей "восточной элиты".

Итог голосования оказался провальным: за Еханурова проголосовали 223 депутата при 226 необходимых. Причем потом выяснилось, что еще два депутата отсутствовали, а их голос был засчитан. Базу поддержки Еханурова (а, значит, и Ющенко) можно разделить на три группы. Первая - это пропрезидентские фракции: "Наша Украина", Украинская народная партия и Народный рух Украины. Частично сюда относится фракция "Реформы и порядок" министра финансов Виктора Пинзеника: половина депутатов его фракции поддержала Еханурова, половина - нет. При этом сам Пинзеник уже откровенно перешел на сторону Тимошенко.

Вторая группа - это союзники Ющенко по "революции": Партия промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха (в новом правительстве он, скорее всего, займет пост вице-премьера, часть министров будут его креатурами), а также фракция социалистов Александра Мороза. У социалистов также сохранятся позиции и в новом кабинете (например, скорее всего, останется министр внутренних дел Луценко). Кроме того, сюда можно отнести бывших участников прокучмовского блока "Единая Украина": фракцию "Вперед, Украина!", которая лояльна спикеру Владимиру Литвину.

Третья группа - часть "центральной" и "восточной", которая получила шанс быть представленной в новом правительстве. Это фракция "Народно-демократической партии и Трудовой Украины", представившая своих представителей на ключевые посты - Валерия Пустовойтенко на пост вице-спикера, Арсения Яценюка на пост министра экономики, Виталия Гайдука на пост вице-премьера по ТЭКу, Дмитрия Табачника - на пост вице-премьера по гуманитарным вопросам. Реальные шансы имеют Пустовойтенко и Гайдук. Сюда же относятся и некоторые независимые депутаты. Кстати, из них 13 депутатов проголосовали за поддержку Еханурова.

Стоит отметить, что и при первом, и при втором голосовании ни один депутат не проголосовал против Еханурова: голосование фактически касалось не его кандидатуры, а поддержки: во-первых, отставки Тимошенко, а во-вторых, дальнейшей политики президента.

Таким образом, первое голосование обернулось конфузом: всем было понятно, что набрать необходимое количество голосов было возможно, но только теоретически. Часть пропрезидентских депутатов просто отсутствовала. При этом в самом начале заседания Юлия Тимошенко потребовала заблокировать карточки отсутствующих: тем самым, руководство фракций, готовых поддержать премьера не смогли воспользоваться обычной практикой привлечения карточек депутатов, не пришедших на заседание. Таких оказалось 7 человек. Но решающим в голосовании стало решение руководства фракции Блока Юлии Тимошенко и фракции "Регионов Украины" отобрать карточки у всех депутатов фракции, не дав им возможности по своему усмотрению распорядиться своим голосом.

В итоге два депутата "Регионов Украины", отдавших свой голос за Еханурова, были исключены из фракции. Ситуация с фракцией БЮТ обернулась более существенными последствиями: в знак протеста против позиции фракции пост председателя правительства Крыма оставил Анатолий Матвиенко, который с большим трудом был продвинут Юлией Тимошенко в период ее правления в кабинете министров. Он заявил, что не готов участвовать в разрушении страны и объявил, что выходит из партии "Собор", депутаты которой в составе фракции БЮТ не поддержали Еханурова. В итоге главой правительства автономии стал Анатолий Бурдюгов, выбранный президентом Ющенко.

После первого голосования было понятно, что у Ющенко со второго раза есть все шансы получить утвержденного на посту премьера Юрия Еханурова. Одновременно обсуждались и другие кандидатуры, однако все это носило периферийный, запасной характер. "Непримиримая оппозиция" в сумме не могла создать препятствий: так, ее численность в целом составляет сумму депутатов фракций БЮТ, СДПУ (о) и коммунистов - 116 человек. Но даже и это число не является непоколебимым, как это показало второе голосование. В результате перед вторым вынесением кандидатуры Еханурова тактика Виктора Ющенко свелась к трем действиям: мобилизации отсутствовавших пропрезидентских депутатов, расколу БЮТ и достижению компромисса с "Регионами Украины".

Перед вторым голосованием Виктор Ющенко сделал одну важную "уступку": он реформировал свой секретариат и Совет по национальной безопасности и обороне, полномочия которого были беспрецедентно расширены после назначения Петра Порошенко. Как заявил Ющенко, выступая в Верховной раде, это сделано по требованию оппозиции, в частности, Леонида Кравчука. СНБОУ будет заметно ослаблен, а статус госсекретаря будет понижен до председателя секретариата президента (СП). Однако в дальнейшем выяснилось, что принятые решения не были уступками как таковыми - косвенно это подтвердило и негативное голосование СДПУ (о). Из ведения аппарата СНБО в СП переходят согласование предложений относительно кандидатур судей, членов Высшего совета юстиции, руководителей силовых ведомств в регионах, а также вопрос присвоения воинских званий. Секретарь СНБО лишается статуса советника президента, теряет право принимать участие в заседаниях Кабмина и давать поручения органам исполнительной власти.

Ющенко в своем выступлении сделал акцент на ослаблении СНБО, однако выяснилось, что все прерогативы этого ведомства передаются СП. Все это вполне логично: полномочия СНБО расширялись не только с целью институционализировать влияние Порошенко, но и целью создать противовес правительству после вступления в силу политической реформы. После ухода Порошенко, надобность в столь мощном СНБО исчезла, а функция "защиты" от реформы передана СП.

Итак, по итогам второго голосования расстановка сил изменилась. Во-первых, число независимых депутатов, проголосовавших "за", увеличилось почти в два раза - до 22 депутатов. Во-вторых, из блока Юлии Тимошенко премьера поддержали уже не один человек, а 7 (из 40). И, в-третьих, и это главное - Еханурова поддержала фракция "Регионы Украины" в полном составе.

Договоренность Ющенко и Виктора Януковича стала главной интригой утверждения Еханурова. Виктору Януковичу были необходимы гарантии введения в действие политической реформы, неприкосновенности приватизационных сделок, прекращения политических "репрессий", защита депутатов местных советов от уголовного преследования, ускорение принятия закона Украины "О статусе и правах оппозиции" (с закреплением за оппозицией руководства в парламентских комитетах: по вопросам свободы слова и информации, по вопросам бюджета, по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, и в специальной контрольной комиссии Верховной рады Украины по вопросам приватизации). Все эти требования были закреплены в меморандуме взаимопонимания за час до голосования. При этом Партия регионов подчеркнуто остается в оппозиции.

Договоренность Ющенко и Януковича выгодна обоим. Так, "восточная элита" получает гарантии сохранения за собой экономических активов и спокойного пребывания в органах власти восточных регионов, что позволит ей удержать за собой административный ресурс. Виктор Ющенко же подтверждает свой имидж консолидатора страны и президента всей Украины. И Ющенко, и Тимошенко продолжают путь на восток. В Украине происходит постепенно размывание политического раскола на восток и запад. Однако у обоих "оранжевых" политиков это происходит по-разному.

Так, очевидно, что Ющенко делает жесты в пользу восточных элит: он подписывает меморандум с "Регионами Украины", приглашает представителей востока и центра страны в правительство. В то же время Юлия Тимошенко, демонстрируя готовность идти на восток (например, когда она в эфире одного телеканала соединила оранжевую и синюю ленточки), отказывается от сотрудничества с политиками Востока. Ее стратегия направлена на восточный электорат, и весьма неплохие шансы успеха здесь у нее действительно имеются. Так, будучи главой правительства, она выплатила донбасским шахтерам старую задолженность по заработной плате. Примечательно, что и Ющенко, и Тимошенко также поворачиваются в сторону России. Так, Ехануров, выступая в Верховной Раде, заявил, что готов поддерживать экономическую интеграцию с Россией. Тимошенко же 23 сентября, выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", очень положительно высказалась о президенте России.

Утверждение Еханурова частично стабилизировало политическую обстановку в Украине. Фактически смягчилась и борьба вокруг политической реформы: теперь вряд ли стоит сомневаться, что она вступит в силу после 1 января 2006 года. А это означает, что президентско-парламентская республика будет создана, и Виктор Ющенко станет более слабой фигурой, чем сейчас. Однако нельзя забывать, что украинский президент не будет и символической фигурой: получая всенародную легитимность на президентских выборах и будучи партийным руководителем, он останется одной из ключевых фигур в политическом процессе. С управленческой точки зрения, у Ющенко теперь ситуация более или менее приемлемая: правительство будет преимущественно техническим, а сама исполнительная власть гораздо более дееспособная.

В то же время, с политической точки зрения, в более выигрышном положении оказалась Юлия Тимошенко, что, видимо, важнее в преддверии парламентских выборов. Она имеет больше возможностей выступать с популистских позиций, тем более что явных провалов, с точки зрения населения, она не допустила.

Новая расстановка сил в Украине будет иметь самые непосредственные последствия и для будущих итогов парламентских выборов, а также для будущего состава правительства. Во-первых, уже сейчас можно сказать, что региональная идентичность в предвыборной борьбе будет более сглажена: и Ющенко, и Тимошенко попытаются стать общеукраинскими лидерами. Как следствие, и это, во-вторых, не исключены ситуативные коалиции в треугольнике Ющенко - Янукович - Тимошенко. С Януковичем могут вступать в игру обе противоборствующие "оранжевые" силы, также как и не исключено, что Тимошенко может в дальнейшем входить в ситуативную коалицию с партией Ющенко. В любом случае будущее правительство будет коалиционным. Нынешний же кризис власти в Украине показал высокую степень совместимости и договороспособности украинских политиков.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net