Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.08.2007 | Сергей Михеев

Приключения американцев в Средней Азии

Фактор неожиданности внеочередных парламентских выборов в Казахстане сделал своё дело – никто, кроме самой власти, к выборам подготовиться не успел. Однако речь сейчас не об этом, а о том, что эти выборы как полностью соответствующие нормам демократии с энтузиазмом одобрили американцы. Это явный признак среднесрочного провала американцев в Средней Азии. Фактически они расписываются в несостоятельности своей недавней, более жёсткой политики в данном регионе.

Что касается самих выборов, то есть серьёзное подозрение, что главной их целью и было обеспечить внеочередную внезапность. Казахстан всё ближе (а главное – совершенно неизбежно) подходит к моменту смены президента. Назарбаев, несомненно, человек ещё вполне крепкий, но бесконечно его правление продолжаться не может. Более того, будучи мудрым политиком, казахстанский президент, пожалуй, и сам понимает, что лучше иметь возможность лично контролировать передачу власти в руки надёжного преемника, чем дождаться такой ситуации, которая имела место в Туркмении. По мере приближения такого момента и вокруг Казахстана, и внутри страны также медленно, но верно нарастают некоторые тенденции дестабилизации. Желающих поделить «наследство Назарбаева» будет в любом случае немало.

В этой ситуации осторожность казахстанских властей выглядит вполне оправданно. Любая избирательная кампания сама по себе является фактором, дополнительно будоражащим общество. А в наше время выборы чреваты и реализацией специально «заточенных» под выборы сценариев дестабилизации. Как известно, все пресловутые «цветные революции», имевшие место в последние годы, были непосредственно приурочены к избирательным кампаниям и технологически встроены в формат выборов. С большой вероятностью можно предположить, что к очередным парламентским выборам в Казахстане, учитывая теоретическую близость момента ухода Назарбаева, самые разные силы, претендующие на свою «долю пирога», могли готовиться особо.

Назначив внеочередные выборы, казахстанская власть убила сразу двух зайцев. Во-первых, к выборам толком не успел подготовиться никто, кроме самой власти. Фактор внезапности отсёк от участия в выборах и лишил возможности влиять на них практически всех оппонентов, начиная от внешних сил и заканчивая «городскими сумасшедшими». Результат налицо – практически полный штиль во время кампании, её абсолютная подконтрольность и стопроцентно гарантированный результат. Время проведения выборов – период летней жары и всеобщих отпусков – также выбрано явно не случайно.

Во-вторых, в ближайшие пять лет «большие» выборы не потревожат Казахстан. Выборы президента, как известно, прошли два года назад, а президент в Казахстане избирается сроком на семь лет. Точнее, совсем недавно срок президентского правления сокращён до пяти лет, но ныне действующего президента это не коснётся. То есть следующие выборы парламента и президента должны состояться только в 2012-м году. Таким образом, Казахстан имеет пятилетний период гарантированной политической стабильности. В это время и может произойти передача власти от Назарбаева новому главе государства. Кстати, сам факт внеочередных выборов в Мажилис, как и сокращение президентского срока до пяти лет (да и многое другое), говорит о том, что именно к этому всё и идёт.

Что же касается американцев, то их безапелляционное одобрение итогов выборов в Казахстане вообще говорит о многом. К примеру, ярко демонстрирует их весьма специфическую и выборочную приверженность принципам борьбы за демократию. Но это мелочи. Главное – совершенно ясно, что американцы тем самым косвенно признают целый ряд провалов своей политики в Средней Азии, после которых они стали очень осторожны и боятся делать резкие движения.

Известно, что на волне успехов «цветных революций» в Восточной Европе американцы с таким же энтузиазмом попытались применить данный опыт и в Средней Азии. Наиболее наглядными результатами этой политики стало свержение Акаева в Киргизии и волнения в узбекском Андижане. Есть основания считать, что подобные же планы существовали и в отношении Казахстана. Косвенные признаки реализации «цветного» сценария наблюдались здесь в ходе прошлых парламентских и президентских выборов.

Однако недостаточно продуманное и проработанное применение технологий, имевших успех в Европе, без необходимого учёта местной специфики привело американцев к явному поражению как в Киргизии, так и в Узбекистане. По итогам этих акций позиции США в регионе определённо ослабли. По крайней мере, на данном этапе. Напуганные чрезмерной прытью американцев среднеазиатские президенты предпочли за благо сблизиться с Россией, Китаем и даже Ираном – главными конкурентами США за влияние в данном регионе. По крайней мере, на данном этапе. То есть результат получился прямо противоположный ожиданиям американцев.

После этого они начали осознавать, что ворота в Среднюю Азию могут для них оказаться надолго закрытыми. По крайней мере, в отношении Казахстана уже готовым, судя по всему, планам дестабилизации обстановки был дан отбой. Американцы поняли, что терпят неудачу, и в случае осложнения отношений с Назарбаевым потеряют последний существенный канал воздействия на ситуацию в регионе. Уже в ходе кампании по выборам президента в 2005 году произошли заметные изменения в американской риторике. Какие-то слабые, остаточные явления имевшегося плана можно было наблюдать в ходе кампании. Но по её итогам стало ясно – американцы посыпают голову пеплом. Они безоговорочно одобрили результаты президентских выборов, хотя при желании могли бы найти массу поводов для критики казахстанской власти. Ситуация вокруг нынешних парламентских выборов подтвердила данный диагноз с ещё большей очевидностью.

С одной стороны, этому можно было бы порадоваться – американцы с их туповатой уверенностью в своей правоте явно на данном этапе споткнулись в Средней Азии, чем невольно даже слегка укрепили позиции России в регионе. Это подтверждается и тем, что их экономические проекты, связанные в первую очередь с разработкой альтернативных путей доставки углеводородов в обход России, пока также буксуют. По крайней мере, они не развиваются так быстро, как этого хотелось бы США. Не удаётся затормозить и развитие сотрудничества стран региона с Ираном и Китаем. Впрочем, последнее обстоятельство не слишком выгодно и для России.

Но, с другой стороны, ясно и то, что даже администрация Буша вплотную приблизилась к осознанию своих просчётов и пересмотру стратегии действий. Демократы, которые, скорее всего, сменят республиканцев в Белом доме, видимо, попытаются действовать значительнее осторожнее и хитрее. Поэтому впереди, скорее всего, новый раунд борьбы за влияние в Средней Азии. Из нынешней же относительной передышки России следует извлечь максимально возможную пользу, для того, чтобы начать этот новый раунд с более выгодных позиций.

Сергей Михеев – заместитель генерального директора ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net