Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.09.2007 | Алексей Макаркин

Виктор Зубков – новый премьер-министр

Назначение Виктора Зубкова на пост главы правительства стало сенсацией – и не только потому, что на этот пост прочили Сергея Иванова. Зубков был практически стопроцентным кандидатом на отставку с занимаемой должности председателя Росфинмониторинга, и речь шла только о почетном оформлении этой отставки – решении вопроса о том, от какого региона он станет членом Совета Федерации.

Когда-то о Викторе Зубкове рассказывали, что у него настолько хорошие отношения с президентом, что он еще в Питере помогал Путину выбирать место для его загородной дачи. Более важно, однако, что в начале 90-х годов Зубков был ближайшим сотрудником нынешнего президента – его первым заместителем в Комитете по внешним связям питерской мэрии. Именно он оказался одним из первых чиновников «старой школы», с которым работал Путин, ранее служивший в разведке и далекий от проблем управления городом. Отметим также информацию о личной дружбе Путина и Зубкова. По данным журнала «Профиль», в октябре 2003 года Виктор Зубков был одним из немногих приглашенных на день рождения президента, и даже участвовал в тушении свечей на торте.

Соеетский администратор

Родившийся в 1941 году (на 11 лет старше президента), Зубков является выходцем из рабочей семьи – детские годы он провел на севере, в пригороде Мончегорска в Мурманской области (хотя и родился в небольшом поселке Свердловской области, где его родители жили в эвакуации). Семья жила в бараке, в 12-метровой комнате жили родители и четверо детей. Ранний период жизни Зубкова интересен и для его сегодняшней характеристики. Во-первых, по данным его бывших соседей, семья оказалась на севере не случайно – Зубковы были из ссыльных. Во-вторых, крайняя бедность семьи также не способствовала иллюзиям о «светлом прошлом» советского периода российской истории.

Видимо, именно бедность семьи и провинциальность средней школы, в которой он учился, не позволили ему сразу после ее окончания получить высшее образование – несмотря на хорошие успехи в учебе. Не поступив в институт, он начал работать учеником слесаря в мастерских, вскоре получил квалификацию слесаря, а затем перешел работать на рудник. Сослуживцы вспоминают, что он в это время решился пойти против течения в важном для молодого человека вопросе – обычно молодых рабочих старшие использовали «на побегушках». Зубков оказался единственным, кто отказался бегать за пивом для своих коллег.

Заработав трудовой стаж, он смог поступить на экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. После получения высшего образования и годичной военной службы, Зубков занимал ряд управленческих постов в Ленинградской области. В течение трех лет он работал в совхозе «Красная славянка», а в 1970 году 39-летний управленец был переведен директором в племенной совхоз «Раздолье», находившийся тогда в трудном положении. Этим предприятием Зубков управлял в течение 12 лет, выведя его из отстающих в лидеры – доказательством его успешной деятельности были два ордена, полученные им в этот период. Как директор, Зубков сочетал в своей практике социальный патернализм и высокую требовательность. С одной стороны, он повысил зарплату и построил новые дома для работников (в первую очередь, для передовиков производства). А один раз даже решился вывезти своих подчиненных в культпоход в театр: впрочем, видимо, это мероприятие оказалось не слишком удачным, потому что новых попыток приобщения работников совхоза к высокому искусству директор не предпринимал. С другой стороны, Зубков непривычно жестко вел себя в отношении провинившихся сотрудников – за опоздания на работу штрафовал, за пьянство – увольнял. Неудивительно, что если успешные работники оценивают его деятельность в совхозе высоко, то «пострадавшие» от его жесткого управленческого стиля до сих пор вспоминают времена его руководства не слишком позитивно.

Успешное руководство совхозом привело к дальнейшему развитию карьеры Зубкова. Через год после награждения орденом Трудового Красного Знамени, его переводят на должность гендиректора объединения совхозов «Первомайское» Приозерского района, которую он занимал в 1982-1985 годах. Затем, в течение нескольких лет, он занимал несколько постов, поднимаясь все выше по карьерной лестнице – видимо, этому способствовала «перестроечная» смена поколений чиновников. С 1985 года он возглавлял Приозерский горисполком, с 1986 года – горком партии, затем стал заведующим сельхозотделом обкома партии. В 1989 году Зубков достигает предела своей карьеры в Ленинградской области, став первым заместителем председателя облисполкома по сельскому хозяйству.

Этапы управленческой деятельности Зубкова были достаточно типичны для администратора, который занимался экономическими вопросами. Он не работал в комсомоле, а крайне недолгая партийная карьера также, по сути дела, носила хозяйственный характер. Как «крепкий хозяйственник», более чем на десятилетие остававшийся в одной должности, Зубков вряд ли мог рассчитывать на достижение высших административных постов уровня первого секретаря обкома партии, которые обычно получали люди с куда большим опытом партийной работы. Можно предположить, что если бы не крах СССР, то пределом его карьеры стала бы должность председателя облисполкома – второго человека в областной иерархии. Однако политические изменения в стране привели к неожиданным поворотам служебной деятельности Зубкова.

Работа в Петербурге и Москве

Перейдя в 1992 году в питерскую мэрию, он отвечал за снабжение города продовольствием, что в это время было не только экономической, но и важнейшей социально-политической задачей. Чиновник, имевший обширные связи в политической элите Ленинградской области, оказался востребован в городе, зависящем от поставок продовольствия из региона. Напомним, что в то время активно дебатировались алармистские сценарии развития социальной ситуации в мегаполисах – вплоть до возможности голодных бунтов, которые, однако, так и не состоялись. Как из-за общего вектора общественных настроений (люди занимались «выживанием», а не бунтами), так и в связи с налаженной системой снабжения Москвы и Питера.

В следующем году Зубков возглавил государственную налоговую инспекцию по Петербургу, получив известность как жесткий налоговый инспектор, способный выполнять план по сбору налогов в ситуации, когда во многих других регионах такие планы систематически недовыполнялись. Видимо, это стало причиной сохранения Зубкова на своем посту и после поражения Анатолия Собчака на губернаторских выборах 1996 года. Кроме того, он был федеральным чиновником и не входил в «номенклатуру» нового губернатора Владимира Яковлева, то есть обладал определенной степенью самостоятельности. В 1999 году Зубков, оставаясь в Питере, получил ранг заместителя министра по налогам и сборам, что существенно усилило его аппаратные позиции. В том же году он единственный раз принял участие в выборах, баллотируясь в губернаторы Ленинградской области, причем его избирательной кампанией руководил Борис Грызлов. В СМИ утверждают, что поддержку кандидатуре Зубкова оказывал влиятельный бизнесмен Геннадий Тимченко, тесно связанный с нефтеперегонным заводом в Киришах и компанией «Сургутнефтегаз». Однако тогда он избран не был – видимо, свою роль сыграл тот факт, что, живя в Петербурге, Зубков «оторвался» от областной элиты.

По некоторым данным, в 2000 году Зубков входил в список кандидатов, которых новый президент Владимир Путин номинировал на посты в правительстве – он должен был возглавить налоговое министерство. Однако влияние Путина в то время еще не позволяло ему обладать полной свободой маневра в кадровых вопросах. В результате Зубков остался в Петербурге, став, одновременно, куратором всех налоговых органов вновь образованного Северо-Западного федерального округа.1 ноября 2001 года Зубков покинул Петербург, возглавив Комитет по финансовому мониторингу (так называемую финансовую разведку) в ранге первого заместителя министра финансов. Его преемником в Петербурге стал зять, Анатолий Сердюков, который затем сделал быструю и успешную карьеру на федеральном уровне. При этом кандидатура Зубкова была не безусловной – по сообщениям прессы, у Алексея Кудрина был свой кандидат на пост главы подведомственной ему структуры. Однако быстро выяснилось, что эта подчиненность носила лишь формальный характер - в качестве главы Росфинмониторинга Зубков сразу проявил себя сильной и самостоятельной политической фигурой, независимой от своего формального начальника и выходившей непосредственно на президента, которому он в реальности и подчинялся.

Основной задачей Зубкова было исключение России из «черного списка» FATF (Межправительственной комиссии по борьбе с отмыванием криминальных капиталов) – само создание его комитета стало выполнением одного из условий этой комиссии. В результате Россия была исключена из списка, а в ведомстве Зубкова сконцентрировалась информация о большом количестве транзакций. При этом он постоянно расширял свое влияние – так, если первоначально финансовая разведка контролировала только операции кредитных организаций на сумму свыше 600 тысяч рублей. Затем список структур, обязанных предоставлять информацию ведомству Зубкова, был расширен: в него вошли страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, управляющие инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, организации почтовой связи, ломбарды, лизинговые компании, торговцы драгоценными металлами и ювелирными изделиями, организаторы тотализаторов, букмекерских контор и лотерей. Затем этот перечень пополнили риэлторские и нотариальные конторы. Затем Зубков выдвинул ряд новых инициатив, расширявших его прерогативы - об увеличении срока анализа подозрительных операций, которые приостанавливают банки, с пяти до 45 дней. А также о предоставлении Росфинмониторингу информации о движении средств по счетам чиновников, в первую очередь, высоких рангов; в систему контроля включаются и руководители госкомпаний.

Существует информация, что перемещение Зубкова в Москву состоялось при активном участии Виктора Иванова, с которым они знакомы еще со времени совместной работы в питерской мэрии. Именно этот фактор сыграл в значительную роль в том, что он возглавил комитет в ситуации, когда у Кудрина был свой кандидат на данную должность. Сотрудничество между Зубковым и Ивановым прослеживается и в дальнейшем – так, в июле 2004 года Иванов возглавил созданную президентским распоряжением межведомственную рабочую группу по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов, а Зубков стал его заместителем. Кроме того, именно Иванов в 2004 году рекомендовал Зубкова на пост полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, однако это назначение так и не состоялось. По некоторым данным, Иванов, отвечающий в администрации президента за кадровые вопросы, сыграл роль и в последующем карьерном росте Сердюкова – вплоть до выдвижения его на пост министра обороны.

При формировании нового структуры исполнительной власти в 2004 году Зубков сохранил свой пост (его ведомство было только переименовано в Федеральную службу по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг). А Сердюков переехал в Москву, став вначале врио министра по налогам и сборам (министерство в соответствие с административной реформой находилось в стадии ликвидации), а затем руководителем вновь созданной Федеральной налоговой службы (ФНС). В феврале нынешнего года Сердюков стал министром обороны, что было расценено как существенный аппаратный успех его тестя.Однако уже 20 марта источник в Минфине заявил, что Зубков уходит в отставку. Эту информацию затем подтвердил министр финансов России Алексей Кудрин. Была даже названа фамилия его преемника – Олега Маркова, который ранее был первым заместителем руководителя управления протокола президента, а в марте стал заместителем Зубкова. Сам же глава Росфинмониторинга был номинирован в качестве будущего сенатора от Омской области – его кандидатуру поддержало региональное отделение «Единой России», что гарантировало беспрепятственное избрание сенатором. Голосование по его кандидатуре планировалось на апрель, но было отменено. Это связывают с поправками в законодательство, вводившими «ценз оседлости» для членов верхней палаты. Похоже, однако, что стремление «вытеснить» Зубкова из Росфинмониторинга было очень сильным. В соответствие с новым законом, он мог быть избран сенатором только от трех регионов – Москвы, Петербурга и Ленинградской области. Похоже, что именно для его избрания в Ленинградской области была создана сенаторская вакансия, и 19 сентября депутаты местного законодательного собрания должны были рассматривать его кандидатуру, а в СМИ вновь заговорили о грядущем назначении Маркова. Однако неделей раньше Зубков возглавил правительство, что сделало неактуальной «сенаторскую» интригу.

Программные положения Зубкова

Судя по всему, назначение Зубкова стало определенной неожиданностью для него самого – поэтому говорить о целостной программе деятельности его правительства на сегодняшний момент вряд ли представляется возможным. Не случайно, что во время своего пребывания в Думе в минувшую пятницу новый премьер не стал отвечать на вопросы журналистов, хотя и пообещал встретиться с ними позднее. Впрочем, основные программные положения своей будущей деятельности он изложил, выступая перед депутатами.

Главные приоритеты нового премьера - реальная экономика, преимущественно перерабатывающие отрасли, а также борьба с коррупцией. Об экономической составляющей Зубков рассказывал в Думе без особых неожиданностей, с отсылками на позицию главы государства. «Приоритетами работы, - сказал он, - считаю стратегические ориентиры и программу конкретных действий, которые определены в Президентских Посланиях последних лет. Главный из них - это обеспечение стабильности экономического и общественного развития и придание большей динамики всей работе Правительства как за счет более эффективной структуры, так и за счет повышения персональной ответственности членов кабинета». Слова о более эффективной структуре заставляют предположить, что предстоит очередная корректировка проведенной в 2004 году административной реформы. Напомним, что ранее было увеличено число вице-премьеров и заместителей министров, восстановлены должности статс-секретарей. Теперь же возможны новые изменения – например, разукрупнение ряда министерств. Впрочем, нет никаких данных о том, что будет принципиально ревизировано главное содержание реформы – введение «трехзвенной» управленческой системы (министерства – федеральные службы – федеральные агентства).

Приоритетной задачей, по словам В.Зубкова, является создание инновационной экономики. «Важно обеспечить реализацию целого ряда системообразующих проектов в инновационной сфере, электроэнергетике, инфраструктурных отраслях и ЖКХ, - сказал он. - Полагаю абсолютно правильным сконцентрировать усилия Правительства на развитии таких традиционно мощных для нашей страны отраслей, как авиастроение и судостроение. В течение долгих лет у нас не было возможности направить необходимые ресурсы в эти высокотехнологичные перспективные сферы экономики».В числе стратегических задач Зубков обозначил также подъем оборонно-промышленного комплекса, увеличение глубины переработки всех видов природных ресурсов, развитие сельского хозяйства, качественное улучшение жизни российских граждан, включающее поддержку занятости, сохранение динамики роста заработной платы, гарантии социально незащищенным слоям населения, совершенствование пенсионного обеспечения. «Необходимо также обеспечить качественные услуги в образовании и здравоохранении, - сказал Зубков. - Я сторонник системной работы и уверен, что такой подход может в конечном счете дать положительный результат».

В то же время в вопросе о коррупции новый глава правительства был более конкретен. Говоря о взяточничестве, бывший глава Росфинмониторинга сразу поделился конкретными инициативами: нужно побыстрее принять закон о борьбе с коррупцией (этот процесс тянется уже несколько лет), а также создать специальный орган, аналогичный антитеррористическому комитету: «Что может Россию погубить - это непрофессионализм и коррупция. Коррупция - она пронизывает наше общество». Помимо этого, Зубков осветил ряд общественных и социальных вопросов. Он высказался против цензуры в СМИ, а также предложил создать специальную структуру, которая координировала бы всю работу с ветеранами и уволенными в запас военнослужащими. Заботится о них надо каждый день, а не только по праздникам, подчеркнул будущий премьер.

Представляется, что, по крайней мере, в первое время Зубков как глава правительства будет в значительной степени зависеть от позиции президентских структур. Однако в перспективе он может стать более автономной политической фигурой, чем его предшественник Михаил Фрадков. Об этом свидетельствует его репутация жесткого руководителя, способного решать конкретные задачи.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net