Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.09.2007 | Андрей Максимов

Боевой резерв президента

О мотивах, причинах и следствиях произошедшей на прошлой неделе смены российского премьер-министра уже написано и сказано немало. И все же хотелось бы изложить свой взгляд на события, сделав акцент на тех их аспектах, которым экспертное сообщество уделило недостаточное внимание.

Конец лета – начало осени. Стартуют выборы в парламент, следом за ними Россия выберет нового президента (судя по всему, действующий президент на третий срок все же не пойдет). Основные игроки вроде бы понятны. Но неожиданно назначается новый премьер, что кардинально меняет расстановку политических сил в стране. Логика предшествующей карьеры вновь назначаемого председателя правительства дает ему основание претендовать на высшие должности в государстве, однако новое назначение и последующее развитие событий оказывается полной неожиданностью для большинства политических акторов.

Вам это ничего не напоминает? Именно так восемь лет назад для российской публичной политики была открыта фигура Владимира Путина. Точно при таких же обстоятельствах в поле зрения жителей страны появился и Виктор Зубков.

Как и Путин в 1999 году, Зубков оказывается в высших эшелонах власти человеком новым, но не одиноким. К моменту назначения Путина премьером просматривалось несколько давно и хорошо знакомых ему людей, уже занявших ключевые административные должности, причем сделавших карьеру параллельно: А.Кудрин (тогда – первый замминистра финансов), Ю.Шевченко – министр здравоохранения, С.Степашин – предшественник В.Путина на посту премьера. Не говоря уже о земляках Владимира Владимировича, его связь с которыми тогда была менее тесной (В.Матвиенко, И.Клебанов), и людях, уже продвинутых Путиным в своем ведомстве (С.Иванов, Н.Патрушев).

Что касается В.Зубкова, то у него также вырисовываются очевидные биографические связки с целой группой ключевых фигур. Зубков был первым заместителем Путина в бытность того председателем комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Владимир Чуров, возглавивший Центризбирком на полгода раньше, чем Зубков правительство, одновременно с ним работал в питерском комитете по внешним связям, а позже стал там зампредседателя. Лидер партии парламентского большинства нынешнего (и, наверняка, будущего) состава Б.Грызлов возглавлял на выборах штаб кандидата Зубкова. Наконец, А.Сердюков, преемник Зубкова на посту руководителя питерской налоговой инспекции, недавно возглавил Министерство обороны России. Согласитесь, список более чем солидный.

Вероятно, будучи доверенным лицом президента, Виктор Зубков и раньше имел возможность серьезно влиять на принимаемые им решения, включая кадровые. Скорее всего, именно он познакомил Путина с Грызловым в 1999 году и способствовал карьерному продвижению лидера «Единой России». Вероятно, так же пришел во власть и Анатолий Сердюков.

В целом напрашивается несколько возможных интерпретаций произошедших кадровых изменений.

Версия первая. Сценарий, реализованный в 1999-2000 г., будет повторен. Вновь назначенный премьер пойдет на президентские выборы и победит.

Виктор Зубков вполне подходит на роль фигуры, объединяющей и различные элитные группы, и общество. Как человек с солидным послужным списком он никак не может быть назван «выскочкой», способен привлечь на свою сторону административный и хозяйственный актив, сформировавшийся еще в советские времена. Зубков – выходец из экономического блока мэрии Санкт-Петербурга, но как руководитель «финансовой разведки» вполне мог наладить контакт и с силовиками. Возрастной фактор смягчает недовольство основных политических игроков, имеющих президентские либо премьерские амбиции.

Вполне понятны основные темы возможной избирательной кампании Зубкова. Это борьба с коррупцией, воспринимаемой обществом в качестве ключевой проблемы, - такая работа, что называется, «по профилю» нового премьера. Зубков оказывается «своим» для российского села, где сосредоточена наиболее лояльная часть избирателей, но даже с учетом национального проекта «Развитие АПК» не избалованная вниманием. Само собой, Зубков способен инкорпорировать в содержание своей кампании тематику повышения эффективности хозяйственного развития, безопасности, национальных проектов.

Версия вторая. Назначение премьера стоит рассматривать в контексте сохранения баланса сил после президентских выборов 2008 года. Логика проста: должности президента и председателя правительства страны не должны оказаться в руках одной «группы влияния». Зубков останется премьером и после 2008 года, а президентом станет человек из несколько другой «колоды».

Эта версия вполне вписывается в логику «преемничества» Сергея Иванова. Как мы помним, Михаил Фрадков до своего премьерства успел побывать заместителем С.Иванова в Совете безопасности. Что же касается В.Зубкова, то он вместе с Д.Медведевым, А.Миллером и рядом других фигур относится к группе выходцев из комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

Впрочем, разделение окружения президента на группы по биографическому принципу весьма условно. Суть версии в том, что в преемники Владимир Владимирович уже определил кандидатуру, которую Зубков сможет «сдерживать». Независимо от того, на виду ли эта кандидатура или появится в публичном поле несколько позже.

Версия третья. Назначение Зубкова лишь косвенно связано с выборами, является звеном цепочки ротаций в команде Владимира Путина.

Возможно, ранее выдвинутые президентом на первые роли фигуры не прошли «проверку» предварительным этапом президентской избирательной кампании. В результате ставка делается сегодня на людей, ранее плотно работавших с президентом, но в последнее время находившихся «в боевом резерве». Владимир Чуров, Виктор Зубков… Перечень, вероятно, будет продолжен.

Подобная кадровая политика укрепляет систему власти в условиях неизбежной предвыборной дестабилизации (даже очень ограниченной) и готовит управленческие структуры к работе в условиях обновленной политической конфигурации.

В России даже самые предсказуемые президентские выборы никогда не обходятся без очевидной кадровой интриги. Эта политическая традиция, заложенная Борисом Ельциным, неизменно поддерживается Владимиром Путиным. Так что прогнозы, по которым на выборах 2008 года будет реализована «заранее объявленная» схема «Иванов или Медведев», изначально имели мало шансов на претворение в жизнь. Что же будет в реальности – станет известно только тогда, когда эта новая реальность вступит в свои права.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net