Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

21.09.2007 | Татьяна Становая

Зубков и его ограничители

Вчера новый премьер-министр России Виктор Зубков провел свое первое заседание правительства в старом составе и сразу же отличился жестким стилем руководства, устроив разнос сразу нескольким чиновникам, невзирая на их ранг в кабинете. Судя по всему, Зубков делает заявку на изменение места правительства в системе принятия политических решений: глава исполнительной власти стремится стать реальной фигурой, управляющей правительством. Это контрастирует с реальными возможностями прежнего главы правительства Михаила Фрадкова, который не пользовался авторитетом среди министров и, несмотря на попытки «ругать» чиновников, казался скорее комичным, чем строгим, фактически вынудив президента Владимира Путина ввести ручное управление кабинетом.

Новый глава правительства Виктор Зубков пытается показать всем, что отличается от своего предшественника. Михаил Фрадков был самым слабым премьером за всю историю современной России: несмотря на то, что он активно проводил (и часто успешно) аппаратную экспансию и жестко спорил с «путинскими» министрами, он так и не набрал политического веса и авторитета, а многие руководителю ключевых ведомств могли решать свои проблемы в обход премьера, имея прямой доступ в президенту. Это резко снижало эффективность работы исполнительной власти. Президент все прекрасно понимал, однако был вынужден закрывать глаза на подобные издержки – допустить политическую фигуру на пост главы кабинета в период моноцентризма и межклановых конфликтов внутри своего окружения Путин не мог: это неминуемо привело бы к нарушению баланса интересов. Все ключевые решения принимались в администрации президента, а Путин буквально руководил кабинетом, в котором Фрадков был лишь его едва ли не номинальным представителем (хотя на протяжении всего срока работы он активно сопротивлялся своей ограниченной роли).

Виктор Зубков, судя по всему, пытается ситуацию изменить. Будучи «своим» человеком для Путина (в отличие от привлеченного «со стороны» Фрадкова), он уже априори является фигурой политической, обладающей более значительным весом. Фактически сейчас Владимир Путин пытается создать кабинет на постпутинской период, и Зубков, возможно, действует именно в этой логике. В соответствии с ней президент будет постепенно отдаляться от управления кабинетом, а функции постановки задач и контроля будет переходить премьеру. Это возможно только в том случае, если президент не обладает таким же социальным ресурсом доверия, как Владимир Путин, и уже не нуждается и не имеет возможности в построении технического, слабого правительства. Преемник, скорее всего, будет работать при более дееспособном кабинете во главе с одной из ключевых фигур из числа близких к Путину людей.

Однако насколько реальна задача повышения дееспособности правительства до прихода к власти преемника, большой вопрос. Слишком большая перетряска кадрового состава правительства сейчас невыгодна Путину: это создает административные риски в выборный период. А значит, скорее всего, фигуры, которые имеют прямой доступ к президенту, останутся в кабинете. В первую очередь речь идет о Сергее Иванове, Дмитрии Медведеве, Сергее Нарышкине, Алексее Кудрине, Германе Грефе, Сергее Чемезове. Все они, если останутся в правительстве, окажутся фигурами, полное подчинение которых Зубкову проблематично. Это показала и вчерашняя встреча Владимира Путина с Сергеем Ивановым: и.о. первого вице-премьера докладывал президенту о заседании правительства, которое провел новый глава правительства. Но ведь эта функция должна быть закреплена за самим премьером. Очевидно, что в российской власти системы официальной и неофициальной субординации напрочь перепутаны.

Еще одним ограничителем нового главы правительства является предстоящая смена кабинета после избрания нового президента. По Конституции, правительство уходит в отставку автоматически, и это «подвешивает» нынешний кабинет, давая противникам Зубкова возможность переиграть кадровые решения. Как показывает практика, подобные корректировки вполне могут быть успешными, что показал срыв назначения премьером Сергея Иванова и резкий взлет Зубкова, который, казалось бы, еще совсем недавно был списан со счетов. Таким образом, Зубков, стремящийся превратиться в сильного главу

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net