Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

02.10.2007

Путин подчинился «принципу реальности»

1 октября президент Путин на съезде «Единой России» объявил о том, что поддержит партию на парламентских выборах, возглавив ее избирательный список. Чем обернется это решение для других участников выборов и для страны в целом? Комментарий руководителя политологического департамента Центра политических технологий Алексея Зудина:

- Обнародованием этого решения президент взорвал политическую бомбу. Решение Путина превратило «Единую Россию» в стопроцентную «суперпартию» на парламентких выборах 2007 года, а политическую конкуренцию на этих выборах - в минимальную величину.

Выборы-2007 полностью превращаются в плебисцитарные, как это было в 2003 году. И хотя однопартийной новая Дума не будет – против этого есть еще институциональные гарантии - но в новой нижней палате «Единая Россия» может еще больше укрепить свои позиции.

Это автоматически повлечет за собой очередной раунд вытеснения всех остальных партий на еще более глубокую политическую обочину, и впоследствии, еще большую их маргинализацию. Говорить о ликвидации института многопартийности оснований пока нет, но то, что по партийной системе нанесен сильнейший удар, это очевидно. Можно утверждать, что таким обраом завершается ликвидация старой многопартийной системы, которая началась в 2003 году.

Конечно, решением возглавить избирательный список ЕР Путин нанес сильнейший удар по всем участникам избирательной кампании, кроме КПРФ. Но наиболее серьезный ущерб оно нанесет «Справедливой России» Сергея Миронова.

- Чем продиктовано это решение? Необходимостью обеспечить стопроцентную победу ЕР?

- Хотя решение Путина – роскошный подарок «Единой России», этот шаг продиктован, прежде всего, заботой о своем политическом будущем. В данном случае вряд ди уместно говорить о политическом эгоизме, поскольку личная судьба Путина неотделима от судьбы созданной им в 2000 – 2007 годах политической системы. Теперь он гарантировал сохранение личного политического веса и до декабрьских выборов, и после мартовских президентских.

Можно предположить, что Путин подчинился «принципу реальности»: он понял, что в современной российской политике только позиция в реальной системе власти способна сохранить его влияние на принятие решений и его самого как значимую политическую фигуру после ухода с поста президента, в то время как позиции, не имеющие прямого отношения к системе власти, таких возможностей не гарантируют. Принятое Путиным решение позволяет ему начать переход в новое политическое состояние, еще занимая президентский пост. То есть он создал себе автономную от будущего президента сильную политическую базу.

Теперь повышается вероятность того, что после марта 2008 года Путин может стать премьером – в этом есть политическая логика: если не становится премьером весной 2008 года, зачем так масштабно усиливать ЕР?

Тем не менее, с окончательными выводами торопиться не стоит: Путин пока не стал ни премьером, ни главой «Единой России» – он только создал себе для этого реальную возможность, которой сможет воспользоваться после того, как уйдет с поста президента.

- Кто оказывается в выигрыше от решения Путина и кто в проигрыше? Как может измениться политическая ситема в связи с этим решением?

- Безусловная жертва в этой ситуации - существующая партийная система. После 2007 года она станет полуторапартийной системой («Единая Россия» + КПРФ), поскольку в самом ближайшем будущем следут ожидать предельного ослабления легальной политической оппозиции. Ключевыми словами тут могут служить слова Явлинского, сказанные в день обнародования Путиным своего решения: «Надо привыкать к своему реальному статусу меньшинства». В среднесрочной же перспективе развитие партийной системы может вернуться к сценарию, который обсуждался еще несколько лет назад – возможной внутренней дифференциации «Единой России».

Второй возможный бенефициарий, кроме ЕР, после марта 2008 года – правительство, которое из технического превратится в политически сильное, хотя и «полупартийное», с ограниченным влиянием ЕР на кадровый состав и политику.

Еще одна возможная жертва – новый президент и президентская власть. Набор личных качеств нового президента России, который будет избран в марте 2008, приобретает особое значение. Если новый президент не будет сильной фигурой, политический статус президентской власти как центрального института может оказаться ослаблен.

На встрече валдайского клуба с западными политологами Путин следующим образом охарактеризовал требования к будущему президенту - «сильный, самодостаточный, но вынужденный считаться и договариваться с Путиным». Кремль вряд ли заинтересован в том, чтобы президентская власть после Путина оказалась дискредитированной откровенно слабой фигурой нового президента. Поэтому можно предположить, что новый президент будет сочетать в себе два противоположных качества – отсутствие организованной политической поддержки и личностную самостоятельность.

А политическим центром новой системы власти станет правительство. Таким образом, будет сделан еще один шаг к выходу из «сверх-президентской» республики и моноцентрического режима.

- Насколько серьезно меняются отношения между Путиным и «партией власти номер один»?

- Отношения между ними по-прежнему, или даже в большей степени, ассиметричные: ЕР будет, как и раньше, обязана Путину своей победой. Тогда как сам Путин остается беспартийным, что он специально и подчеркнул.

Тем не менее, объективно возникает опасность того, что его поддержка может сократиться, ведь электорат Путина и партийный электорат ЕР не совпадают полностью. Будущее покажет, насколько возможно совмещать новый статус Путина со статусом общенационального политического лидера, которым он обладал все время своего президентства.

Прежде мы предполагали, что Путин, уступив президенское кресло, займет некую должность, обеспечивающую ему статус морального лидера – «президента всех россиян». Теперь своим решением Путин сделал шаг к сохранению реального лидерства, пусть и ценой возможного сокращения базы своей поддержки в обществе.

- После превращения ЕР в «суперпартию» в чем будет смысл участия остальных участников в избирательной кампании 2007 года?

- Ввиду абсолютного неравноправия участников кампании, можно ожидать, что административные барьеры для них на оставшийся период предвыборной кампании будут ослаблены. Тем не менее, Запад все равно будет усиленно ставить под сомнение легитимность парламентских выборов.

И поскольку интрига с участием Путина в парламентской кампании разрешилась, главной интригой становится вопрос: каким будет участие Путина и «Единой России» в президентских выборах 2008 года.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net