Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.10.2007 | Татьяна Становая

Владимир Путин остается

1 октября в ходе работы съезда партии «Единая Россия» президент России Владимир Путин принял предложение возглавить избирательной список партии. Он также не исключил, что может возглавить правительство после своего ухода с поста президента. Заявления Путина могут иметь самые разные последствия для российской политической системы и режима, но в первую очередь являются четким знаком политической элите: Путин останется ключевым игроком в системе принятия решений в России внутри государственной власти, а не за ее институциональными рамками. Внутри России это было расценено как готовность Путина пойти на схему, аналогичную «третьему сроку». На Западе реакция была двойственной: СМИ вновь обвинили Кремль в авторитаризме, а западные инвесторы бросились на российский фондовый рынок, обрадовавшись снижению политических рисков.

Согласие Владимира Путина возглавить избирательный список «Единой России» стало сенсацией – еще на встрече с представителями «Валдайского клуба» Путин говорил, что пока не знает, каким образом поддержит партию власти. Тем не менее, оно внесло некоторую определенность, в каком направлении будет развиваться российская политическая система и какие сценарии решения «проблемы-2008» теперь приобретают особую актуальность.

Вне зависимости от того, возглавит ли Путин правительство после президентских выборов, можно уверенно говорить о достаточно четком определении вектора развития российской партийной системы. После решения Путина возглавить список «ЕР», партия качественно меняет свое положение.

Первое - и на сегодня пока наиболее актуальное - изменение: у нее значительно возрастает рейтинг, то есть происходит расширение социального ресурса за счет непосредственного участия Путина в избирательном списке. Стоит напомнить, что так называемое «путинское большинство» является более значительным, чем электорат «Единой России»: в него входили не только конформисты, но и часть избирателей, которые на парламентских выборах предпочитали поддерживать другие партии. Теперь прирост состоится в первую очередь за счет электората партии «Справедливая Россия», частично - ЛДПР, малых партий и неопределившихся. По данным ВЦИОМ, если Путин возглавит «Единую Россию», то только она преодолеет 7%-ный барьер. Все остальные партии не пройдут в Госдуму (надо учитывать, что эти данные получены до проведения избирательной кампании), хотя в любом случае вторая партия, даже если получит меньше 7%, будет допущена к распределению мандатов в соответствии с российским законодательством. «Единая Россия» получает все шансы добиться в новом составе Госдумы квалифицированного большинства. Кроме того, это значительно снижает возможности других партий не только в электоральном смысле, но и в идеологическом. Изменится характер политической борьбы: критиковать партию власти было бы значительно проще, чем партию власти с Путиным во главе. Отсюда еще один вывод – накал избирательной борьбы будет снижен, а выборы станут плебисцитарными – о доверии или недоверии Путину и его «курсу».

Второе изменение в положении «Единой России»: она станет безальтернативной для российского истеблишмента, который ранее мог взаимодействовать как с «партией власти», так и с другими политическими силами – в частности, со «Справедливой Россией» и ЛДПР. После того, как Путин вошел в список «Единой России», «вторые электораты» на партийном поле могут резко сократиться. Социальный и административный ресурс всех остальных партий, кроме «ЕР», снизится, а управляемость партийной системы значительно возрастет.

Третий аспект: решение Путина возглавить «ЕР» является сильным ударом по «Справедливой России», которая претендовала на роль альтернативы партии власти. Это принципиальный, стратегический вопрос, который касается того, может ли у партии власти быть альтернатива в принципе. Когда появилась «СР», наблюдатели приписывали ей роль ограничителя «Единой России» и центра притяжения для части элиты, которой не хватило места в «ЕР». Это давало основания полагать, что Путин сознательно пошел на создание для «ЕР» более конкурентных условий с целью оживить партию и одновременно несколько снизить ее амбиции. Тем не менее, Сергей Миронов пытается выйти из ситуации: он провел пресс-конференцию, на которой не отказался от критики «Единой России», отделив от нее Владимира Путина.

Теперь очевидно, что никакой альтернативы на провластном поле у «Единой России» нет, и в ближайшее время не будет. Что же касается «Справедливой России», то ее роль теперь ограничена более отдаленными, но исторически возможными перспективами – постепенно вытеснять с партийного поля КПРФ. Судя по всему, в понимании Путина, России предстоит пройти некий временный период становления и укрепления государственности, при котором пока несформировавшиеся партии не должны оказывать существенного влияния на принятие государственных решений. Об этом, в частности, свидетельствовали слова Путина об «ужасе» управления в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов, когда правительство формировалось городским собранием, а партии не были развиты. В то же время президент указывал не раз, что его приоритетной задачей является развитие многопартийности, но очевидно, что речь идет лишь о перспективе.

Таким образом, главное следствие решения Путина – это полное доминирование «Единой России» и попытка воспроизвести «Думу-2003» по итогам новых выборов. В первую очередь решение Путина – это значительное усиление «Единой России» и ее успех.

Можно выделить два варианта трактовки решения Путина возглавить «Единую Россию».Вариант первый – конъюнктурный. Он означает, что решение Путина в первую очередь связано с желанием Кремля обеспечить больше гарантий политической стабильности в период президентских выборов и после них. Максимизация успеха «Единой России» - это, прежде всего, стратегия заместителя руководителя президентской администрации Владислава Суркова, который выступал против появления второго активного и амбициозного игрока на поле провластных партий – «Справедливой России» и который пытался расширить электоральные перспективы партии власти и на правом, и на левом центре. В этом случае можно предположить, что Путин посчитал аргументы Суркова убедительными и предпочел снизить политические риски развития межпартийной конкуренции, отдав максимум возможного партии власти. Это также означает, что для Путина решение возглавить «ЕР» является далеко не простым: ведь он автоматически сокращает свой собственный электорат за счет тех, кто выступал за него, но против партии власти и за счет собственного рейтинга «вытягивает» «ЕР» на максимально возможные позиции в парламенте. Тем не менее, очевидны попытки Кремля задействовать для победы «ЕР» все имеющиеся ресурсы, включая и президентский.

Одновременно Владимир Путин пытался решить и свою личную проблему – проблему уходящего президента. Решение возглавить избирательный список «Единой России» и вероятность руководства правительством после отставки является однозначным «жестом» элитам: Путин остается внутри власти. Это имеет огромное значение, потому что существовало множество вариантов «ухода» Путина - в бизнес, в партию, в общественные структуры, в разного рода окологосударственные образования (например, возглавить комитет по организации Олимпийских игр или Антитеррористический комитет и т.д.). В этом случае речь шла о том, что Путин сохранит влияние, но будет отдален от формальных рычагов управления. Слова о готовности возглавить правительство означает, что Путин будет не только и не столько моральным лидером, сколько одним из действующих и формальных лидеров страны. Это автоматически гарантирует Путину, что он не станет «хромой уткой» даже после проведения президентских выборов и избрания нового главы государства.

Таким образом, конъюнктурный вариант трактовки решения Путина означает, что президент стремится разрешить краткосрочные задачи: улучшить результат «Единой России» на выборах и остаться полноценным главой государства до вступления в должность нового президента. Это может означать также, что Путин вовсе не обязательно в итоге станет главой правительства, и его слова являются лишь очередной «дымовой завесой».

Вариант второй: слова Путина означают действительное начало решения проблемы-2008, и в его планы входит возглавить правительство. Здесь может быть три сценария.

Сценарий первый и наиболее обсуждаемый в СМИ: это превращение президентской республики в смешанную - со значительным усилением института премьер-министра. Этот сценарий означает, что центр принятия решений перемещается в правительство, а партия власти превращается в правящую. Для подобных предположений, на первый взгляд, есть ряд оснований: Путин не раз говорил о «правительстве парламентского большинства» (а не о правящей коалиции – что принципиально), о необходимости развития многопартийности, о повышении роли партий. Кроме того, премьер-министр в смешанной республике - фигура гораздо более влиятельная, чем президент: фактически он является политическим лидером страны – именно этот статус наиболее привлекателен для Путина.Однако этот сценарий как раз наименее вероятен.

Во-первых, Путин сам не раз признавал, что в России президентская власть должна быть сильной. В последний раз это четко прозвучало на встрече с представителями «валдайского клуба». «Россия не может быть сильной при слабой власти Президента… В среднесрочной исторической перспективе Россия будет нуждаться в сильной президентской власти… Ну какая может быть парламентская республика при отсутствии нормальных политических партий? Это будет хаос», - говорил Путин.Во-вторых, реформа формы правления требует проведения масштабной конституционной реформы, против чего также выступал Путин.

В-третьих, смешенная республика означает значительное усиление роли правящей партии, в которую превратится «Единая Россия». Фактически партия тогда становится активным субъектом политического процесса и одним из центров влияния, а премьер-министр оказывается в той или иной степени политической зависимости от нее. Маловероятно, что Владимир Путин хотел бы оказаться в зависимости от «Единой России». На сегодня стратегия Кремля такова, чтобы сохранить за «ЕР» роль инструмента легитимации политических решений в парламенте, и никакого превращения ее в правящую силу не предвидится.

Отсюда можно вывести второй сценарий – это сохранение существующей формы правления, но значительный пересмотр неформального распределения полномочий между президентом и премьером. В этом случае президентом России после Владимира Путина становится преемник, который не будет полноценным лидером, и который будет обладать гораздо меньшим политическим неформальным влиянием, чем Путин как глава правительства. «Я хочу, чтобы у нас Президент был не просто самодостаточным, а чтобы он был таким человеком, который эффективно исполнял бы свои обязанности и взятые перед народом обязательства. Естественно, я надеюсь на то, что и здоровье мне позволит, и желание у меня есть, – это будет фактор, с которым будущий Президент, видимо, должен будет считаться. И, само собой разумеется, что нужно будет договориться о том, как нам функционировать», - заявил Путин на встрече с представителями «валдайского клуба». Речь идет о выработке неформальной системы сосуществования двух центров принятия решений: формального (президентского) и полуформального (премьерского).

Такая схема крайне опасна и способна нанести большой урон Путину как политической фигуре. Неслучайно вариант «Путин – премьер-министр» всерьез не рассматривался многими наблюдателями.Во-первых, институционально в России главой государства является президент и все рычаги управления, по сути, находятся у него. Правительство является президентским, и премьер-министр может быть в любой момент отправлен в отставку. Трудно представить, что Путин как глава правительства отчитывается перед президентом о текущей работе или о реализации послания президента Федеральному собранию. В таких условиях и президент не может быть технической фигурой: в результате выборов он получит собственную легитимность, будет выстраивать свое окружение, которое будет выводиться за рамки влияния Путина. Таким образом, в любом случае в схеме «Путин – премьер» при сохранении действующего режима будет создана диархия и потенциальный конфликт «президент – премьер» запрограммирован. Более того, институционально правительство является бюрократическим исполнительным органом, а не политическим центром принятия стратегических решений. «Курс» в России вырабатывается президентом. В то же время эта проблема не является исключающей вариант избрания Путина на пост премьера: Путин может оставаться национальным лидером при условии, что президент – его человек, не претендующий на эскалацию своего малого неформального влияния.

Во-вторых, премьер-министр – это глава исполнительной власти, которая несет всю полноту ответственности за ситуацию в стране. У правительства традиционно низкий уровень доверия, и в этих условиях Путин очень рискует быстро растратить собственный рейтинг. В то же время и здесь может быть найдет выход – это проведение реформы правительства таким образом, чтобы вычленить в нем политическое руководство в лице Путина и чисто исполнительный технический кабинет, который возьмет на себя всю ответственность.

В-третьих, и это самый большой риск в данном сценарии – это риск потери Путиным в среднесрочной перспективе статуса общенационального лидера. Без полной формализации лидерства Путина это неизбежно случится в ближайшие сроки – от года до трех. Одновременно будет происходить усиление президента и гармонизация его формальных и неформальных полномочий. Поэтому данный сценарий не может рассматриваться как приоритетный для Путина, хотя не исключается президентом.

Отсюда еще один сценарий – досрочные президентские выборы и избрание Владимира Путина на новый срок. В нынешних условиях это кажется наименее рискованным и наиболее оптимальным вариантом. Путин сохраняет всю полноту власти, внесений изменений в Конституцию не требуется. Однако данный вариант, как и вариант с третьим сроком, имеет (хотя и менее выраженную) слабость – это риск ухудшения репутации Путина как авторитарного лидера, нового «Лукашенко», которому не место в G8. Это существенный ограничитель, который вынужден учитывать Путин, но которым, возможно, президент сможет пренебречь с учетом всех альтернатив. На Западе заявление Путина уже расценили как подтверждение того, что Путин останется политическим лидером России и дальше. Например, источник «Коммерсанта» в администрации Джорджа Буша заявил, что Владимир Путин, похоже, выбрал вариант, «о котором давно говорили люди, хорошо информированные о его намерениях», и «если это так, то никаких изменений в политике и ситуации в России ожидать не стоит». «Нам пока понятно то, что мы будем иметь дело с одним и тем же человеком на протяжении довольно приличного количества лет», - заключил собеседник газеты. Факт состоит в том, что в России и на Западе существуют устойчивые ожидания, что Путин останется, и если существует законная формула этого, что Путин может пойти на ее реализацию и принять участие в досрочных президентских выборах.

Наконец, стоит сказать о еще одном сценарии – избрании Путина лидером парламентского большинства в Госдуме. В этом случае есть множество плюсов: контроль над нижней палатой парламента, которая в условиях слабого президента (это условие, обязательное для реализации данного сценария) способна стать одним из центров влияния. Стоит заметить, что институционально парламент в России весьма слаб и значительно зависит от отношений с президентом. При условии, что преемник – это Путин, неформальная роль парламента может измениться. При этом Путин получит статус лидера самой большой и влиятельной фракции в Госдуме и сумеет сохранить политическую независимость от правительства и президента, то есть в гораздо меньшей степени будет разделять ответственности за ситуацию в стране и в большей степени выполнять роль политического лидера, формулирующего курс. Однако и у этого сценария есть свои очень значительные минусы. Во-первых, Путин как глава парламентского большинства не будет иметь формальных рычагов влияния, которые останутся за президентом и правительством. Во-вторых, он окажется в зависимости от партии, выстроить которую под себя институционально весьма непросто.

Во всех этих сценариях важно одно – преемник должен быть фигурой слабой и (или) временной. А, значит, шансы «третьего кандидата» (не Дмитрия Медведева, не Сергея Иванова) выросли. В этом контексте все чаще стал упоминаться Виктор Зубков. Действительно: и возраст, и его «исполнительность», и строгость позволяют видеть в нем технического президента, которому смог бы подчиняться Путин (даже с учетом возраста Зубкова). Возможно, он в таких условиях наиболее подходит для преемника. Кроме того, его деятельность на посту главы правительства свидетельствует о начале имиджевой кампании и попытке получить свой личный кредит доверия от населения. Это уже становится похоже на ведение неформальной президентской кампании. Однако тут есть и противоречие. Стоит напомнить, что на встрече с представителями клуба «Валдай» Путин заявил, что назначил Зубкова для того, чтобы обеспечить работоспособность исполнительной власти на выборный период - прежде всего, на период между мартом и маем. Речь шла о том, чтобы вывести кабинет министров за рамки политической борьбы. Очевидно, Зубков как кандидат противоречит этой задаче. В связи с этим можно предположить, что Путин либо снова переиграл сценарий и все-таки сделал ставку на Зубкова, либо преемником является другой человек.

По итогам высказываний Путина на съезде «Единой России» можно с уверенностью констатировать три важных фактора. Во-первых, Путин остается ключевым игроком в системе власти, принимающим политические решения. Во-вторых, Путин стабилизирует элиты, которые опасались за свое будущее в случае прихода «чужого» преемника. В-третьих, Путин предпринимает максимум усилий для того, чтобы Россия после его отставки мало чем отличалась от России до его отставки. Смена президента должна принести минимальные коррективы и сохранить за Путиным основную роль в управлении страной.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net