Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.10.2007 | Светлана Самойлова

Политическое решение социальной проблемы

За два месяца до выборов Госдума проголосовала за проведение непопулярной реформы высшего образования. 5 октября Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования с присвоением квалификации по примеру образовательных систем в европейских странах. Первая ступень - бакалавриат - предусматривает подготовку в течение 4 лет квалифицированных рядовых сотрудников, которым будет обеспечена возможность успешной работы на исполнительских должностях в производственной или социально-экономической сфере. Второй уровень высшего образования (с углубленной профспециализацией) - магистратура или «специалитет».

Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - 2 года, а по программам подготовки специалистов - не менее 5 лет («специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства»).

Лицензирование и государственная аккредитация вузов по этим программам будут осуществляться раздельно. У каждого уровня высшего образования будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет устанавливать Минобрауки, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. Кроме того, сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу на срок обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Для проведения реформы использовался аргумент в пользу «европейской», цивилизованной системы образования. Как заявил зампред Госдумы Владимир Катренко, она проводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе, в котором участвуют уже более 50 стран, в том числе почти все европейские государства. «Российские студенты получат «корочки» международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах», - объяснил он смысл реформы. Советская система образования, фактически действующая сейчас, была гармонична с плановой экономикой, когда каждый конкретный узкий специалист гарантированно готовился для конкретного рабочего места. В условиях рыночной экономики более востребованы специалисты широкого профиля, имеющие больше возможностей и для трудоустройства. Реформа призвана вывести систему высшего образования из кризиса.

Однако в России реформа вызвала мощнейшее сопротивление образовательной корпорации, которая активно дискутирует с властью и использует социальные страхи для публичной борьбы против реформы. Во-первых, в ВУЗах реформу считают «приговором» российской системе образования. Одной из главных проблем является введение бакалавриата: по мнению противников реформы, это не будет полноценным высшим образованием и резко снизит качество и уровень подготовки выпускников. «Ведь бакалавр - это недоученный специалист», - заявил проректор Института культуры Виктор Чижиков.

Во-вторых, по мнению противников реформы, есть и социальная проблема – в российской Конституции гарантировано бесплатное высшее образование. Если сейчас это полноценный специалист с 5-летним образованием, то потом это может оказаться только бакалавриат, а магистратура станет платной. Однако пока никаких свидетельств введения платности магистратуры нет.

В-третьих, противники реформы считают, что она может заставить основательно пересмотреть форму содержания обучения, что лишит образование фундаментальности, традиций и глубины и в итоге окажет негативное влияние на общий уровень образования и, как следствие – науки. Председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что «есть хорошие вещи в европейской модели обучения - мобильность студентов, какие-то методические рекомендации. Но и у нашей системы образования они есть – например, фундаментальность и индивидуальный подход. Почему мы должны это выбросить? Я против того, чтобы брать точные копии их системы и внедрять здесь».

Реформа образования – это социальная, экономическая и, что очень важно, психологическая проблема, которая остро воспринимается обществом и профессиональным сообществом. Однако решение о реформе является политическим, также как и все остальные социальные реформы, которые жестко проводил Владимир Путин. Тем не менее, принятие реформы не скажется негативно на рейтинге партии власти перед выборами: в условиях отсутствия полноценной дискуссии по этой теме резонанс будет не очень заметен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net