Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

19.10.2007 | Татьяна Становая

Растворимый посредник

Первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев не исключает возможности того, что Россия откажется от услуг «непонятных до конца» посредников при продаже газа в Украину. Речь идет о «РосУкрЭнерго» - компании, созданной по инициативе России в начале 2006 года. Это сенсационное заявление, так как до сих пор Россия выступала категорически против пересмотра существующей схемы поставок. Более того, в Украине за отказ от посредника в лице RUE выступают все «оранжевые» политики, включая и наиболее вероятного кандидата на пост премьера Юлию Тимошенко.

Напомним, что RUE получила монополию на поставки газа в Украину 4 января 2006 года – сразу после острой газовой войны между Россией и Украиной. Тогда ОАО «Газпром», «Нафтогаз» Украины и RUE подписали соглашение о поставках газа. Предполагалось, что RUE будет закупать российский газ по $230 за тыс кубометров и условно «смешивать» его со среднеазиатским по $60-65. В итоге RUE должно было продавать газ Украине по $95. В 2007 году цена на газ подорожала и составила $130 за тыс. кубометров. В данном случае ценообразование было непрозрачным, а повышением было обусловлено ростом цен на туркменский газ до $100. Фактически Россия отказалась от давления на Украину в конце 2006 года, так как тогда на пост главы правительства пришел более вменяемый и договороспособный, по мнению Кремля, Виктор Янукович.

В начале осени источники в Кремле уже давали понять, что новое повышение цен неизбежно, но его масштаб будет напрямую зависеть от того, кто придет к власти в Украине по итогам парламентских выборов. Если на пост премьер-министра придет Юлия Тимошенко, повышение будет не только пропорционально росту цен на туркменский газ: стоимость значительно приблизится к среднеевропейским значениям.

Сейчас ситуация развивается не в пользу инерционного сценария. В Украине формируется «оранжевая коалиция», и Юлия Тимошенко практически гарантировано получает пост главы правительства. А это означает, что все достигнутые в 2006 году соглашения между Россией и Украиной под угрозой пересмотра по инициативе украинской стороны. В данном случае есть две проблемы: проблема российско-украинских отношений и проблема внутрироссийского контроля импорта газа в Украину.

Первая проблема связана с тем, что Кремль заинтересован в сохранении монополии России на поставки газа в Украину: для этого необходимо не допустить возможности покупки Украиной газа напрямую в Туркмении. «РосУкрЭнерго» отлично справлялось с этой задачей, покупая туркменский газ и позволяя России не оставлять Украине никакой иной альтернативы. Тем самым, зависимость Украины от России растет вместе с возможностями внешнего влияния. Фактически именно этим сейчас и пользуется Москва, ведя успешные переговоры с Виктором Януковичем о долгах Украины за газ и давая понять, что Ющенко может предотвратить газовый кризис, отказавшись от «услуг» Юлии Тимошенко. Одновременно Кремль ставит стратегическую задачу снижения зависимости России от Украины как транзитной территории.

С учетом всего этого Кремль заинтересован в сохранении посредника. Однако каким он будет и кто будет участвовать в его капитале, вопрос достаточно вторичный. Заметим, что Медведев не сказал, что Россия готова отказаться от посредника. Он указал лишь, что мы «уйдем от существования каких-либо непонятных до конца посреднических структур. Во всяком случае, структур, наличие которых сегодня не вполне объяснимо для нас и которые были предложены в определенном историческом контексте нашими партнерами». Правда, в данном случае Медведев забывает, что услуги RUE все-таки были предложены Россией. Более того, как в 2006 году говорил Владимир Путин, посредник создан на паритетных основаниях российской и украинской стороной. Однако украинская сторона никогда не понимала, кто же представляет ее интересы в этой компании.

Отсюда вторая проблема – внутрироссийский контроль над поставками газа в Украину. Проблема заключается в том, что в ныне существующей схеме контроль не принадлежит полностью «Газпрому»: его приходится делить с партнерами. Половина акций RUE принадлежит бизнесменам Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину.

Как стало известно газете «Время Новостей», отношения «Газпрома» с предпринимателем Дмитрием Фирташем зашли в тупик. Отвечая на вопрос немецкого журналиста о том, куда пропадают в «Газпроме» финансовые средства, Медведев заявил: «Никакие суммы денег из «Газпрома» не исчезают... Это все домыслы и разговоры. А вот где исчезают иногда суммы или, во всяком случае, каким-то образом растворяются, это у ряда наших партнеров, с которыми мы сотрудничаем по газовой сфере. И мы периодически вынуждены разбираться с нашими коллегами по поводу возникновения тех или иных долгов».

Как отмечает газета, проблемы у Фирташа начались с попытки получить контроль над крупными газовыми запасами в Астраханской области («Астраханская нефтегазовая компания») и Ненецком автономном округе («Печоранефтегазпром»). Причем команда не пускать его в эти активы поступила с самого высшего уровня, а за помощь в организации сделок всех должностей в «Газпроме» лишился зампред правления и глава «Газпром нефти» Александр Рязанов (отвечавший в том числе и за деятельность RUE), замечает газета. Как сообщили «Коммерсанту» два источника, близкие к Rosukrenergo и «Газпрому», трейдер не перечислил монополии дивиденды за 2006 год. Они составили $750 млн, то есть «Газпрому» недоплачено $375 млн. В то же время в украинской прессе была информация о том, что крупные пакеты акций в 13 местных облгазах были приобретены неизвестными кипрскими компаниями. Ряд источников газеты утверждали, что ведется скупка структурами господина Фирташа на средства Rosukrenergo. Но прямых доказательств этому найти не удалось, а в самой компании все опровергают.

Источник «Коммерсанта», близкий к Дмитрию Фирташу, приводит другую версию возникновения проблем между совладельцами Rosukrenergo. По его словам, «Газпром», потерявший часть доходов от сокращения продаж в Германии, хотел восполнить потери за счет Rosukrenergo, которая должна была выкупить газ по европейским ценам.

Подобные утечки в СМИ, возможно, являются предупреждением Фирташу, который как партнер все меньше устраивает «Газпром». Непрозрачность финансовых схем обходится боком для самого «Газпрома». Кроме того, до сих пор неясна суть отношения посредника с туркменскими властями. Можно предположить, что эксклюзивные отношения оказались под вопросом в связи со сменой власти в Туркмении, и на этом фоне «услуги» Фирташа «Газпрому» теперь не нужны. «Газпром» будет пытаться договориться с Туркменией напрямую.

Проблемы в отношениях «Газпрома» и RUE, а также создание «оранжевой коалиции» способно привести к новому радикальному пересмотру схем поставок газа в Украину и началу нового газового противостояния. С одной стороны, для этого созданы все предпосылки. Но с другой стороны, пойдет ли на это Кремль в условиях приближения выборов: ведь новая «война» вызовет резкое обострение отношений с Западом, что является фактором риска для выборов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net