Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

06.11.2007 | Татьяна Становая

Шаг навстречу бизнесу

1 ноября президент России Владимир Путин провел встречу с главами «Деловой России» и «ОПОРы России» Борисом Титовым и Сергеем Борисовым. Встреча проходила в узком составе, без представителей крупного бизнеса. Это не является уникальной ситуацией: традиционно в России власть начинает уделять высокое внимание малому и среднему бизнесу в преддверии выборов, ведь это достаточно большая электоральная группа. Именно в связи с этим, возможно, и связано обещание Путина дать поручение правительству РФ реформировать НДС.

Следует напомнить, что проблема администрирования НДС для российского бизнеса является одной из самых острых. На протяжении нескольких лет бизнес пытался и напрямую, через президента, и через либералов в правительстве добиться реформы администрирования НДС. Как заявил Сергей Борисов на встрече с Путиным, «сегодня огромное количество ресурсов в бухгалтериях и в бизнесе, и в налоговой инспекции, в других органах государственных, занимает огромное количество времени – до 60 процентов затрат идет на обслуживание этого налога». Существует проблема счет-фактур, возврата НДС, входящего и исходящего налога. На сегодня проблема НДС является для бизнеса, пожалуй, одной из самых острых.

Но, несмотря на это, власть последовательно негативно относилась к разного рода инициативам бизнеса в этой сфере. Полтора года назад бизнес активно участвовал в дискуссии с правительством о путях налоговой реформы, и экономический блок всерьез обещал улучшение налогового администрирования. Однако ситуация в целом не только не стала лучше, но и в некоторых аспектах предоставила власти даже больше рычагов давления на бизнес. Ясность и предсказуемость правил игры, за что так боролся бизнес, особенно после «дела ЮКОСа», так и не стала реальностью. Это принципиальная позиция власти: исходя из презумпции виновности и сохраняя бизнес в подвешенном состоянии, Кремль получает возможности влияния на позицию бизнеса и доступа к его ресурсам. Все же налоговые инициативы, как правило, носили политический характер. Так, в 2006 году Михаил Фрадков предложил значительно снизить НДС, тем самым, начав атаку на полномочия одного из самых сильных министров в правительстве – Алексея Кудрина. Кудрин НДС отстоял, отложив реформу на 2009 год.

Сейчас политический фактор, судя по всему, также является центральным. Впереди выборы, и Владимир Путин стоит во главе избирательного списка «Единой России». Кремль отказался от поддержки какой-либо из либеральных партий, позиционируя «Единую Россию» как правоцентристскую силу. Именно «ЕР» должна привлекать либерально настроенного избирателя, к которым в первую очередь относится бизнес.

Накануне выборов власть, возможно, решила привлечь симпатии бизнеса, особенно с учетом того, что в государственной экономической политике усиливается дирижизм и регулятивные функции государства. Государство уже не только регулирует, но и становится участником рыночных отношений. В политической сфере возвращается советская стилистика. Все это отпугивает либералов-прагматиков, которые ранее готовы были голосовать за «ЕР», а сейчас видят в ней некий «перебор». При этом СПС и «Яблоко» выглядят слишком слабыми, а «Гражданская сила» и Демпартия России выполняют лишь спойлерские функции. На этом фоне власть вынуждена посылать бизнесу некие сигналы, позволяющие показать, что она помнит о его интересах.

Во-первых, среднему и малому бизнесу обещано, что всерьез будет рассмотрен вопрос о реформе НДС. Как заявил Борисов на встрече с Путиным, совместно с «ЕР» предложено изменить администрирование НДС. «Просто его начисляют на другую налогооблагаемую базу без переходного исчисления входящего и исходящего налога. А начисляется он только собственно на добавленную стоимость, которая была в этой компании сделана. То есть это прибыль, амортизация, фонд оплаты труда и ЕСН, который начисляется на фонд оплаты труда. И очень простая схема: никаких переходящих НДС, никаких счетов-фактур огромного количества, которые сегодня мы вынуждены представлять в налоговую инспекцию», - заявил Борисов. Путин обещал дать правительству соответствующее поручение.

Стоит заметить, что подобная инициатива была косвенно поддержана Путиным на встрече только с представителями малого и среднего бизнеса. Тем самым президент не хочет давать крупному бизнесу возможность считать реформу налога своей заслугой, а население, негативно относящееся к «олигархам», не станет отождествлять действия Путина с лоббированием их интересов.Во-вторых, началась масштабная реформа Федеральной налоговой службы. ФНС является главным инструментом воздействия власти на бизнес. Именно благодаря налоговой службе государство добилось получения от ЮКОСа почти 1 трлн рублей, а также ликвидации империи Михаила Ходорковского, представлявшего политическую опасность для власти. Теперь же в ФНС грядет серьезное сокращение. В структуре центрального аппарата вместо действующих 22 управлений останется только 7. С 15 января 2008 года в одно управление налогообложения объединяется контроль всех налогов юридических и физических лиц. Кроме него, в структуре службы будут аналитическое, правовое и административное управления, а также управления контрольной работы, обеспечения и информатизации. Такая реформа может рождать надежды на повышение эффективности работы ФНС при отказе от «налогового террора».

Однако эти два «подарка» для бизнеса в действительности являются скорее громкими акциями. Тот факт, что президент дал поручение правительству рассмотреть предложение по НДС, не означает, что реформа будет одобрена. Более того, уже сразу против нее высказался Минфин. Глава департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин заявил «Коммерсанту», что его ведомство уже готово дать отрицательный отзыв на инициативу «делороссов», поскольку совсем недавно анализировало ее по поручению премьер-министра Виктора Зубкова и подготовило ему соответствующее письмо. «Внедрение этой схемы принесет много проблем, выгод же от нее мы не видим», - сообщил свою позицию глава департамента Минфина. Среди возникающих проблем можно также перечислить следующие: НДС перестает быть налогом на потребление, экспортеры остаются без возмещения НДС, у предприятий появляются стимулы занижать фонд оплаты труда и уводить прибыль в фирмы-однодневки.

Президент, обещая бизнесу реформу самого трудного налога – НДС, тем самым решает свои имиджевые и электоральные задачи. Однако и сам бизнес, разочаровываясь в возможностях партии власти, пытается сыграть на предвыборных интересах Кремля, вступив в более активный торг по налоговой реформе. Однако в действительности ожидать ощутимого изменения практики налоговых отношений власти и бизнеса пока не приходится: общая установка на сохранение «налогового пресса» на бизнес сохраняется.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net