Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

15.11.2005 | Татьяна Становая

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

Вчера впервые с весны 2004 года в высших эшелонах власти произошли серьезные кадровые перестановки. Это наложилось на обсуждение доклада британских консультантов из Control Risk Group (CRG) о политических рисках для иностранных инвесторов: в нем шла речь о возможной отставке председателя правительства РФ Михаила Фрадкова в 2006 году. Кадровые решения президента лишь усилили слухи о скором уходе главы кабинета министров и дали повод даже говорить о фамилии будущего преемника - Дмитрии Медведеве, назначенного первым заместителем председателя правительства РФ.

Первая и наиболее обсуждаемая версия кадровых перестановок - это продвижение теперь уже бывшего главы президентской администрации в преемники Владимира Путина. Учитывая опыт 1999 года, когда пост председателя правительства расценивался как наиболее эффективный трамплин для избрания на пост президента, можно согласиться, что и сейчас тот, кто за несколько месяцев до выборов станет главой правительства, в итоге возглавит страну. По данной версии, назначение Дмитрия Медведева первым заместителем председателя правительства, фактически вторым человеком в правительстве, является временным: по мнению наблюдателей, в 2006 году (может, раньше, может, позже) Фрадков уйдет в отставку, а Медведев займет пост главы правительства, фактически начав играть роль официального преемника президента.

Однако против этой версии есть контраргументы.

Во-первых, правительство - один из самых непопулярных органов власти. В течение ближайших лет ему придется принимать массу непопулярных решений в социальной сфере. До 2008 года руководители кабинета министров могут "сгореть", и их рейтинг окажется в большей степени отрицательным. Наиболее оптимальным для продвижения преемника является срок около полугода до выборов.

В то же время Медведев, как известно, назначен заместителем председателя правительства. А это означает, что основные "шишки" будут доставаться и дальше Фрадкову, а также наиболее непопулярным министрам: главам экономического блока и министру социального развития. Однако даже несмотря на это, приход на роль второго лица в орган власти, который не любят 44% населения, - весьма рискованный шаг для дальнейшей политической карьеры.

Во-вторых, как заявил Владимир Путин на традиционном совещании с членами правительства (именно на нем и было объявлено о кадровых решениях), он "принял предложение" председателя правительства Фрадкова. Президент дает понять, что инициатива назначения Медведева принадлежала главе кабинета министров, что может означать только одно: Владимир Путин стремиться показать, что это не ослабление, а усиление правительства под руководством Фрадкова. Ведь сомнения в реальных полномочиях Фрадкова после прихода в правительство Медведева напрашиваются сами собой, да и эксперты сразу заговорили, что именно Медведев и будет вскоре "преемником" Фрадкова.

Правда, в слова президента верится с трудом. Судя по всему, теперь Фрадков станет еще более технической фигурой, чем был ранее. Медведев - гораздо более влиятельная фигура, чем все правительство вместе взятое. Очевидно, что после таких перестановок кабинет министров станет более дееспособным и более влиятельным органом власти. Кроме того, слова президента можно расценить и как нежелание, чтобы Фрадкова считали "хромой уткой". Напомним, что Владимир Путин не раз высказывал удовлетворение работой правительства и на один из вопросов о вероятной отставке премьер-министра, заявил, что этого не будет.

В-третьих, в правительство закладывается очередное противоречие между влиятельным первым заместителем председателя правительства и председателем правительства. Трудно себе представить, как Фрадков на одном из заседаний кабинета министров попросит Медведева отчитаться о проделанной работе или призовет "уколоть" себя в "одно место", чтобы прибавить правительству работоспособности. Стоит также напомнить, что Михаил Фрадков в конфликте вокруг слияния "Роснефти" и "Газпрома" стоял на стороне первой, в то время как уже бывший глава президентской администрации Дмитрий Медведев отстаивал интересы "Газпрома", где он возглавляет совет директоров. Теперь два руководителя правительства - это две еще недавно конфликтующие стороны за энергетические активы. По одной из версий, назначение Фрадкова в 2004 году было пролоббировано заместителем главы президентской администрации Игорем Сечиным - главой совета директоров "Роснефти".

Таким образом, если Медведева и назначили на пост первого заместителя председателя правительства с целью дальнейшего продвижения сначала на пост главы кабинета министров, а затем и на пост главы государства, то добиться этой конечной цели будет не так просто, как кажется. Можно предположить, что Владимир Путин решил несколько ослабить "нагрузку" на Фрадкова, который с трудом справляется с министрами экономического блока, и передать основные рычаги Медведеву. Судя по всему, он и станет фактическим главой правительства. Только в этом случае его назначение как-то укладывается в логику кадровой политики президента.

Вторая версия, напротив, предусматривает, что Медведева понизили не только формально, но и реально. Первое, что следует из всех рокировок, это усиление заместителя руководителя администрации президента Игоря Сечина. Именно он получает возможность значительно усилить свое влияние за счет ухода в правительство Медведева: нынешний глава президентской администрации Сергей Собянин пришел в Кремль с поста губернатора Тюменской области. Собянин значительно более слабая фигура, чем Медведев. Сегодня губернаторы в России в своем политическом влиянии по мере возможности понижены до регионального уровня, в противовес 1999 году, когда именно главы регионов смогли выдвинуть своего кандидата на пост главы государства - Евгения Примакова. Кстати, показательно, что функции Собянина практически полностью повторяют функции Медведева, за одним исключением - из его сфер курирования выведено Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, возглавляемое Модестом Колеровым, бывшим руководителем агентства "Регнум".

Второе, что обращает на себя внимание - это повышение Сергея Иванова: помимо поста министра обороны он теперь будет занимать пост заместителя председателя правительства. Заметим, что Иванов также называется одним из наиболее вероятных "преемников" Владимира Путина. Достаточно странно, что президент, по первой версии, выводит Дмитрия Медведева в претенденты номер один на роль преемника, но при этом усиливает его "конкурента по цеху" Сергея Иванова.

Кроме того, реальная политическая власть в России традиционно принадлежит Кремлю, и правительство, какой бы сильной фигурой ни был его руководитель, всегда было в большей или меньшей степени функцией от администрации президента. При Владимире Путине зависимость правительства от администрации увеличилась многократно. Михаил Касьянов, бывший глава правительства, который считался креатурой ельцинской "семьи", был хотя и автономной, но неэффективной фигурой - именно потому, что не мог разрешить разногласия с Кремлем в свою пользу (по налоговой, административной, пенсионной реформам).

Правда, сегодня возможен и другой вариант: президент может пойти на сознательное усиление правительства и снижение его зависимости от администрации президента. Если брать за установку обещание президента не идти в президенты в 2008 году и сделать ставку на преемника, то вполне логично было бы создать некоторую институциональную основу для перераспределения полномочий в пользу той должности или поста, на который претендует Владимир Путин. Заметим, что последнее время заметно усиливается роль политических партий (вернее, "партии власти"). После принятия поправок в закон о политических партиях победившая на выборах в региональное законодательное собрание партия (а сегодня в подавляющем большинстве случаев это "Единая Россия") получит право предлагать президенту свою кандидатуру на пост губернатора. Президент в 2003 году выступал за идею назначения председателем правительства кандидатуры, которую предлагает парламентское большинство в Госдуме РФ. Пока на посту главы государства остается Владимир Путин, вся политика по усилению "партии власти" не имеет принципиального значения: создается лишь лишний повод для мотивации "единороссов" быть более успешными на выборах. Однако после ухода Владимира Путина в 2008 году все это нынешние инициативы Кремля могут пригодиться. Например, если предположить, что Владимир Путин займет пост лидера "партии власти" или главы правительства после 2008 года, то становится понятно, что ему будет выгодно иметь "под собой" более дееспособную, опирающуюся на реальные рычании власти, партию и правительство. В то же время все это остается лишь одним из сценариев решения "проблемы-2008".

Однако пока политологи спорят о том, началась ли президентская кампания или нет, ясно одно - последние рокировки - это усиление госвлияния на ТЭК. "Газпромовец" Медведев теперь будет определять экономическую политику правительства. Новый руководитель президентской администрации Сергей Собянин, кстати говоря, также является представителем ТЭКа. Весьма показательно подписанное в мае этого года им как тогдашним главой области и главой "Сургутнефтегаза" соглашение о создании благоприятных условий для совершенствования рыночных отношений, комплексном социально-экономическом развитии Тюменской области и развитии приоритетных отраслей промышленности, реализации целевых программ и проектов сотрудничества. Наконец, усиливается и влияние Сечина как главы совета директоров "Роснефти". Таким образом, произошедшие кадровые перестановки - это совмещение приятного с полезным: и к выборам надо подготовиться, и кремлевскую нефть "подкачать".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net