Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

22.11.2005 | Виталий Иванов

РОССИЯ - ЕВРОПА

Никогда не понимал смысла противопоставления России и Европы и, соответственно, всех рассуждений о том, что у нас 'не так' и можем ли мы когда-нибудь 'стать Европой'? Полагаю, что все дискуссии на эти темы есть ни что иное, как набор спекуляций. Европой (как Африкой или Азией) нельзя 'стать'. Можно ею быть или не быть. В этом отношении наше положение совершенно однозначное.

Географически Россия до Урала есть Европа, следовательно, политически континент простирается на востоке до Тихого океана. Исторически мы европейцы, и никакие религиозные и культурные противоречия и войны это не отменяют. Раз нет вопросов с признанием 'европейскости' Болгарии и Греции, которые, как и Россия, страны православные и наследники Византии, если всерьез обсуждается принятие в Евросоюз Турции, то о чем можно говорить? И мало ли кто кого когда хотел захватить и захватывал. Войны перепахали всю Европу десятки раз. И любую нашу опричнину или Кавказскую войну можно перекрыть религиозными войнами или многовековым геноцидом ирландцев. Последняя большая война закончилась 60 лет назад, но позвольте не поверить в 'конец истории'.

На что вовсе не следует обращать внимание, так это на мнение 'настоящих европейцев'. Люди нередко не любят своих родственников, даже отрекаются от них. Первое преступление, которое было совершено после грехопадения - братоубийство. Так что если кто-то нас не считает европейцами, мы от этого ими быть не перестаем.

Да, мы (вы) европейцы, согласятся многие. Но 'недоделанные', 'заплутавшие', а от того нуждающиеся в исправлении и сопровождении. На это принято возражать, что, мол, страна большая, климат холодный, татары нас обидели… Зачем оправдываться и тем самым признавать себя 'двоечниками' или неудачниками? Правильно будет прямо сказать, что да, в чем-то отставали - не от Европы в целом, а от тех или иных стран. А в чем-то шли с ними и другими параллельно и опережали. Например, у нас единое государство и единый правопорядок были созданы уже в XVI-XVII вв., а Германия и Италия объединились только в XIX в. Если говорить о техническом прогрессе XVIII-XIX вв., то его колыбелью была не вся Европа, а опять таки отдельные страны (Великобритания, Франция, затем Германия). Все остальные долгое время были потребителями и копиистами, но еще в позапрошлом веке Россия по многим позициям стала догонять лидеров. Успехи советской модернизации общепризнанны. Можно (и даже нужно!) проклинать коммунизм, но только не следует забывать, что сама идея коммунистического общества - европейская от начала до конца и проекты советской власти, начиная от индустриализации и кончая достижением всеобщей грамотности и эмансипации женщин, самые что ни на есть европейские.

Часто вывод о том, что 'Россия - не Европа' или 'не вполне Европа' основывается на приложении к нашей действительность неких 'универсальных' критериев, основанных на обобщении европейских достижений. Не говоря уже о сомнительности таких критериев в принципе, нужно заметить, что при выделении 'универсалий', разумеется, учитывается опыт только определенных стран, а порой из него просто выборочно берется то, что субъективно нравится. Исторические и современные различия между какими-нибудь Великобританией или Францией особо в расчет не принимаются. Игнорируется и то, что сами эти страны за последние десятилетия сильно менялись. Поэтому 'универсалии' оказываются относительными и даже произвольными. Из них можно составить образ некой 'идеальной Европы', который имеет мало общего с реальностью, с 'реальной Европой', особенно со 'старой' (западной) ее частью.

А 'реальная Европа' в наши дни, помимо прочего, это и бремя welfare state, включая высокие налоги на доходы, и старение коренного населения, и агрессивное поведение иммигрантских диаспор, небезуспешно пытающихся корректировать европейские общественные форматы под себя, и чудовищный кризис веры и морали и проч. Еще можно спорить о том, уперся ли либерально-социалистический путь в тупик или упрется через некоторое время, но уже очевидно, что златых врат в вечность на нем точно не встретилось.

На самом деле впору ставить вопрос не о том, является ли Россия Европой (ответ ясен), а о том, не стыдно, не позорно ли сейчас быть Европой? Может быть, те, кто пытается доказывать нашу 'инаковость' ('евразийцы', 'византисты' и пр.), правы с той точки зрения, что от Европы надо бежать сломя голову? Все так и не так. Не так, поскольку как попытки 'настоящих европейцев' от нас отмежеваться исторически ничтожны, так и ничтожно наше самоотречение. Уж кем родились…

Из этого следует, увы, неутешительный вывод, что нам тоже предстоит испить ту чашу проблем и бед, от которой уже не в силах оторваться наши братья.

Однако понятно, что те, кто пытаются отказывать нам в праве считаться частью Европы ('идеальной Европы' в первую очередь), имеют в виду несколько другое.

Да, мы не чтим юридические нормы, идеологию прав человека и не исповедуем демократию как гражданскую религию, как это в последние десятилетия официально принято у 'настоящих европейцев'. Но из этого отнюдь не следует, что соответствующие ценности нам чужды и мы можем выдвинуть им адекватную альтернативу. Всех европейцев отравило Просвещение, просто кого-то больше, кого-то меньше. И, перефразируя Кьеза, я не уверен, что 'проходимость демократии' у среднестатического жителя какого-нибудь Вроцлава или Кастеламаре-ди-Стабия выше, чем у уроженца Тамбова или Челябинска. Да, несмотря на все формальные старания властей, наша страна, наши люди весьма неполиткорректны. И это понятно, поскольку у русских нет поводов испытывать комплекс вины, например, за колониализм, и попытки нам навязывать нечто подобное вызывают лишь обратный эффект. Да, в России еще долго не будут (хочется верить - никогда) легализованы проституция, наркотики и однополые браки. Хотя пусть кто-нибудь попробует проделать это в Ирландии (где разводы разрешили только в 1997 г.) или в Польше…

Есть вещи, которые нельзя изменить. И самое разумное, что следует делать - оставаться самими собой.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net