Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.11.2007 | Татьяна Становая

РАН и Минобразования: компромисс найден

В конце марта этого года общее собрание РАН единогласно приняло академический устав, который противоречил правительственному варианту. Как следствие, на заседании правительства 1 апреля кабинет министров не утвердил Устав. Между Минобразования и академическим сообществом вновь разгорелся конфликт, который являлся едва ли не самым принципиальным вокруг реформы науки и который удалось разрешить лишь спустя восемь месяцев.

На протяжении 2004-2005 года правительство с огромным трудом пыталось утвердить программу развития науки, фактически ломающую всю доставшуюся от советского времени систему, снижающую самостоятельность академических кругов и переводящую их финансово-хозяйственную деятельность под госконтроль. С точки зрения интересов правительства и президента, необходимо увеличивать эффективность и конкурентоспособность науки, для чего избавляться от неэффективного «балласта», доставшегося с советских времен. Для этого, в частности, была разработана Концепция, в соответствии с которой предполагалось акционировать научные учреждения, часть из них приватизировать, часть ликвидировать.

Однако весьма радикальные реформы вызвали большое сопротивление со стороны, прежде всего, академического сообщества, а, в частности, руководства Российской академии наук. Итоговая программа, принятая летом 2005 года, была заметно смягчена: планы по ликвидации были значительно сокращены, возможность акционирования НИИ пересмотрена. К 2010 году планировалось провести анализ в отношении всех 2760 ныне существующих государственных научных учреждений и, в зависимости от итогов (критерий эффективности научного учреждения – это ресурсообеспеченность ученых), часть учреждений акционировать и затем продать. Другие будут преобразованы в государственные автономные некоммерческие организации: формально они останутся в госсобственности, но перейдут на собственные источники финансирования. Планируется также повысить к 2008 году заработную плату ученых до 30 тыс. руб. в месяц. Однако правительство отсеяло главное: президент РАН назначался президентом, а устав – правительством.

Согласование реформы стало победой министра образования Андрея Фурсенко, однако не менее острым оказался вопрос о судьбе нового Устава: его непринятие грозила пересмотром едва ли не всей реформы. «Модельный» проект Устава, принятый правительством, предусматривал, в частности, введение наблюдательного совета из представителей органов власти, которому планировалось отдать административно-финансовые полномочия в системе РАН, и введение новых принципов финансирования академии. Реальные властные полномочия, в частности, по управлению бюджетом, перераспределялись в пользу правления (президент и назначаемые им вице-президенты) и наблюдательного совета, а функции президиума сводились к экспертным. Тем самым, по задумке авторов реформы, планировалось отделить хозяйственные функции от научных и поставить первые под контроль государства. В этом случае сами ученые лишались бы значительной экономической базы, а значит, и самостоятельности. Фактически речь идет о значительном снижении автономии академических кругов от государства. Однако наибольшее раздражение вызывал все-таки наблюдательный совет, который воспринимается учеными как оскорбление.

В итоге РАН утвердила свой Устав, проигнорировав «модельный» вариант. В нем не упоминался проектный принцип финансирования академии. Академик Г. Месяц заявил, что «система конкурсного распределения денег в РАН неприемлема, поскольку «по некоторым направлениям науки существует по одному исследователю, и вообще, не стоит соревноваться Дубне и Иркутску». Более того, академики отказались от закрепления в уставе возрастного ограничения для руководителей РАН, достигших 70-летнего возраста, и от нормы, запрещающей занимать руководящую должность дольше двух сроков. Такой «демарш» академиков стал политическим протестом против реформирования науки и конкретно против политики министра образования и науки Андрея Фурсенко, позиции которого и без того ослаблены.

Однако за несколько месяцев Фурсенко удалось добиться компромисса. Правда, не обошлось и без важнейших уступок. Так, РАН добилась, что фактическим управлением все-таки будет заниматься не наблюдательный совет, а президиум, то есть сами академики. Более того, как пишет «Коммерсант», академия получила беспрецедентную финансовую самостоятельность, фактически приравнивающую ее к органу федеральной власти. По сути, она становится полноправным субъектом бюджетного планирования - сможет самостоятельно выходить на МЭРТ и Минфин и, главное, участвовать в формировании бюджета на науку (годовой бюджет РАН составляет порядка 20 млрд руб.). «Это очевидная победа научного сообщества в тех условиях, которые у нас сложились»,- считает вице-президент РАН Геннадий Месяц.

В то же время РАН будет обязана представлять ежегодные финотчеты и проводить внешний аудит, а контролировать направление средств на фундаментальную науку (порядка 46 млрд руб. на 2008 год) станет координационный совет, в который планируется включить чиновников. Кроме того, влияние государство на Академию наук остается значительным и в кадровом вопросе. Так, обязанности вице-президента Академии исполняет близкий к Кремлю Михаил Ковальчук, чей брат Юрий контролирует влиятельный банк «Россия». Заместителями президента РАН (это руководящая должность в аппарате Академии, которую может занимать человек, не входящий в ее состав) являются бывший заместитель директора ФСБ Владимир Шульц (некоторое время являвшийся заместителем Виктора Черкесова в питерском управлении ФСБ) и бывший замминистра финансов Андрей Петров.

Конфликт Минобразования и РАН завершился в целом удачно, и удовлетворены были обе конфликтующие стороны. Власть добилась самого главного: политического контроля над РАН (возможность вводить в руководство правительственных чиновников и назначение президента РАН Указом президента), а торг велся исключительно о цене установления такого контроля. В итоге правительство вернуло себе рычаги управления слишком амбициозной, автономной и вместе с тем «закостенелой» и неэффективной кастой советских академиков, а сами академики сохранили отличные возможности для финансово-хозяйственной деятельности. Теперь главным вопросом становится избрание нового президента, чье имя также, видимо, стало предметом компромисса. По данным «Коммерсанта», в мае 2008 года президентом будет избран Ковальчук. Правда, до этого его еще надо избрать академиком (в настоящее время он является лишь членом-корреспондентом РАН, поэтому и не может быть даже ее полноправным вице-президентом, оставаясь лишь «и.о.»).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net