Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

30.11.2005 | Валерий Выжутович

ПОРТФЕЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Численное могущество российского госаппарата все прирастает. За последнюю неделю статс-секретарями в ранге заместителей министра обзавелись сразу пять министерств - Минобразования и науки, Минрегион, Минтранс, Минюст и Минздравсоцразвития. Четыре месяца прошло с тех пор, как по неоднократным просьбам министров была учреждена должность статс-секретаря, отвечающего за разработку законодательных проектов и связи с Госдумой, - и вот новая графа в штатном расписании стала обретать имена и фамилии. Кроме того, пополнился верхний эшелон в МЧС - там только что появился четвертый замминистра.

По темпам прироста руководящих должностей от министерств не отстают и федеральные агентства. На днях принято решение увеличить число заместителей с пяти до шести в Федеральном агентстве по особым экономическим зонам.

Целесообразность возникновения новых штатных единиц в правительственных структурах не может быть поставлена под сомнение или, наоборот, безоговорочно приветствоваться, пока не будет получен результат - положительный или отрицательный. Поживем, посмотрим. Но одно очевидно уже сейчас: установленные административной реформой лимиты на вице-премьеров (не более одного), заместителей министров и глав федеральных агентств (не более двух) значительно превышены.

Впрочем, никто и не говорил, что изменение числа и рассадки должностных лиц, деление ведомств на правоустанавливающие (министерства), правоприменительные (агентства) и контрольно-надзорные (службы) - меры самодостаточные. Было понятно: структурные новации - лишь стартовое условие для перевода государственной машины в новый, более эффективный режим. Организационный хаос первых месяцев лишь подтвердил, что 'портфельная революция' невозможна - живая реальность не умещается в умозрительные схемы и конструкции, сколь бы совершенными они ни казались на стадии кабинетных расчетов.

То, что мы наблюдаем сегодня, это скорее 'портфельная эволюция'. Естественная и необходимая притирка новых управленческих подразделений друг к другу, отработка их взаимодействия и - разрастание госаппарата. Разрастание вопреки стратегическому замыслу, но в полном соответствии закону Паркинсона: чиновник множит чиновников.

Но дело даже не в том, что вместо намеченного сокращения чиновничьего поголовья происходит его расширенное воспроизводство. Так - во всем мире; закон Паркинсона универсален и одинаково применим к бюрократии любой страны. Дело в другом, гораздо более существенном: разделение функций между министерствами, агентствами и службами не соблюдается. Скажем, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека наделена функцией 'лицензирования видов деятельности' и 'государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов'. А основными функциями Федерального агентства морского и речного транспорта являются 'издание индивидуальных правовых актов, ведение реестров, регистров и кадастров'. То есть в обоих случаях ведомства заняты не своим делом. Но так уж устроен чиновник. Он хочет и сам устанавливать правила, и сам контролировать их исполнение. Это ему удобней и привычней.

Слово 'саботаж' применительно к осуществлению административной реформы президентом пока не употреблялось. Но неудовлетворенность работой на этом направлении была высказана без всяких эвфемизмов: 'Административная реформа затянулась... Российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны... Считаю, бюрократию надо не убеждать уменьшать свои аппетиты, а директивно ограничивать'.

Неэффективность государственной машины сводит на нет любые реформаторские начинания. Но разговор уже не только и не столько о том, сколь успешной оказалась реорганизация правительственного аппарата. Речь о необходимости принципиального, качественного обновления власти. Между тем сценарии этого обновления были написаны самими же чиновниками. То есть теми, кто, собственно, и является важным и отнюдь не последнеочередным объектом преобразований. Как разрабатывался план сокращения избыточных и дублирующих функций правительственных подразделений? Откуда чиновники, сочинявшие этот план, черпали информацию? Ну, разумеется, из аппаратных недр все тех же министерств и ведомств. Каждое их них поделилось соображениями, чьи функции следует упразднить и кто кого дублирует. И, ясное дело, всяк продемонстрировал свою необходимость и незаменимость, обнаружив перебор прерогатив и никчемный дубляж исключительно у кого-то другого.

Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос.

Если административная реформа окажется сведена лишь к изменению структуры исполнительной власти и варьированию количества заместителей у министров, толку не будет. В конце концов неважно, сколько в России чиновников (по доле должностных лиц федерального уровня в остальном населении наша страна, как ни трудно в это поверить, отстает от Европы и США). Важно другое - какова она, отечественная бюрократия. И прежде всего - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению. Регистрация, оформление паспортов, выдача всяческих справок и разрешений - по тому, как чиновники справляются с этой рутинной работой, можно судить, сколь эффективен в целом госаппарат. Заодно получить представление и о степени его коррумпированности. По данным фонда 'Индем', отечественные столоначальники ежегодно собирают с граждан взяток на 3 млрд. долларов, а с легального бизнеса - на 30 млрд. Это сопоставимо с доходной частью российского бюджета. Как сказал председатель РСПП Александр Шохин, оценив недавно внедренную - упрощенную - регистрацию предприятий по принципу 'одного окна': 'Вместо окна получилась амбразура, взять которую можно только при помощи денег'.

Но разговоры о том, что достойное жалованье - лучшая профилактика чиновничьего мздоимства, - прекраснодушная болтовня.

Если государство определяет правила игры на рынке и выступает на этом же рынке самостоятельным игроком, то коррупция будет вопроизводиться в автоматическом режиме.

И еще. Вместо серьезного реформирования госаппарата мы подчас наблюдаем возврат к дремучей советской практике. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой и теплой должностью. Система органов власти у нас по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок у трона. От вечного, неутомимого конструирования 'сдержек и противовесов'. От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.

Если, реорганизуя систему управления, правительство и впредь будет действовать сообразуясь с сиюминутным кадровым пасьянсом и изменчивой политической конъюнктурой, административная реформа закончится не начавшись, а сама идея ее будет дискредитирована.

Административную реформу пытались проводить едва ли не все отечественные правители - каждый в свое время. Такую задачу ставил и Владимир Путин, констатируя, что 'колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом'.

Как показывает многовековой российский опыт, отчасти запечатленный творениями Гоголя и Щедрина, госаппарат у нас реформированию не поддается. И в этом - его неубывающее могущество.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net