Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.12.2007 | Светлана Самойлова

Изменение риторики

Польша является одной из так называемых «проблемных» стран, с которыми Россия пока не может выстроить эффективный диалог. К числу таких стран относят Грузию, страны Балтии, частично - Украину. Здесь есть как набор глубоких и болезненных исторических проблем, связанных с советским прошлым, так и набор современных разногласий, усугубляющихся растущей геополитической конкуренцией между Россией и США. На прошлой неделе новый премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Польша готова снять эмбарго на переговоры России и ЕС по соглашению о стратегическом сотрудничестве. Кроме того, он заявил, что Польша не будет препятствовать вступлению России в ВТО и ОЭСР.

Особенности российско-польских отношений до последнего времени характеризовались общим негативным эмоциональным фоном. Бывший премьер-министр Ярослав Качиньский оперировал антироссийской риторикой и занимал жесткую антироссийскую и ярко выраженную проамериканскую позицию. Причем речь идет не столько о проблеме ПРО: например, Чехия также готова положительно решить вопрос о размещении элементов ПРО США на своей территории. Однако общий диалог России и Чехии является достаточно эффективным, что выражается и в плодотворном энергетическом сотрудничестве, и в доброжелательной риторике. В отличие от Чехии, Польша открыто конфронтирует с Россией, претендуя на региональное лидерство и роль эксклюзивного партнера США в Центральной Европе. Неслучайно именно Польша выступила с идеей создания «энергетического НАТО», способной значительно затруднить реализацию российской энергетической стратегии в Европе. Как следствие - отношения двух стран проходят испытания по многим направлениям одновременно. Самым ярким свидетельством этому стало вето Польши на переговоры ЕС и России по новому соглашению о стратегическом партнерстве. Вето было введено в связи с отказом России импортировать польское мясо, которое, якобы, не соответствует требованиям Москвы. Для разрешения ситуации РФ настаивает на инспекции мясных комбинатов, что категорично отвергалось польской стороной.

Смена правительства родила в России надежду на потепление отношений. И надежда стала оправдываться. На пресс-конференции 27 ноября премьер-министр страны Дональд Туск заявил, что официальная Варшава не будет блокировать переговоры РФ по вступлению в ОЭСР и ВТО. Кроме того, Туск выразил готовность обсуждать проблему снятия вето на переговоры России и ЕС. Туск подтвердил намерение Варшавы обсуждать проблему размещения систем ПРО США с Россией. «Варшава хотела бы обсудить эту тему как с НАТО, так и с ближайшими соседями Польши, в том числе и с Россией», - сказал премьер. С Москвой нужно говорить, по его мнению, поскольку «в России много опасений насчет ПРО» и «надо развеять эти опасения». Для этого Туск готов нанести визит в Россию «как можно скорее». Точно можно будет говорить о сроках его поездки после того, как 6 декабря этого года в Брюсселе пройдет встреча министров иностранных дел. «Уверен, что ни нам, полякам, ни россиянам не придется долго ждать этого визита и выгодных для нас договоренностей», - подчеркнул Дональд Туск. Тем не менее, у российско-польского потепления есть очень жесткие ограничители.

Во-первых, Польша не меняет свой общий внешнеполитический курс, который основан на активном сотрудничестве с США. Стоит заметить, что Туск не поставил проблему целесообразности размещения элементов ПРО на территории своей страны, он лишь обратил внимание на необходимость снять опасения Москвы. Пока это сделать никому не удается и вряд ли удастся: Кремль четко дает понять, что ПРО в Восточной Европе недопустимо.

Во-вторых, президентом страны остается Лех Качиньский. Несмотря на то, что его роль в определении приоритетов внешней политики скорее представительская, конфликты здесь неизбежны, и первые недели работы Туска это подтвердили. Заявления Туска о готовности Польши не препятствовать вступлению России в ОЭСР вызвали негативную реакцию президента. Качиньский выразил крайнее удивление тем, что официальная позиция Варшавы в отношении вступления РФ в ОЭСР вдруг изменилась. В ответ премьер отметил, что, в соответствии с Конституцией, именно премьер определяет внешнюю политику страны, а президент лишь представляет Польшу на международной арене. «Я не хочу никого оставлять в области домыслов, - сказал Туск. - Конституция и польский закон однозначно утверждают, что я как премьер польского правительства отвечаю за проведение внешней политики».

Заявления Туска – положительный шаг, который способен дать толчок нормализации двусторонних отношений. Однако пока оснований для оптимизма не так много: проамериканский вектор в целом сохранится, так же как и готовность страны сотрудничать с США в вопросе ПРО. А это значит, что главная проблема, лежащая в основе кризиса двухсторонних отношений, никуда не денется. В то же время важно отметить, что изменение риторики польского руководства способно наладить главное – эффективной диалог, который, если и не приведет к разрешению проблем, то способен, как минимум, стабилизировать отношения, снизив негативный эмоциональный накал.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net