Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.12.2007 | Светлана Самойлова

Изменение риторики

Польша является одной из так называемых «проблемных» стран, с которыми Россия пока не может выстроить эффективный диалог. К числу таких стран относят Грузию, страны Балтии, частично - Украину. Здесь есть как набор глубоких и болезненных исторических проблем, связанных с советским прошлым, так и набор современных разногласий, усугубляющихся растущей геополитической конкуренцией между Россией и США. На прошлой неделе новый премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Польша готова снять эмбарго на переговоры России и ЕС по соглашению о стратегическом сотрудничестве. Кроме того, он заявил, что Польша не будет препятствовать вступлению России в ВТО и ОЭСР.

Особенности российско-польских отношений до последнего времени характеризовались общим негативным эмоциональным фоном. Бывший премьер-министр Ярослав Качиньский оперировал антироссийской риторикой и занимал жесткую антироссийскую и ярко выраженную проамериканскую позицию. Причем речь идет не столько о проблеме ПРО: например, Чехия также готова положительно решить вопрос о размещении элементов ПРО США на своей территории. Однако общий диалог России и Чехии является достаточно эффективным, что выражается и в плодотворном энергетическом сотрудничестве, и в доброжелательной риторике. В отличие от Чехии, Польша открыто конфронтирует с Россией, претендуя на региональное лидерство и роль эксклюзивного партнера США в Центральной Европе. Неслучайно именно Польша выступила с идеей создания «энергетического НАТО», способной значительно затруднить реализацию российской энергетической стратегии в Европе. Как следствие - отношения двух стран проходят испытания по многим направлениям одновременно. Самым ярким свидетельством этому стало вето Польши на переговоры ЕС и России по новому соглашению о стратегическом партнерстве. Вето было введено в связи с отказом России импортировать польское мясо, которое, якобы, не соответствует требованиям Москвы. Для разрешения ситуации РФ настаивает на инспекции мясных комбинатов, что категорично отвергалось польской стороной.

Смена правительства родила в России надежду на потепление отношений. И надежда стала оправдываться. На пресс-конференции 27 ноября премьер-министр страны Дональд Туск заявил, что официальная Варшава не будет блокировать переговоры РФ по вступлению в ОЭСР и ВТО. Кроме того, Туск выразил готовность обсуждать проблему снятия вето на переговоры России и ЕС. Туск подтвердил намерение Варшавы обсуждать проблему размещения систем ПРО США с Россией. «Варшава хотела бы обсудить эту тему как с НАТО, так и с ближайшими соседями Польши, в том числе и с Россией», - сказал премьер. С Москвой нужно говорить, по его мнению, поскольку «в России много опасений насчет ПРО» и «надо развеять эти опасения». Для этого Туск готов нанести визит в Россию «как можно скорее». Точно можно будет говорить о сроках его поездки после того, как 6 декабря этого года в Брюсселе пройдет встреча министров иностранных дел. «Уверен, что ни нам, полякам, ни россиянам не придется долго ждать этого визита и выгодных для нас договоренностей», - подчеркнул Дональд Туск. Тем не менее, у российско-польского потепления есть очень жесткие ограничители.

Во-первых, Польша не меняет свой общий внешнеполитический курс, который основан на активном сотрудничестве с США. Стоит заметить, что Туск не поставил проблему целесообразности размещения элементов ПРО на территории своей страны, он лишь обратил внимание на необходимость снять опасения Москвы. Пока это сделать никому не удается и вряд ли удастся: Кремль четко дает понять, что ПРО в Восточной Европе недопустимо.

Во-вторых, президентом страны остается Лех Качиньский. Несмотря на то, что его роль в определении приоритетов внешней политики скорее представительская, конфликты здесь неизбежны, и первые недели работы Туска это подтвердили. Заявления Туска о готовности Польши не препятствовать вступлению России в ОЭСР вызвали негативную реакцию президента. Качиньский выразил крайнее удивление тем, что официальная позиция Варшавы в отношении вступления РФ в ОЭСР вдруг изменилась. В ответ премьер отметил, что, в соответствии с Конституцией, именно премьер определяет внешнюю политику страны, а президент лишь представляет Польшу на международной арене. «Я не хочу никого оставлять в области домыслов, - сказал Туск. - Конституция и польский закон однозначно утверждают, что я как премьер польского правительства отвечаю за проведение внешней политики».

Заявления Туска – положительный шаг, который способен дать толчок нормализации двусторонних отношений. Однако пока оснований для оптимизма не так много: проамериканский вектор в целом сохранится, так же как и готовность страны сотрудничать с США в вопросе ПРО. А это значит, что главная проблема, лежащая в основе кризиса двухсторонних отношений, никуда не денется. В то же время важно отметить, что изменение риторики польского руководства способно наладить главное – эффективной диалог, который, если и не приведет к разрешению проблем, то способен, как минимум, стабилизировать отношения, снизив негативный эмоциональный накал.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net