Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.12.2007 | Светлана Самойлова

Каждой твари – по паре

После подведения итогов парламентских выборов вновь избранные депутаты Госдумы приступили к распределению руководящих постов. Спикером Госдумы останется Борис Грызлов. Число комитетов будет увеличено с 29 до 32, при этом шесть из них достанутся оппозиционным фракциям.

В ходе избирательной кампании в Госдуму в СМИ активно циркулировали слухи о вероятности ухода Бориса Грызлова с поста спикера. Предполагалось, что он может стать послом в одной из стран, что означало бы фактически политическую ссылку. Сам факт появления таких слухов свидетельствовал о неоднозначности мнений в Кремле относительно судьбы Грызлова. В СМИ фигурировали слухи о непростых отношениях Борисы Грызлова и куратора партии Владислава Суркова, что также давало некие основания для неблагоприятного в отношении лидера «ЕР» прогноза. Однако в действительности Кремль сейчас заинтересован только в одном: сохранении стабильности и закреплении того контроля, которое он имел в Госдуме. Смена спикера противоречила этим целям.

У спикера будет 10 заместителей. От «Единой России» будет 7 замов, среди которых один первый: им, как и в прошлой думе станет Олег Морозов. Первый вице-спикер Любовь Слиска становится «простым» замом Грызлова. Заместителями председателя также останется Юрий Волков, в свое время получивший этот пост как компенсацию за уход с должности председателя исполкома «Единой России», и Вячеслав Володин. Помимо них, посты получат экс-заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Надежда Герасимова (креатура Сергея Шойгу), олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова и главный лоббист интересов «Газпрома» Валерий Язев.

Вице-спикером от КПРФ будет Иван Мельников (лидером фракции останется Геннадий Зюганов), что усиливает его позиции: возглавляя список партии в Москве, Мельников сыграл значительную роль в успехе партии, которая существенно увеличила свою электоральную поддержку в столице. Зампредом Госдумы от ЛДПР – Владимир Жириновский, от «СР» - Александр Бабаков. Борис Грызлов сохранит за собой должность и лидера фракции, в отличие от Владимира Жириновского, который отдал этот пост, как и в прошлой Думе, своему сыну Игорю Лебедеву. Правда, именно Жириновский будет представлять фракцию на традиционных встречах с президентом. Интрига вокруг избрания лидера фракции была в «СР», где, по данным СМИ, существовала конкуренция между «правой рукой» Миронова Николаем Левичевым и одним из главных спонсоров - Александром Бабаковым. В итоге главой был избран именно Левичев, что стало успехом Сергея Миронова.

Распределение комитетов не принесло особых сюрпризов, кроме одного: в Кремле было принято решение предоставить оппозиции по два руководящих поста. Всего число комитетов будет увеличено с 29 до 32. 26 из них останутся за партией власти (в прошлой Думе она контролировала все комитеты). При этом руководители 18 из 26 сохранят свои посты. Это Владимир Плигин (комитет по госстроительству), Павел Крашенинников (комитет по законодательству), Андрей Исаев (по социальной политике), Юрий Васильев (по бюджету), Владислав Резник (по финансовым рынкам), Евгений Федоров (по экономической политике), Виктор Плескачевский (по собственности), Владимир Васильев (по безопасности), Константин Косачев (по международным делам), Олег Ковалев (по регламенту), Наталья Комарова (по природным ресурсам) и т.д. Мартин Шаккум, который возглавлял комитет по промышленности, станет главой нового комитета по строительству и земельным отношениям.

КПРФ получит в свое распоряжение комитет по промышленности (его возглавит Юрий Маслюков, бывший вице-премьер в правительстве Евгения Примакова) и комитет по делам национальностей (Валентин Купцов). «СР» достанется комитет по науке (Валерий Черешнев) и по делам женщин, семьи и детей (Светлана Горячева). ЛДПР будет контролировать комитет по делам СНГ (Алексей Островский) и по делам молодежи (Павел Тараканов). Как стало известно СМИ, комитеты распределялись в Кремле, а сами партии не имели к этому никакого отношения, что вызвало недовольство. Например, в «СР» отказались от комитета по региональной политике, взамен получили комитет по науке, который должен был достаться КПРФ (на место уже прочили Жореса Алферова).

Сам факт того, что оппозиции дали по два комитета, является политически значимым. Стоит напомнить, что распределение комитетов в Госдуме с 1993 года напрямую зависело от способности партии власти контролировать большинство. В 1993 и 1995 годах в отсутствие такового посты распределялись на основе пакетного соглашения - негласного правила, в соответствии с которым посты доставались фракциям пропорционально количеству мандатов. В 1999 году по итогам выборов посты распределились уже на основании созданных ситуативных коалицией провластных фракций сначала с КПРФ, а потом с либералами. В 2003 все посты монополизировала «Единая Россия», что вызвало бурю негодования со стороны оппозиции.

На этом фоне тот факт, что по два руководящих поста досталось, помимо «Единой России», другим фракциям, выглядит недостаточно логичным. Однако в действительности ситуация сейчас гораздо более контролируема со стороны Кремля. «ЕР» имеет гораздо более устойчивое конституционное большинство, а депутаты гораздо в большей степени зависят от своих партий (в прошлой Думе было много более автономных и самодостаточных одномандатников). В связи с этим Кремлю удобнее договориться, взамен усилив свое влияние на них, чем идти на новый конфликт. Стоит заметить, что, например, КПРФ, по некоторым данным, согласилась по итогам торга с Кремлем провести акцию против фальсификации итогов выборов с ощутимым опозданием, и эффективность этой акции существенно снижается. В то же время к президентским выборам не допущен конкурент Зюганова в левом движении, бывший «гекачепист» Олег Шейнин, который мог бы выступить в роли спойлера по отношению к лидеру КПРФ. Кроме того, предоставление комитетов оппозиции является неким неприятным жестом для партии власти, чья монополия негативно сказывалась на качестве ее законотворческой деятельности.

Руководство нынешней Думы обновилось незначительно, ключевые посты сохранили за собой прежние руководители. Одновременно, в условиях конституционного большинства и снижения роли парламента в целом, значимость самого процесса распределения постов резко снижается. Кремль предпринял все усилия для того, чтобы новая Дума не только мало чем отличалась от старой, но и была в еще большей степени ему подконтрольной за счет расширения большинства. Также в ней значительно снижено число реально оппозиционных депутатов (они фактически сосредоточены только во фракции КПРФ, которая при этом является весьма договороспособной), что и позволило Кремлю проявить некоторую степень плюрализма при дележе комитетов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net