Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

21.01.2008 | Татьяна Становая

Политический конфликт перед «газовой войной»?

16 января Украина подала заявку на присоединение к плану действий для вступления в НАТО. Это один из важнейших шагов в рамках атлантической интеграции. Посол России в Украине Виктор Черномырдин заявил, что Россия «будет вынуждена пересмотреть» отношения с Киевом. Одновременно новое правительство во главе с Юлией Тимошенко инициировало пересмотр газовых отношений с Россией. Речь идет как об отказе от услуг посредника в лице RUE, так и о значительном повышении цен на транзит российского газа в Европу. В ответ Россия пригрозила резким ростом цен на газ для Украины. Впервые после кризиса конца 2005 - начала 2006 годов Россия и Украина вновь оказались на грани острого политического конфликта, который способен затронуть практически все сферы сотрудничества. Первым итогом этого стала отмена запланированного на 23 января визита Юлии Тимошенко в Москву.

За последние три года отношения России и Украины претерпели качественные изменения, в основе которых лежит «оранжевая революция». Политическое руководство Украины выбрало прозападный вектор развития с перспективой вступления в НАТО и ЕС. Это в свою очередь стало одной из причин резкого обострения отношений России и Запада в целом, а также России и США в частности. Одновременно Кремль пересмотрел и отношения с Украиной: в 2005 – начале 2006 года это вылилось в «газовую войну». Позиция Москвы состоит в том, что нежелание Украины учитывать национальные интересы России (в первую очередь в контексте возможного вступления в НАТО) должно вести к прагматизации отношений: Россия отказалась «субсидировать» экономику Украины за счет дешевого газа. Здесь же важно напомнить и появление новых «войн памяти» - борьба Украины за признание голодомора и героизация ОУН-УПА, о чем свидетельствуют законопроекты, недавно внесенные в Раду.

Отношения с Украиной на протяжении трех лет остались в целом очень сложными. После кризиса, связанного с победой в этой стране «оранжистов», последовала «газовая война» в конце 2005 – начале 2006 гг. Стабилизация наступила в 2006 году, когда Россия добилась важнейших для себя уступок. Во-первых, были значительно повышены цены на газ: в Украину шел российский газ в малых объемах по высокой, среднеевропейской цене, который смешивался с дешевым среднеазиатским. В итоге средняя цена получалась в 2006 году – 95 долларов за тысячу кубометров, в 2007 – 135, в 2008 - 176,5.

Поставки осуществляются через посредника «РосУкрЭнерго» (RUE), который контролируется на паритетных началах «Газпромом» и украинскими бизнесменами (Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин), давно работавшими с «Газпромом». Во-вторых, была введена гибкая система управления ценами на газ, позволяющая «играть» ими в зависимости от степени «враждебности» политического руководства Украины за счет изменения соотношений дорогого российского и дешевого среднеазиатского газа. Россия и раньше могла повышать цену на газ, однако это было трудно обосновать иначе, кроме как политическими мотивами. Теперь была введена система, позволяющая России подчеркивать рыночную природу своих решений. В-третьих, транзит газа был отвязан от контрактов на его поставку Украине, что снижало политические риски экспорта «голубого топлива» в Европу – в период «газовой войны» это было едва ли не главной проблемой Кремля (в то время Россия готовилась презентовать на саммите G8 свою концепцию энергозависимости потребителей и производителей газа).

Стабилизации отношений России и Украины в 2006 году способствовала смена правительства. Вместо Юлии Тимошенко к власти пришел «технический» Юрий Ехануров – фигура, не вызывающая раздражения в Кремле и вполне договороспособная. Еще более улучшило ситуацию избрание премьер-министром Виктора Януковича – лидера основной «антиоранжевой» политической силы, который воспринимается как прагматичный политик, не готовый идти на очевидно раздражающие Москву шаги. Несмотря на то, что Янукович во многом также разделяет прозападные ориентиры, он в отличие от «оранжевых политиков» имеет другую идентичность и опирается на близкий к России по культуре и менталитету восток страны. Это вместе с его прагматичностью значительно облегчало диалог с российским руководством и позволяло идти на знаковые уступки. Например, осенью 2006 года правительство Украины сняло блокаду с Приднестровья, чем значительно усложнило реализацию «плана Ющенко» по урегулированию приднестровской проблемы и позволило России сохранить доминирование в регионе. Янукович также активно выступал против поспешного вступления Украины в НАТО. И хотя он одновременно вел переговоры с НАТО о возможностях вступления, Россия видела в Януковиче инструмент торможения общего процесса евроатлантической интеграции Украины (прежде всего по причине конкуренции Януковича с «оранжевыми»).

Таким образом, в последние два года кризис отношений двух стран заметно смягчился. «Оранжевые» политики теряли поддержку «снизу», а «восточные» политические силы брали инициативу. Тем не менее, системная проблема евроатлантической интеграции Украины не исчезла и сохраняет свою актуальность.

Досрочные парламентские выборы, создание «оранжевой коалиции» и избрание Юлии Тимошенко премьер-министром страны создали основу для нового обострения российско-украинских отношений. Здесь есть и персональный фактор: Тимошенко, несмотря на свою политическую гибкость, персонально трудно воспринимается в Кремле. И крайняя политизированность позиции «оранжевых»: для них приоритет вступления в НАТО является одним из центральных и идеологически выстроенных, что априори сказывается на отношениях с Россией. Досрочные парламентские выборы привели к изменению баланса сил в Украине в пользу прозападных сил, что ведет к прямому столкновению интересов. «Оранжевая» власть Украины следует логике ускорения евроатлантической интеграции, а российская – логике противостояния этому.

Уже 16 января президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и спикер Верховной рады Анатолий Яценюк обратились в НАТО с просьбой рассмотреть возможность ее присоединения к плану действий по членству в организации на Бухарестском саммите (Румыния) в апреле. Впервые и подчеркнуто все ветви власти в Украине демонстрируют консенсус относительно атлантической интеграции. На Западе осторожно относятся к такой поспешности. Например, американский сенатор Ричард Лугар заявил, что письмо украинских лидеров — только начало дискуссии среди членов НАТО и в самой Украине о членстве в блоке. Однако в данном случае для руководства Украины важно засвидетельствовать и подтвердить свою политическую волю. Одновременно не исключается и проведение соответствующего референдума: напомним, что об этом, в частности, говорится в Универсале национального единства, подписанном в 2006 году президентом Ющенко и участниками антикризисной коалиции, в числе которых и был Янукович. Большинство населения Украины, по опросам, выступает против вступления в Североатлантический альянс, но, несмотря на это, власть готовится убеждать украинцев. Как заявил председатель парламентского комитета по евроинтеграции Борис Тарасюк, за всю историю НАТО референдум о вступлении в эту организацию проводился всего три раза, и каждый раз вопрос решался положительно. При этом он отметил, что «референдум в случае его проведения в Украине будет иметь исключительно консультативный характер, а вопрос о вступлении страны в НАТО все равно будет решаться на уровне властей».

В любом случае процесс вступления Украины в НАТО имеет как внутриполитические ограничители (тем более что конкуренция с «оранжевыми» и нынешний собственный оппозиционный статус усиливают антинатовские настроения в Партии регионов, которая резко протестует против подписания Яценюком «тройственного» обращения), так и внешнеполитические – Запад пока не торопится форсировать процесс. А это означает, что у России есть время и больше возможностей препятствовать евроатлантической интеграции соседней страны. Тем более важно отметить, что в данном случае проект вступления в НАТО в большей степени отвечает политическим интересам президента Виктора Ющенко, в то время как Юлия Тимошенко была в этом плане более осторожным политиком.

Помимо проблемы вступления в НАТО, новое правительство Украины инициировало еще ряд процессов, способных усугубить конфликт с Россией. Так, украинская сторона намерена 21 января 2008 года изъять в пользу Министерства транспорта страны радионавигационную систему «Марс-75», арендуемую Черноморским флотом России. Помощник главнокомандующего ВМФ России Игорь Дыгало заявил, что главное командование ВМФ России расценивает эти действия как противоречащие базовым соглашениям 1997 года. Таким образом, теперь можно ожидать и возобновления дискуссии о пребывании на украинской территории как навигационных объектов, так и всего Черноморского флота.

Негативной для России новостью стал снятие последних препятствий на пути вступления Украины в ВТО. Член Еврокомиссии, курирующий вопросы торговли, Питер Мэнделсон и украинский вице-премьер Григорий Немыря подписали в 16 января в Лондоне соглашение о снижении экспортных пошлин на некоторые виды сырья. Тем самым, урегулирована последняя проблема, стоящая на переговорах Украины и ЕС. Напомним, что в Кремле очень болезненно относятся к идее более раннего вступления Украины в ВТО: в этом случае Россия будет вынуждена вести переговоры и с ней об условиях присоединения к этой организации. Ранее предполагалось, что обеим странам обеспечат одновременное вступление – такая версия озвучивалась и со стороны представителей США, и ЕС. Однако теперь это вряд ли будет возможным. Как заявил президент Украины Виктор Ющенко, Украина может вступить в ВТО уже в феврале (хотя реально этот процесс займет несколько месяцев).

Наконец, самыми острыми и наиболее «перспективными» с точки зрения развития кризиса являются газовые отношения двух стран. Премьер-министр Юлия Тимошенко инициировала полный пересмотр схем газовых поставок газа в Украину. Во-первых, предложено отказаться от услуг посредника – RUE и снизить долю «Газпрома» на внутреннем рынке поставок газа. Тимошенко намерена взять под контроль внутренний рынок газа Украины, ограничив долю на нем ЗАО «Укргаз-Энерго» (в нем «Газпром» через Rosukrenergo владеет 25%) c 70% до 7%. Во-вторых, инициировано резкое повышение цен на транзит российского газа. Об этом стало известно в связи с визитом в Москву главы НАК «Нафтогаз» Олега Дубины: Украина хочет увеличить ставку за прокачку тысячи кубометров российского газа в Европу по 100 км территории страны с 1,7 до 9,32 долларов. В-третьих, ставится вопрос о снижении зависимости от России и поиске дополнительных источников «голубого топлива». В ответ Россия пригрозила Украине резким ростом цен на газ. Исполнительный директор RUE Константин Чуйченко заявил, что «с начала 2008 года компания заместила 740 млн куб. м азиатского газа российским сырьем из-за снижения объемов поставки природного газа из Центральной и Средней Азии. В связи с этим Rosukrenergo закупило российский газ в объеме 740 млн куб. м по цене $314,7 млн за 1 тыс. куб. м», - сказал он. А это означает только одно: средняя цена газа для Украины может значительно вырасти, и у нее образуется новый долг.

Пока стороны лишь обменялись угрозами. Однако перспектива нового конфликта достаточно серьезна. С одной стороны, есть непреодолимые факторы, которые будут способствовать развитию конфликта. Так, Украина будет настаивать на ликвидации посредника и росте цен на транзит. Россия в свою очередь будет бороться за сохранение монополии на поставки газа, а значит, сохранении посредника. Изменений в схемах поставок «голубого топлива» избежать не удастся, и торг будет вестись очень жестко, что дает основания для резкого обострения газовых отношений, вплоть до новых отключений.

В то же время есть и факторы, которые позволяют рассчитывать на преодоление кризиса. Так, по данным СМИ, «Газпром» не устраивают партнерские отношения с Дмитрием Фирташем, и монополия озабочена поиском замены. Не исключается, что Украине будет предложено напрямую приобрести долю в RUE. И здесь проблема договоренности с Тимошенко может быть решена положительно. Что же касается цен на газ и транзит, то достижение компромисса здесь находится в прямой зависимости от договоренности по схеме поставок, а также разрешения политических проблем между двумя странами. С экономической точки зрения, обе страны находятся во взаимозависимости, и в итоге обе будут вынуждены прийти к той или иной приемлемой формуле: Россия имеет обязательства перед Европой, а Украина – критическую потребность в российских поставках. Поэтому стороны будут вынуждены договориться, и главный предмет торга будет касаться прежде всего схемы поставок газа.Заметим, что как в ситуации 2005 года, так и сейчас фактическим инициатором пересмотра газовых отношений России и Украины выступает сама Украина, рассчитывая на моральную поддержку Запада (напомним, что именно Виктор Ющенко на волне «оранжевой революции» выступил с предложением пересмотреть отношения с Россией в газовой сфере, сделав из рыночными и прозрачными). Сейчас созданы все условия для повторения «газовой войны»: Кремль готов максимально резко реагировать на усиление атлантического вектора Украины и попытки снизить зависимость от России. Однако сейчас есть и условия, позволяющие избежать кризиса: Россия сейчас более договороспособна, и главной задачей является не переформатирование отношений (как в 2005 году), а сохранение всех тех достижений, которые были получены по итогам «газовой войны». В противном случае Россия будет рисковать своей монополей на покупку азиатского газа (отсутствие компромисса России и Украины повышает шансы на сближение Украины с Туркменией как основным поставщиком «голубого топлива»), а также репутацией в глазах Запада, что в период самоутверждения нового президента создает дополнительные политические риски. В отличие от 2005 года теперь динамика развития конфликта будет находиться в большей зависимости от степени жесткости позиции Украины, а точнее, степени ее антироссийской и прозападной ориентации.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net