Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.02.2008 | Татьяна Становая

Дмитрий Козак продвигает свои реформы

25 января прошло заседание правительственной комиссии по инвестпроектам, на которой министр регионального развития Дмитрия Козак выступил с предложениями кардинально пересмотреть схемы финансирования проектов. На прошедшей неделе Козак также презентовал свою стратегию регионального развития. Козак становится одним из ключевых игроков в кабинете министров России.

На заседании правительственной комиссии по инвестпроектам Дмитрий Козак предложил пересмотреть нынешний порядок инвестирования средств инвестфонда. Главная проблема заключается в вероятном дефиците средств: если сохранится действующая схема пополнения (выделение средств по согласованию с Минфином – предварительно по 100 млрд. в год с 2011 г), то нехватка денег возникнет в 2010 году, а к 2016 году дефицит составит 600 млрд. рублей. Грубо говоря, основная идея Козака состоит в том, чтобы ужесточить критерии инвестирования. Сейчас вопросы предоставления средств рассматриваются в постоянном режиме, по мере поступления, в то время как Козак предлагает делать это два раза в год на основе критериев приоритетности проектов. Эту же идею 28 января однозначно одобрил президент России Владимир Путин, что говорит о наличии у Козака политической поддержки.

В этом контексте Козак фактически наследует проблему бывшего министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа: именно он был главным лоббистом создания и пополнения инвестфонда. МЭРТу приходилось в непростой борьбе с Минфином отстаивать необходимость выделения средств, что часто удавалось за счет политической близости Грефа и Кудрина. После отставки и ухода Грефа, функции инвестфонда были переданы Минрегиону. Там опасаются, что теперь договориться с Минфином будет проблематично, и предлагают более тщательно подходить к выбору привлекательных инвестпроектов. Для решения проблемы предложено сделать механизм формирования инвестфонда более автономным от Минфина. Это может стать революционным: подобного не добивался даже близкий к Путину Греф.

Другим предложением Минрегиона стало ужесточение отбора региональных проектов. Как стало известно «Коммерсанту», сейчас Минрегион ввел фактически одно условие – «софинансирование за счет средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) с учетом бюджетной обеспеченности» этого субъекта. Теперь же предлагается для каждого региона определить размер квоты в инвестфонде, а также дополнительные критерии предоставления денег. Такими критериями, в частности, по мнению замминистра Максима Быстрова, могут стать сбалансированность бюджета региона, бюджетная эффективность, вклад в прирост ВВП, соотношение частных и государственных средств в предлагаемом регионом проекте.

Региональные власти недовольны существующими критериями (например, просят снизить минимальный объем инвестпроекта с 5 млрд рублей). Новые правила вряд ли найдут поддержку. Это стало видно на форуме РСПП, где Дмитрий Медведев назвал преждевременным снижение уровня минимального объема инвестпроекта, но предложил подумать над коррекцией критерия вклада инвестпроекта в рост ВВП – на данный момент требуется 0,1%. Тем самым, Медведев не исключает, что в некоторых направлениях возможности по получению средств инвестфонда могут быть смягчены и расширены, чтобы стимулировать региональное развитие. Козак, напротив, предлагает сделать ставку на крупные проекты, снизив общее количество проектов, получающих доступ к инвестфонду.

Компенсировать утраченные возможности на региональном уровне Козак намерен путем проведения региональной реформы. Параллельно с пересмотром правил финансирования инвестпроектов, Козак активно взялся за стратегию регионального развития. Напомним, что он давно занимался этой проблематикой: еще в 2002 году, работая в АП, разрабатывал реформу федеративных и межбюджетных отношений. Став полпредом президента в Южном федеральном округе, он в 2005 году выступил с предложением, вызвавшем большой резонанс в СМИ: по его мнению, регионы, на 80-90% зависящие от дотаций федерального центра, должны лишиться политической самостоятельности. Речь шла о введении внешнего управления в финансово-неблагополучных регионах. При этом благополучные регионы, напротив, должны становиться «локомотивами роста», получать больше экономической самостоятельности и господдержки. Иными словами, предлагалось делать ставку на сильных и помогать именно им.

Сейчас Козак реанимирует свои идеи. Он вновь указывает, что в условиях ужесточения политического контроля регионов, федеральная власть может пойти на расширение экономической самостоятельности территорий. Предлагается объединить депрессивные и успешные регионы в семь-десять макрорегионов: тогда проблема выравнивания развития будет зависеть не от субсидий федерального центра, а от способности успешного региона «вытянуть» за собой депрессивные. При этом без поддержки федерального центра не обойдется: каждый регион получит по 1 млрд. рублей в год на инвестиционные проекты. Тем самым, фактически происходит разделение инвестфонда на федеральный и региональные: центр будет предоставлять территориям возможность самим решать, куда направлять свои «инвестфонды». При этом принцип зависимости политической самостоятельности от экономической эффективности Козак предлагает сохранить: чем больше регион будет зарабатывать, тем больше прав он может получить. Однако пока ни о каких политических реформах речи не идет.

Масштабные инициативы Дмитрия Козака, пока частично подкрепленные одобрением Владимира Путина и носящие стратегический, долгосрочный характер, свидетельствуют о том, что Козак возвращает себе роль одного из ключевых идеологов государственной политики. Этому способствует некоторое ослабление Алексея Кудрина: важнейшие прерогативы инвестиционной политики перешли от его идеологического «союзника» и одновременно конкурента в лице МЭРТа Минрегиону. Все это может означать, что Козак будет востребован и в новом правительстве, после избрания президента и сохранит за собой функции разработки и реализации стратегий регионального развития.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net