Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.02.2008 | Светлана Самойлова

Кремль и ОБСЕ не сошлись в принципах

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентская ассамблея (ПА) ОБСЕ отказались от мониторинга президентских выборов, обосновав это невозможностью в полной мере осуществить полноценное наблюдение. Это произошло после провала переговоров в Москве, на которых ЦИК пошел на ряд уступок, но отказался принципиально менять формат допуска наблюдателей.

Как говорится в распространенном 7 февраля заявлении БДИПЧ, «Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) сожалеет о том, что введенные для его миссии наблюдателей ограничения не позволят ему отправить миссию на выборы президента России 2 марта 2008 года». Одновременно от мониторинга выборов отказалась и парламентская ассамблея ОБСЕ, которая в отличие от БДИПЧ присылала наблюдателей на выборы в Госдуму 2 декабря. Причина – отсутствие конкуренции (правда, ПА ОБСЕ не наблюдала за президентскими выборами и в 2004 году по той же причине). Судя по всему, это публичная политическая позиция. Однако, как заявил председатель международного комитет Госдумы Константин Косачев, отказ ПА ОБСЕ связан с тем, что организация не наблюдает обычно за выборами президента, тем более когда они не предвещают серьезных политических катаклизмов. Возможно, эта позиция носила более неформальный характер: в действительности решение ПА выглядит как акт моральной поддержки БДИПЧ. Аналогичную позицию занял и Северный совет, объединяющий скандинавские страны.

В отличие от думских выборов теперь ОБСЕ вообще не будет представлена на выборах. В то же время в Москву прибыла делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) под руководством Андреаса Гросса, которая встретилась с представителями фракций в Госдуме, главой ЦИКа Владимиром Чуровым, представителями штабов кандидатов в президенты, в том числе кандидатом в президенты Михаилом Касьяновым, которому было отказано в регистрации.

Напомним, что главной причиной конфликта с ОБСЕ стал новый жесткий формат, введенный для международных наблюдателей. Число приглашенных было резко сокращено, равно как и время их пребывания на территории России. Наблюдатели также оказывались ограниченными в возможностях комментировать выборы и давать оценки – в противном случае они могли лишиться аккредитации. Кроме того, Кремль попытался корректировать и списки наблюдателей, исключая из него тех, кто ранее был «засвечен» в «цветных революциях» в Украине или Грузии. Тем самым, российская власть попыталась минимизировать внешние риски избирательного процесса и влияние Запада.

При этом, судя по всему, вопрос о внешней легитимности приобретает для Кремля второстепенное значение. И это несмотря на то, что нынешние президентские выборы отличаются от думских характером кампании главного кандидата. Президентская кампания была изначально задумана как иная по своей стилистике (неслучайно идет реорганизация «Наших», увольняются некоторые прокремлевские пропагандисты). Кремль заинтересован в проведении «рафинированных» выборов, имеющих международный сертификат о соответствии демократическим стандартам. Однако только при условии, что этот сертификат выдан по российским правилам. В противном случае внешней легитимацией власть готова пренебречь.

Так, не могло идти речи о пересмотре принципиальных ограничений по количеству и срокам пребывания миссии. Зато по конкретным датам и минимальным изменениям в численности торг был допустимым. Судя по сообщениям СМИ, на такие компромиссы были готовы идти и в БДИПЧ. В частности, ЦИК предлагал БДИПЧ послать первую группу экспертов 7-8 февраля. Группа составом не более 12 человек могла прибыть к 11 февраля при условии принятия графика работы, предложенного ЦИКом, который включает ознакомление с практикой работы комиссии по проверке подписей, встречи в штабах кандидатов, ознакомление с системой «ГАС-выборы» и мониторингом СМИ по освещению кампании. Остальные представители миссии в количестве 70 человек смогли бы прибыть в Россию, как и предлагал ЦИК, не ранее 28 февраля. В ходе переговоров ЦИК разрешил приезд не ранее 20 числа. БДИПЧ, в свою очередь, просил перенести дату на 15 февраля, а количество наблюдателей увеличить до 75. Очевидно, что торг велся далеко не за принципиальные позиции. По принципиальным вещам БДИПЧ уступать не собирался.

На этом фоне позиция ОБСЕ выглядела не менее жесткой, чем российского ЦИКа. «Ни за три, ни за десять дней мы не сможем выполнить свой мандат. Ни о каком сближении позиций речи не идет, поскольку это не переговоры», - заявил и. о. пресс-секретаря бюро Кертис Бадден. В ЦИК подобное отношение восприняли как ультиматум, и ни о каких иных шагах навстречу уже речи идти не могло.

МИД России выразил глубокое сожаление в связи с отказом ОБСЕ от мониторинга выборов и переложил ответственность за это на саму организацию, обвинив ее в преднамеренном срыве переговоров. С критикой ОБСЕ выступил также авторитетный для Запада экс-президент СССР Михаил Горбачев, который призвал к реформе ОБСЕ. Он напомнил, что ОБСЕ «создавалась, чтобы строить архитектуру общеевропейской безопасности, но поскольку из этого ничего пока не получилось, то ее приспособили к другим делам». С самого начала, заметил Горбачев, «ОБСЕ через свои структуры действовала бесцеремонно».

Кремль, судя по всему, уже не опасается влияния международных наблюдателей на выборы, равно как и их критических замечаний – первое в любом случае было бы минимизировано, второе – неизбежно. Кремль борется за признание России равноценной страной с демократической системой, не уступающей другим развитым странам, и тем самым настаивает на унификации правил мониторинга за выборами. Отказ от унификации в Кремле расценивается как предвзятое и политически мотивированное решение ОБСЕ. В этих условиях компромисс по принципиальным вопросам был бы равнозначен признанию самой российской властью своей «недоразвитости», что в нынешних условиях исключено и не может быть отринуто даже ради «рафинированных» выборов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net