Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

14.02.2008 | Татьяна Становая

Президент по доверенности

14 февраля президент России Владимир Путин провел последнюю в качестве главы государства традиционную пресс-конференцию с российскими и иностранными журналистами. Однако, несмотря на это, содержательно она мало чем отличалась от всех предыдущих пресс-конференций. О готовящемся уходе Путина с поста президента говорило лишь одно обстоятельство: он отвечал на вопросы рекордные четыре с половиной часа. При этом сделать выступление банальным отчетом о проделанной работе Путину удалось не в полной мере: аудиторию в первую очередь волновал вопрос, как будущий президент и будущий премьер будут сосуществовать в рамках действующей политической системы.

Институт президента в России является ключевым, а фигура премьера – существенно более технической. Поэтому у многих сформировалось убеждение, что либо Путин изменит Конституцию в сторону усиления фигуры главы кабинета министров, либо придет на пост премьера временно, поскольку в противном случае появятся два институционально конкурирующих центра влияния, так называемая диархия, в рамках которой избежать конфликта будет практически невозможно. Президент будет иметь всю полноту конституционных полномочий, которые позволяют ему вызывать на еженедельные отчеты премьера и, например, спрашивать с него за недостаточные успехи в борьбе с инфляцией. Также новый президент пройдет через всенародные выборы, получив, возможно, больший процент, чем Путин в 2004 году.

Однако действующий президент дал понять, что никакой конкуренции с Медведевым у него не будет. Как не будет никаких изменений в Конституцию, ослабляющих президентскую власть. Путин четко заявил, что посягать на полномочия Медведева не намерен: «Такому человеку не стыдно и не страшно передать основные рычаги управления страны». Отвечая на вопрос финской журналистки о том, какие рекомендации он будет давать Дмитрию Медведеву в случае его избрания главой государства, действующий президент заверил, что не стал бы поддерживать кандидата, если бы тот нуждался в советах и опеке. «Дмитрий Анатольевич – он зрелый политик. И я знаю, как выстраивать отношения с главой государства», - сказал Путин. «Наши отношения будут очень гармоничными», - пообещал он.Таким образом, речь о перераспределении формальных полномочий не идет. То есть Медведев будет полноценным президентом.

Одновременно Путин дает понять, что премьером будет влиятельным. Его стратегическая программа, озвученная на Госсовете, означает, что основные направления государственной политики разрабатывает и будет реализовывать он сам. Также Путин будет опираться на фактическую монополию «путинской элиты» в системе госуправления. Его отчет в ходе нынешней пресс-конференции об итогах работы также совершенно четко дает понять: Путин-премьер ничем не будет отличаться от Путина-президента.

С формальной точки зрения его возможности в рамках полномочий правительства позволяют ему сохранить свое влияние на принятие решений. Заметим, что в России политический вес премьер-министра всегда находился в зависимости от человека, который занимает эту должность. Стоит ли сравнивать по влиятельности Виктора Черномырдина и Михаила Фрадкова? «Полномочий у главы правительства достаточно», - четко заявил Путин. Должность премьер-министра страны, по его мнению, дает возможность для самореализации. «Я буду работать с такой же отдачей, как и на посту президента Российской Федерации», - также пообещал он. Тем самым, Путин будет де-факто пользоваться всей полнотой возможностей правительства, которые были фактически свернуты в последние годы из-за формирования моноцентризма. Одновременно он усилит статус премьера своим неформальным весом, кадровым ресурсом и опорой на широкие слои населения.

Получается, что модель диархии неизбежна. Возникнут два центра влияния, подверженных динамическим изменениям. Президент будет наращивать свой политический вес, а премьер его так или иначе терять (это неизбежно, так как конфликтующие группы влияния станут диверсифицировать свои интересы, что раньше было делать трудно). Возникает закономерный вопрос: как Путин и Медведев выйдут из этого противоречия, если известно, что предложенная властная схема не будет временной? Ведь Путин заявил, что готов работать премьером до тех пор, пока Медведев работает президентом.

Но он же дал и ответ на этот вопрос. «Есть такая химия – личное доверие», - заявил президент. «Он меня ни разу не подвел», – сообщил Путин. А это означает, что он рассчитывает выстраивать отношения с Медведевым на основе взаимной договоренности: Медведев будет брать на себя фактических полномочий только столько, сколько даст Путин. Вот именно на эту формулу и надеется нынешний президент. Однако такая формула является крайне рискованной.

Во-первых, ее применение резко снижает роль формальных институтов и механизмов по разрешению конфликтов. Напротив, возрастает роль неформальных связей. В случае гипотетического конфликта возможности Медведева могут быть слишком сужены, и разрешить его в рамках президентских полномочий он не сможет. Или, с другой стороны, отправив Путина в отставку, он будет вынужден столкнуться с мощным фронтом «путинской команды», которой позволял оставаться на плаву «по договоренности» после избрания президентом. Нынешние межклановые войны на этом фоне покажутся просто детской забавой.

Во-вторых, может ощутимо снизиться эффективность управления из-за дублирования структур. В России помимо в меру самодостаточного правительства есть институт администрации президента, который часто выполняет дублирующие функции. Даже в ситуации безоблачных отношений в тандеме Путина и Медведева институционально избежать конфликта между их командами (институциональными опорами двух этих фигур) будет практически невозможно. До сих пор арбитр был один – Путин. А кто будет арбитром в конфликте между влиятельными сотрудниками администрации президента и ключевыми игроками в кабинете министров?

В-третьих, доверие – вряд ли достаточно надежная гарантия обеспечения политической стабильности. Политические институты и законодательство – вот единственная и неизменная основа для функционирования политической системы. Они создают механизмы регулирования конфликтов. Личное доверие же – это отсутствие механизмов и чрезмерная зависимость всей стабильности от качества отношений двух политических фигур. Как будут решаться все эти проблемы, сейчас совершенно не ясно. Остается лишь рассчитывать на то, что двум руководителям удастся договариваться о том, кто же из них главный.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net