Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.02.2008 | Игорь Бунин

Граждане, а не подданные

В современном мире человеческий фактор имеет куда большее значение, чем в предыдущие периоды истории. Индустриальное общество востребовало строгую иерархию в отношениях между людьми, доминировал тип работника, способного эффективно работать на конвейере (хорошо известный «фордизм» 20-х годов). Фактор политической и социальной психологии не учитывался в планах реформаторов и контрреформаторов, которые часто занимались рискованными экспериментами. Человек воспринимался как материал, из которого можно сделать все, что угодно – хоть трудолюбивого наемного работника, хоть строителя светлого будущего.

Сейчас ситуация принципиально изменилась. Если Россия действительно хочет выйти в число лидеров мирового сообщества – а возможности для этого есть, учитывая экономический и интеллектуальный потенциал страны, – то она должна жить по правилам постиндустриального общества, которые предусматривают отказ от жестких иерархических схем, максимальное развитие инициативы, постоянное соотнесение принимаемых решений с реальными запросами людей.

Человеческий фактор в постиндустриальном обществе может функционировать только на основе меритократического принципа, когда успех, карьерное продвижение зависит только от талантов и образования, а не от неформальных критериев, как это часто происходит сейчас в России. Необходимо целенаправленно поощрять создание нового типа работника, ориентированного на решение творческих задач, а не «зажатого» жесткой дисциплиной и только умеющего безынициативно выполнять порученную работу.

Что надо делать для достижения этой цели?

Представляется, что необходимо создание гибкой системы непрерывного образования, которая должна готовить не только высококвалифицированных работников, но и творческих личностей инновационного типа. Такая система позволит более успешно реагировать на потребности экономики, вовлекать в нее людей, занимающихся трудовой деятельностью. Современная очная система часто является профанацией обучения (я не имею в виду несколько наиболее успешных вузов) – выпускников приходится доучивать – а то и переучивать – на их рабочих местах. Кроме того, многие студенты дневной формы обучения занимаются трудовой деятельностью, причем не в качестве приработка, а основной работы, что вполне понятно – им же надо зарабатывать на жизнь.

Альтернативой является создание нетрадиционных учебных заведений: «университетов без стен», «школ гибкого обучения». При этом не надо открывать Америк – подобный опыт уже используется в «постиндустриальных» странах. Самым известным примером является опыт функционирования Открытого университета в Великобритании, в котором подготовка специалистов эквивалентна университетскому образованию и ведется без отрыва от производства, на заочной основе. В рамках непрерывного обучения происходит переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с тем, чтобы студенты имели право на выбор предметов, которые они намерены изучать. Существуют опасения, что студенты не смогут сами принимать подобные решения, но, отметим, что речь идет не только о взрослых (их ровесники служат в армии), но и о рационально мыслящих людях, заинтересованных в успешной карьере.

Очень важной является задача общественно-государственной поддержки талантливых детей из социально неблагополучных семей. Наше общество крайне дифференцировано и живет, минимум, на трех скоростях – от лидеров до аутсайдеров. Разумеется, нельзя заставить людей стать лидерами, если они сами не хотят работать для достижения этой задачи, но можно помочь создать равные стартовые возможности для тех, кто способен к лидерству, помочь им обрести социальную мобильность. Данный проект можно реализовать на основе принципа частно-государственного партнерства как в общенациональном, так и в региональном масштабе.

Вспомним об опыте Америки, которая в 60-е годы реализовала программу Merit по поиску и отбору талантливых школьников, которые затем «продвигали» экономику и научно-техническую сферу США. В ее рамках ежегодно около 35 тысяч наиболее успешных старшеклассников проходили двухтуровое тестирование, победители которого (около 10 тысяч) обеспечивались стипендией для продолжения образования в высшей школе. Не прошедшие в финал участники проекта также поощрялись (с помощью рекомендательных писем) к продолжению образования. Возможно, что этот опыт можно применить и в России – с особым вниманием к региональному и социальному факторам.

При этом надо понимать, что эти меры могут дать видимый эффект лишь в долгосрочной перспективе. В настоящее время семья, учреждения дошкольного и школьного образования в совершенно недостаточной степени работают над формированием творческой личности. Преобладают крайности – от палочной дисциплины до оставления ребенка фактически на произвол судьбы и улицы. Однако если сейчас предпринять необходимые меры по стимулированию «выращивания» творческих личностей, то можно создать условия для распространения их опыта и в другие социальные группы. В настоящее время государство может планировать свои действия на долгосрочную перспективу – до 2020 года, и это «окно возможностей», связанное с благоприятной экономической конъюнктурой, необходимо оптимально использовать.

Отдельная тема в рамках проблемы человеческого фактора - подготовка современных государственных служащих, которые могли бы успешно работать в условиях рыночной экономики, которые диктуют постепенный переход к системе «электронного правительства». Такие госслужащие должны быть не только высококлассными профессионалами, но и обладать чувством корпоративности – не в смысле формирования очередной надменной бюрократической касты, а в контексте воспитания непримиримости к коррупции и нарушению этических правил. Для создания такой корпорации необходимо учреждение престижного учебного заведения по типу французской ENA, которое готовило бы профессионалов в области государственной службы. И успешность дальнейшей карьеры госслужащего должна в большей степени зависеть от результатов, полученных им на конкурных испытаниях, а не от субъективных обстоятельств.

Человеческий фактор предусматривает не только изменение системы подготовки кадров, но и постоянное внимание к проблемам психологического характера. Отсюда и необходимость, наряду с экономическим прогнозированием, ввести постоянное социально-психологическое прогнозирование с использованием методики мониторинга. Информационное, пиаровское сопровождение тех или иных инициатив, безусловно, способно решать многие проблемы, но не стоит абсолютизировать сугубо технологические методы. Российская власть должна иметь исчерпывающее представление как о последствиях принимаемых решений (чтобы не повторялись ошибки реализации такого объективно необходимого проекта, как монетизация льгот), так и об основных векторах общественных настроений. Таким образом, появляется возможность не только предотвращать ошибки и реагировать на возникающие проблемы, но и действовать на опережение. При этом следует использовать международный опыт подобных исследований.

Внимание к человеческому фактору неизбежно влечет за собой и решение политических вопросов. Творческая личность – это уверенный в своих профессиональных знаниях, самодостаточный человек с высоким уровнем стремлений, гражданин, а не подданный. Соответственно, необходимо решение и политических проблем, в том числе задачи модернизации государственных институтов, которые должны быть более доступны для граждан и обладать более высоким авторитетом, тесно взаимодействовать со структурами гражданского общества. Вспомним при этом, что США в годы «великой депрессии» спасли от краха не только реформы Рузвельта, проведенные в рамках «Нового курса», но и стабильные легитимные институты, не позволившие обрушиться системе. И в период постиндустриального общества институты хотя и видоизменяются, адаптируясь к новым реалиям, но по-прежнему сохраняют свою значимость для страны и граждан.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Статья представляет собой доклад, сделанный на V Красноярском экономическом форуме 16 февраля 2008 года

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net