Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.03.2008 | Дмитрий Тымчук

Игры атлантистов

Свою карту в раскладывающийся и все более интригующий пасьянс «Украина-Грузия-НАТО» выложила на днях канцлер ФРГ Ангела Меркель. По ее словам, ни Киев, ни Тбилиси не могут рассчитывать на присоединение к Плану действий относительно членства в Североатлантическом альянсе в обозримом будущем. По крайней мере, приближающийся Бухарестский саммит НАТО, по мнению Меркель, уж точно не сделает такого подарка этим давним странам-партнерам Альянса.

Аргументация немецкого канцлера проста – в Украине нет единства мнений власти и общества по вопросу евроатлантической интеграции, а в Грузии остается вопрос окончания региональных конфликтов. Аргументация, признаем, интересная.

Начнем с того, что, по данным официальных соцопросов, практически во всех странах последних двух волн расширения НАТО за три года до вступления в Альянс лишь треть населения поддерживало правительственные планы. Тогда как на момент вступления – 80% и более. То есть показатель Украины, учитывая ее намерение лишь присоединиться к ПДЧ на данном этапе, в целом укладывается в норму. В дальнейшем - все зависит исключительно от умения украинской власти. Последняя, правда, за все время с момента подписания Хартии «Об особом партнерстве между Украиной и НАТО» в июне 1997 года все больше предавалась словоблудию, нежели каким-либо практическим действиям. Но это детали. По поводу региональных конфликтов, проблемы сепаратизма и евроатлантической интеграции Грузии в этом контексте вообще лучше промолчать. Уже набили оскомину упоминания басков в Испании, давняя проблема Кипра, да и турки сейчас на своих северных границах с заходами в Ирак уж никак не выходами на пикники занимаются. А тут госпожа канцлер вспоминает проблему грузинских территорий как нечто из ряда вон…

Понятно, что высказывания Меркель в данном случае – не более чем дипломатический трюк. Скорее, в обоих случаях можно говорить о последних событиях в мире – прежде всего о проблеме независимости Косово, - фактически расколовших (точнее – резко углубивших существовавшие глубокие внутренние противоречия) НАТО и ЕС изнутри, вносящих дополнительную неразбериху и в без того далекие от гармонии отношения между этими двумя структурами. И за всем этим неизменно встает призрак третьего игрока, небезучастно относящегося как к делам европейским, так и внешнеполитическим скитаниям Киева и Тбилиси. Речь идет, конечно же, о России.

Интересно, что при всех обвинениях со стороны НАТО и ЕС в адрес России как неадекватного игрока на международной арене, именно последняя играет сегодня главную роль, если не дирижера, то, по крайней мере, катализатора процессов, потрясающих в корне и Альянс, и Евросоюз. Если кому угодно классифицировать по «внешнеполитическому признаку» государства на евроатлантическом пространстве, то проще всего это делать, исходя из их поддержки или отрицания курса Москвы.

Украине и Грузии, а точнее, их правительствам, не повезло: проблема независимости Косово возникла именно в тот момент, когда Бухарест вовсю готовится к проведению саммиту НАТО. И в любом другом случае вопрос присоединения этих стран к ПДЧ вышел бы далеко за пределы формата диалога Киев-Брюссель и Тбилиси-Брюссель. Однако сейчас, после резкого политического демарша Кремля против Белого дома и европейских сторонников независимости сербской автономии, а особенно поддержки этой позиции другими, в том числе европейскими державами, Брюссель особенно склонен идти на уступки. Заявление же Москвы о выходе из режима санкций СНГ против Абхазии в контексте признания западным большинством независимости Косово только размягчает руководство Альянса, заставляя его забыть о былом «подростковом нонконформизме», свойственным более временам «холодной войны».

С ЕС – та же картина. В статье 40 с треском провалившегося проекта Европейской Конституции сказано: до тех пор, пока только начавшая действовать политика в области безопасности и сотрудничества Евросоюза не наберет полные обороты, став самодостаточной, «участвующие государства-члены работают в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора». Проще говоря – без лишних сомнений и дебатов идут в фарватере США, в основном формирующих внешнюю политику Брюсселя. Это, конечно, блеф – Евроконституцию в этом контексте зарубили на корню не излишне политически активные французские граждане, а сами авторы проекта, которые вместо создания политкорректных формулировок ударились в откровенную ахинею. В данном случае легкий ненавязчивый креативчик смотрелся бы куда удачнее дубовых явно спорных деклараций. И неоднородная Европа прямо отказалась молча скушать предложенное общеевропейское законодательное блюдо.

Эта ошибка сейчас и демонстрируется на практике такими мощными европейскими державами, как Германия и Франция. Вспоминая позицию Москвы по отношению к Абхазии, стоит вспомнить и тот факт, что Тбилиси нынче громко заявляет о поддержке Грузии со стороны Евросоюза. В частности, оперируя словами Верховного представителя ЕС по внешней политике Хавьера Соланы: Евросоюз поддерживает президента Грузии Михаила Саакашвили и призывает «продолжать сближать» Грузию с Европейским союзом. Однако известен и тот факт, что сразу после заявления Соланы официальный Берлин и Париж заявили, что это – вовсе не их мнение.

Похоже, вкупе с проблемой Косово вопрос присоединения Украины и Грузии к ПДЧ становится очередным «яблоком раздора» между Германией в союзе с Францией и США. Сразу после заявления Меркель последовала реакция Вашингтона. Ангела Меркель высказалась в том смысле, что пока Киев с Тбилиси не решат своих проблем, то и рассматривать вопрос о ПДЧ никакого смысла нет. Ей в ответ помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дениэл Фрид тут же заявил, что этот вопрос будет одним из ключевых на саммите в Бухаресте – в этом уверен Конгресс Соединенных Штатов, приветствующий процесс расширения Североатлантического альянса. Уже сам факт подобной перепалки свидетельствует о том, что Бухарестский саммит может стать местом серьезных политических баталий между «динозаврами» Альянса – начиная с обсуждения регламента.

С другой стороны, под шумок без проблем могут быть приняты другие три кандидата, уже действующие в рамках ПДЧ – Албания, Хорватия и Македония (кстати, против Македонии Меркель ничего не имеет, о чем сама и заявила, хотя некоторые вопросы взаимоотношения этой страны с Грецией вызывают, мягко говоря, смущение). Россия, отвлекаясь на Украину и Грузию, явно пропустит этих троих кандидатов, не смотря на то, что с их вступлением «мир и стабильность по-американски» на Балканах будут обеспечены, о чем через Брюссель позаботится Вашингтон.

В любом случае, понятно, что ни Украине, ни Грузии так просто, за здорово живешь, не то что пробраться в НАТО, но и присоединиться к ПДЧ не удастся. Европейцам в их большинстве уж никак не светит перспектива стать заложниками ситуации и собственноручно втягивать себя в «разборки» между Киевом и Тбилиси с Москвой. Так что в данной ситуации Украине и Грузии стоит готовиться к горечи разочарования от отказа и дипломатичного предложения «работать в том же духе». А России – не просто радоваться, а быть готовой развивать «раскольничьи» европейские успехи. Если она, конечно, готова переключиться с тактики на стратегию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net